Найти в Дзене
еще одну серию

На дне (рецензия на дораму «Игра в кальмара 3»)

Оглавление

Netflix: из искусства в конвейер. Шоу, которое начиналось как удар по капитализму, закончилось как его рекламный ролик. Такая вот ирония. Ожидаемо, третий сезон «Игры в кальмара» вызвал неоднозначные реакции. Когда что-то становится глобальным феноменом и имеет продолжение, это неудивительно.

О чем

История начинается сразу после событий второго сезона, где восстание Сон Ки Хуна (Ли Чон Чжэ) против организаторов игр потерпело крах. Герой, опустошенный и сломленный, возвращается в игру, но теперь его мотивация смещается с личного выживания на защиту новорожденного ребенка Джун Хи (Чо Юри), который становится невольным участником игр. Этот поворот добавляет эмоциональной глубины, но также вызывает вопросы к логике сюжета.

-2

Об актерах и героях

Сон Ки Хун / 456 (Ли Чон Чжэ) в этом сезоне самый мрачный из героев. Он борется с депрессией и виной, после чего находит новый смысл продолжать бороться. И актер в очередной раз блестяще передает героя в развитии – от яростного мстителя во втором сезоне до сломленного, но не сдавшегося игрока, который все еще продолжает верить в человека. Его финальный монолог – ключевая идейная точка всего проекта, это выстрелило прямо в цель.

Сон Ки Хун / 456 (Ли Чон Чжэ)
Сон Ки Хун / 456 (Ли Чон Чжэ)

Хван Ин Хо / Ведущий (Ли Бён Хон) – манипулятор и главный антагонист, в этом сезоне уходит в тень. У него мало экранного времени, но Ли Бён Хон по-прежнему играет в холодок и харизму на высшем уровне.

Хван Ин Хо / Ведущий (Ли Бён Хон)
Хван Ин Хо / Ведущий (Ли Бён Хон)

Хван Джун Хо (Ви Ха Джун) все так же продолжает искать брата и место проведения игр. Ви Ха Джун отлично передал отчаяние и бессилие своего персонажа, но его сюжетная линия... об этом в минусах.

Хван Джун Хо (Ви Ха Джун)
Хван Джун Хо (Ви Ха Джун)

Мён Ги / 333 (Им Ши Ван) – действительно «невероятный» Мён Ги, жадный до больших денег игрок и вообще главный монстр сезона. Все время удивляет невероятный актерский диапазон игры Им Ши Вана. Казалось бы, такой милашка-айдол из группы ZE:A, а сколько всего он может передать на экране в своих положительных и отрицательных ролях. И здесь он идеально показал, как жадность и страх ломают человека.

Мён Ги / 333 (Им Ши Ван)
Мён Ги / 333 (Им Ши Ван)

Джун Хи / 222 (Чо Ю Ри) продолжает быть беременной участницей и даже становится матерью. Юная актриса убедительно сыграла отчаянную мать, которой необходимо любой ценой спасти своего ребенка. Героиня не плоская, она чувствует вину перед другими, ставшими ей близкими в этой игре участниками, открыто и с достоинством презирает мерзкого 333.

Джун Хи / 222  (Чо Ю Ри)
Джун Хи / 222 (Чо Ю Ри)

Хён Джу / 120 (Пак Сон Хун) в отличие от многих участников не просто борется за выживание, а демонстрирует смелость, лидерские качества и человечность даже в самых жестоких условиях.

Хён Джу / 120 (Пак Сон Хун)
Хён Джу / 120 (Пак Сон Хун)

Настоящая защитница, настоящая королева. Этим образом просто нельзя не проникнуться. Минутка радости от того, что Пак Сон Хуна не отменили, он должен был довести эту арку до конца, этот взгляд надежды и отчаяния никто, кроме него, передать бы не смог. Он продемонстрировал холодную решимость профессионала, но и уязвимость человека, который все еще верит в справедливость. И, клянусь, я рыдала, как маленькая девочка, во время просмотра второй серии сезона.

Хён Джу / 120 (Пак Сон Хун)
Хён Джу / 120 (Пак Сон Хун)
Хён Джу / 120 (Пак Сон Хун)
Хён Джу / 120 (Пак Сон Хун)

Дэ Хо / 101 (Кан Ха Ныль) – лживый «морпех», который врал о своем прошлом, чтобы прибиться к более сильным. В 3-м сезоне актер на 100 % хорош в исполнении роли трусливого зайчишки. Его финальная сцена была запоминающейся.

Дэ Хо / 101 (Кан Ха Ныль)
Дэ Хо / 101 (Кан Ха Ныль)

Гым Джа / 149 (Кан Э Шим) и Ён Сик / 007 (Ян Дон Гын), мать и сын, стали одними из самых трагичных в сезоне героев. Добрая пожилая женщина и психологически зависимый от нее сын. Кульминация сюжетной арки происходит, когда материнская любовь Гым Джа сталкивается с моральным выбором. История, с одной стороны, показывает родительскую жертвенность, а с другой – ее возможные пределы.

Гым Джа / 149 (Кан Э Шим) и Ён Сик / 007 (Ян Дон Гын)
Гым Джа / 149 (Кан Э Шим) и Ён Сик / 007 (Ян Дон Гын)

О проблематике и идее

Если первый сезон был сатирой на социальное неравенство, а второй – исследованием системного зла, то третий делает акцент на абсурдности и безнадежности борьбы против системы.

Игры продолжаются, несмотря на жертвы. Создатели проекта дают даже не намек, а вселяют полную уверенность в этом. После финала очередной игры система не рушится – она не ограничивается одной страной, это происходит повсеместно. В финале нарочито демонстрируется, что коррупция и эксплуатация не имеют границ.

-13

К теме потери человечности в этом сезоне также возвращались. Люди в безвыходных и не очень ситуациях готовы убивать... даже собственных детей ради денег. Игра уничтожает даже базовые человеческие качества.

Кроме того, это спорный момент и мы еще к нему вернемся, но жертвами системы здесь становятся даже самые невинные и беззащитные. Ребенок бросается в самый ад игры, что еще более обнажает жестокость мира, в котором даже младенцы не защищены от эксплуатации.

-14

И... вечный вопрос о том, что такое есть человек, в финале звучит тоже особенно выразительно. То, что нам сказал Ки Хун в конце игры, – это, с одной стороны, далеко не сатиновская гордость за человека (вспомним монолог из пьесы М. Горького «На дне»), но с другой – в нем все же есть нотки сопротивления унижению человеческого достоинства.

Финальная фраза Ки Хуна («Мы не лошади. Мы люди. А люди — это…») остается незавершенной, она обрывается. Это в своем роде открытый вопрос к зрителю. Создатель «Игры в кальмара» Хван Дон Хёк намеренно не дает ответа, заставляя нас размышлять об этом.

-15

Для сравнения все же оставлю цитату из драмы М. Горького, все же пересечений с идеей игры в ней звучит достаточно много:

«Человек – свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы... Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»
© М. Горький «На дне» (1900–1902)

О минусах

Есть объективные недостатки, которые нельзя списать на «субъективное восприятие», и молчать о них тоже, как мне кажется, не стоит.

VIP-персоны: худшая часть шоу

Роль випов возросла, но качество исполнения осталось на уровне пародии. Англоязычные актеры подавали реплики так, будто читали с листа. Их «злодейский смех» и похабные шутки выглядели неестественно. Это все похоже на какой-то зоопарк или цирк, маски животных на них обрели другой смысл, до того были нелепыми все их реплики. Просто карикатуры на богатых психопатов. Кроме того, сцены с их участием выбиваются из мрачного тона сериала, это все как один дурацкий фарс.

-16

Манипуляции на эмоциях зрителей: ребенок в играх

Новорожденный участник – это нарушение внутренней логики мира. Да это противоречит правилам самой вселенной. Младенец не может соревноваться, а его убийство – не «зрелище». Угроза его жизни – это шок ради шока.

-17

Сюжетные дыры, нелогичности, незавершенные линии

Традиционно персонажи действуют вопреки здравому смыслу, чтобы сохранить драму. Кроме того, если с формальной точки зрения все герои сериала получили свой финал, то вопросы к их мотивации остались и глубины раскрытия некоторых арок не хватило. Если конкретнее, то:

  • Детектив Хван Джун Хо (Ви Ха Джун) два сезона кряду искал остров, но в финале ничего не сделал. Его сюжетная линия – пустая трата времени. Более того, мы смотрели продолжение во многом ради того, чтобы его вопрос в финале первого сезона «Ин Хо... почему?» не повис в воздухе, а получил глубокий социальный и межличностный комментарий. И что же мы получаем к концу третьего сезона? Правильно, угадали – все то же «Ин Хо... почему?». И это удручает.
-18
  • Хван Ин Хо был статичным. Он практически ничего не делал. После такого яркого и убедительного развития образа во втором сезоне он стал блеклым. Его мотивация так и осталась за кадром, маленький флэшбэк нам не помог, а просто визуализировал то, о чем мы и сами догадывались. В финале он спасает младенца, хотя до этого хладнокровно убивал сотни людей. Это должно было показать «искру человечности»? Или это намек на его собственную травму (например, потеря ребенка в прошлом)? Нет. Никаких пояснений. Просто подбросил ребенка брату и ушел.
  • Ки Хун мог спасти ребенка гораздо проще, пойдя на условия игры ведущего. Его героизм выглядит искусственно. А еще ранее, в финале 2-го сезона Ки Хун держал пистолет у головы ведущего, но не выстрелил. В 3-м сезоне он даже не пытается его устранить, хотя это главная цель его возвращения.
  • Но Ыль (Пак Гю Ён) спасает Кён Сока (Ли Джин Ук) с большим риском для собственной жизни, но следить за этими двумя абсолютно неинтересно. Не хватает каких-то знаковых диалогов, какого-то развития. Они просто спасаются. И точка.
Но Ыль (Пак Гю Ён) и Кён Сок (Ли Джин Ук)
Но Ыль (Пак Гю Ён) и Кён Сок (Ли Джин Ук)

Финал ни о чем

Концовка дает не катарсис, а просто жирные намеки на американский спин-офф.

Целых два сезона, чтобы прорекламировать американскую «Игру в кальмара», о которой никто не спрашивал.

«Игра в кальмара» должна была разоблачить капитализм. Теперь проектом буквально управляют американские руководители... История о том, как самобытная корейская вещь становится корпоративным продуктом.

Кейт Бланшетт
Кейт Бланшетт

Камео Кейт Бланшетт выглядит как вставная реклама американской версии. Финал не закрывает историю – он продает новую.

О визуальной части и сеттинге игр

Шоу сохранило свою эстетику: яркие цвета, детские игры с мрачным подтекстом и сюрреалистичные декорации. Как и раньше, пастельные тона, неоновые огни и детские декорации создают жуткий диссонанс с кровопролитием. Особенно эффектно это выглядело в сцене «Прятки с ножами», в которых были комнаты с радужными рисунками на стенах и коридоры со звездами на потолке.

-21

Более детализированным стало «закулисье» игр: комнаты VIP-персон, коридоры охраны, подземные тоннели. Это добавило масштаба вселенной. Незадолго до выхода дорамы были опубликованы кадры с локациями и видео, где Хван Джун Хо (Ви Ха Джун) устраивает экскурсию зрителям по миру декораций «Игры в кальмара» (хоть где-то он пригодился).

Ви Ха Джун при деле
Ви Ха Джун при деле

В остальном повторение старых идей и визуальных находок, та же музыка Чон Джэ Иля, усиливающая тревожную атмосферу, логика и сеттинг игр, во многом перекликающиеся с предыдущими.

P. S. И да, нельзя не отметить, ребеночек выглядел очень неестественно.

Итоги

Сильные стороны в актерской игре, стилистике и отдельных эмоциональных моментах (повторюсь, давно так не рыдала, как над 2-й серией). Слабые стороны в недоработанных сюжетных линиях, в ощущении, что шоу перегорело, и в отсутствии достойного финала с большой и жирной точкой. Это нельзя назвать открытым финалом. Он недоделанный. Налицо откровенная лень сценаристов.

-23

___

Рецензии на предыдущие сезоны:

___

Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться, поставить палец вверх и нажать на колокольчик, потому что «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.