Здесь был завод. Да какой! Настоящий промышленный гигант, продукция которого была известна далеко за пределами страны. Гордость СССР. И если бы не распад последнего... Хотя история не любит сослагательных наклонений. Что касается настоящего — десятки бывших корпусов этой махины сносят под будущую застройку. На этом месте появится ультрасовременный жилой квартал.
Рождение легенды
Высший совет народного хозяйства утвердил решение о строительстве подшипникового завода 14 марта 1929 года. Проект был разработан совместно с итальянскими инженерами. В сентябре 1930-го на окраине Москвы, в районе Кожухово, прошла церемония закладки первого символического камня. А в марте 1931 года стартовало возведение основных сооружений.
Ровно через год на предприятии уже выпустили первую продукцию. А в октябре 1932 года строительство завода было официально завершено. В его цехах установили около 5 тыс. станков и машин, большинство из которых доставили из-за рубежа.
Первая партия подшипников была отправлена Сталинградскому тракторному заводу. ГПЗ-1 стал основоположником отечественного производства подшипников. Его запуск позволил стремительно развивающемуся Советскому Союзу отказаться от необходимости импорта данной продукции, что уже в 1930-х обеспечило стране независимость от западных поставок.
В предвоенные годы Первый государственный подшипниковый завод активно рос и развивался. В 1942 году его частично эвакуировали в Саратов, Куйбышев (Самара), Томск и Свердловск (Екатеринбург). На новых местах были запущены соответственно ГПЗ-3, ГПЗ-4, ГПЗ-5 и ГПЗ-6. Судьба которых, к слову, схожа.
На оставшемся в Москве оборудовании оперативно организовали производство продукции для нужд фронта. После войны предприятие удалось восстановить в кратчайшие сроки, и оно вновь заняло ведущую позицию в отрасли.
Падение производства в 500 раз!
В 1960-х на ГПЗ-1 внедрили автоматические линии по производству подшипников, а его опыт в автоматизации начали перенимать заводы из Европы, США и Японии. К середине 1980-х годов ежегодный объем производства советского гиганта достиг 124 млн подшипников (для авиакосмической, нефтегазовой, автотракторной промышленности; металлургии и железнодорожного транспорта). На заводе трудилось свыше 25 тыс. человек.
В 1990-х, после распада СССР, в жизни ГПЗ-1 наступили непростые времена. Он, как и многие другие предприятия страны, претерпел серьезные изменения. Завод был акционирован и получил новое название — ОАО «Московский подшипник». В 2000 году он вошел в Европейскую подшипниковую корпорацию (ЕПК). В начале 2010-х предприятие давало 240 тыс. подшипников в год — примерно в 500 раз меньше, чем три десятилетия назад.
Тогда сообщалось, что завод находится на грани полного закрытия. На металлолом было порезано много уникальных линий и станков, которые позволяли осваивать новые типы подшипников. Территорию со временем стали занимать арендаторы. В частности, огромную часть бывших цехов отдали под торговый комплекс «Дубровка». А некоторые объекты оказались попросту заброшенными — если заглянуть в цеха, можно подумать, что попал в постапокалиптическую историю.
Уходит целая эпоха
Сегодня исчезает и то, что хоть как-то напоминало о ГПЗ-1. В июне 2025 года один из столичных Телеграм-каналов показал, что осталось от легендарной промышленной махины — снос сооружений продолжается. На наших глазах уходит целая эпоха. Стены, когда-то наполненные шумом машин, теперь превращаются в груду кирпичей и металла.
В 2028 году на этом месте появится ультрасовременный жилой квартал MyPriority Dubrovka. Стоит сказать, что данный район в последнее время значительно преобразился, и в ближайшие годы в округе вырастут новые здания. Отношение к таким переменам неоднозначное. Как отмечают многие, если бы завод удалось сохранить, пусть и в другом месте, за чертой города, тогда все эти преобразования воспринимались бы совершенно иначе.
С другой стороны, не все так печально, как кажется на первый взгляд. Важно отметить, что в России в последние годы восстанавливают различные производства, стремясь минимизировать зависимость от импорта. Что касается подшипников, то утрата советских времен дала о себе знать после 2022 года.
Поэтому сегодня к реализации намечено несколько важных проектов. В частности, в Ростовской области к 2029 году намерены создать промышленный кластер по производству подшипников, в который, помимо местных, войдут также предприятия из Тверской области и Подмосковья.
Конечно, вернуться к показателям 1980-х, когда в стране действовало более сорока заводов, суммарно выдававших порядка 1 млрд штук подшипников в год, будет непросто. Да столько сейчас и не нужно. В 2023 году объем производства шариковых и роликовых подшипников в России составил чуть больше 60 млн штук. При этом потребности внутреннего рынка составляют около 160 млн штук.
Изображения в статье — t.me/XAH345345 и Архив Валентина Хухлаева / Галерея Люмьер / pastvu.com
👉 У «Строительного мира» появился канал в Телеграм — подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации