Найти в Дзене
Строительный мир

Промышленная махина, которую мы потеряли. Что будет на ее месте

Оглавление

Здесь был завод. Да какой! Настоящий промышленный гигант, продукция которого была известна далеко за пределами страны. Гордость СССР. И если бы не распад последнего... Хотя история не любит сослагательных наклонений. Что касается настоящего — десятки бывших корпусов этой махины сносят под будущую застройку. На этом месте появится ультрасовременный жилой квартал.

Рождение легенды

Высший совет народного хозяйства утвердил решение о строительстве подшипникового завода 14 марта 1929 года. Проект был разработан совместно с итальянскими инженерами. В сентябре 1930-го на окраине Москвы, в районе Кожухово, прошла церемония закладки первого символического камня. А в марте 1931 года стартовало возведение основных сооружений.

© Архив Валентина Хухлаева / Галерея Люмьер / pastvu.com (ГПЗ-1, 1950 г.)
© Архив Валентина Хухлаева / Галерея Люмьер / pastvu.com (ГПЗ-1, 1950 г.)

Ровно через год на предприятии уже выпустили первую продукцию. А в октябре 1932 года строительство завода было официально завершено. В его цехах установили около 5 тыс. станков и машин, большинство из которых доставили из-за рубежа.

Первая партия подшипников была отправлена Сталинградскому тракторному заводу. ГПЗ-1 стал основоположником отечественного производства подшипников. Его запуск позволил стремительно развивающемуся Советскому Союзу отказаться от необходимости импорта данной продукции, что уже в 1930-х обеспечило стране независимость от западных поставок.

В предвоенные годы Первый государственный подшипниковый завод активно рос и развивался. В 1942 году его частично эвакуировали в Саратов, Куйбышев (Самара), Томск и Свердловск (Екатеринбург). На новых местах были запущены соответственно ГПЗ-3, ГПЗ-4, ГПЗ-5 и ГПЗ-6. Судьба которых, к слову, схожа.

© Архив Валентина Хухлаева / Галерея Люмьер / pastvu.com (ГПЗ-1, 1950 г.)
© Архив Валентина Хухлаева / Галерея Люмьер / pastvu.com (ГПЗ-1, 1950 г.)

На оставшемся в Москве оборудовании оперативно организовали производство продукции для нужд фронта. После войны предприятие удалось восстановить в кратчайшие сроки, и оно вновь заняло ведущую позицию в отрасли.

Падение производства в 500 раз!

В 1960-х на ГПЗ-1 внедрили автоматические линии по производству подшипников, а его опыт в автоматизации начали перенимать заводы из Европы, США и Японии. К середине 1980-х годов ежегодный объем производства советского гиганта достиг 124 млн подшипников (для авиакосмической, нефтегазовой, автотракторной промышленности; металлургии и железнодорожного транспорта). На заводе трудилось свыше 25 тыс. человек.

В 1990-х, после распада СССР, в жизни ГПЗ-1 наступили непростые времена. Он, как и многие другие предприятия страны, претерпел серьезные изменения. Завод был акционирован и получил новое название — ОАО «Московский подшипник». В 2000 году он вошел в Европейскую подшипниковую корпорацию (ЕПК). В начале 2010-х предприятие давало 240 тыс. подшипников в год — примерно в 500 раз меньше, чем три десятилетия назад.

© Taranov / wikimapia.org / CC BY 3.0 (Проходная ГПЗ-1, середина 2000-х гг.)
© Taranov / wikimapia.org / CC BY 3.0 (Проходная ГПЗ-1, середина 2000-х гг.)

Тогда сообщалось, что завод находится на грани полного закрытия. На металлолом было порезано много уникальных линий и станков, которые позволяли осваивать новые типы подшипников. Территорию со временем стали занимать арендаторы. В частности, огромную часть бывших цехов отдали под торговый комплекс «Дубровка». А некоторые объекты оказались попросту заброшенными — если заглянуть в цеха, можно подумать, что попал в постапокалиптическую историю.

Уходит целая эпоха

Сегодня исчезает и то, что хоть как-то напоминало о ГПЗ-1. В июне 2025 года один из столичных Телеграм-каналов показал, что осталось от легендарной промышленной махины — снос сооружений продолжается. На наших глазах уходит целая эпоха. Стены, когда-то наполненные шумом машин, теперь превращаются в груду кирпичей и металла.

В 2028 году на этом месте появится ультрасовременный жилой квартал MyPriority Dubrovka. Стоит сказать, что данный район в последнее время значительно преобразился, и в ближайшие годы в округе вырастут новые здания. Отношение к таким переменам неоднозначное. Как отмечают многие, если бы завод удалось сохранить, пусть и в другом месте, за чертой города, тогда все эти преобразования воспринимались бы совершенно иначе.

С другой стороны, не все так печально, как кажется на первый взгляд. Важно отметить, что в России в последние годы восстанавливают различные производства, стремясь минимизировать зависимость от импорта. Что касается подшипников, то утрата советских времен дала о себе знать после 2022 года.

© Artem Svetlov / Wikimedia Commons / CC BY 4.0 (Территория завода, 2024 г.)
© Artem Svetlov / Wikimedia Commons / CC BY 4.0 (Территория завода, 2024 г.)

Поэтому сегодня к реализации намечено несколько важных проектов. В частности, в Ростовской области к 2029 году намерены создать промышленный кластер по производству подшипников, в который, помимо местных, войдут также предприятия из Тверской области и Подмосковья.

Конечно, вернуться к показателям 1980-х, когда в стране действовало более сорока заводов, суммарно выдававших порядка 1 млрд штук подшипников в год, будет непросто. Да столько сейчас и не нужно. В 2023 году объем производства шариковых и роликовых подшипников в России составил чуть больше 60 млн штук. При этом потребности внутреннего рынка составляют около 160 млн штук.

Изображения в статье — t.me/XAH345345 и Архив Валентина Хухлаева / Галерея Люмьер / pastvu.com

👉 У «Строительного мира» появился канал в Телеграм — подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации