В первой части я показывал японское и советское оружие, найденное на курильском острове Шумшу. На нем в августе 1945 г. проходили последние бои Второй Мировой войны. Но на Шумшу остались также и разбитые американские самолеты, которые использовались нашими ВВС еще долгое время после войны. Все они сохранились на аэродроме Байково.
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются
Дата: июль 2023 г.
Место: аэродром Байково, остров Шумшу, Курильские острова, координаты: 50°43'43"N, 156°12'41"E
Аэродром Байково – это бывший японский аэродром Имаизаки, который был построен в 1943 г. для укрепления оборонительного периметра «Кита-Тисима» (Северные Курилы). Изначально он планировался для базирования гидросамолетов «Аичи Е13А» и «Митцусиби F1М», которые должны были выполнять разведку, а также как перевалочная база для снабжения гарнизонов самого Шумшу и соседних островов. Было построено 12 ангаров, а взлетная полоса составляла 800 метров. В конце войны японцы хотели запускать с этого аэродрома камикадзе, но не успели. В 1945 г. аэродром реконструировали - ВВП удлинили до 1200 метров и покрыли металлическими плитами.
Сейчас ВПП покрыта бетоном, но поросла травой. Старые японские бетонные ангары сохранились, но внутри они частично засыпаны землей. Ворота у них отсутствуют, видно, что раньше проемы были забиты фанерой, но и она исчезла. Грунтовые дорожки также заросли травой. На территории аэродрома много разрушенных железных конструкций и механизмов уже советского периода.
С октября 1945 г. по февраль 1958 г. в аэродроме Байково базировался 888-й истребительный авиаполк (до 1945 г. он был в Елизово). С 1945 г. по 1952 г. на вооружении полка были американские Р-63 «Кинг Кобры», потом они были заменены советскими МиГ-15. Вокруг аэродрома остовы этих «Кинг Кобр» до сих пор валяются по кустам. Получается, что они лежат минимум с 1952 г. Постепенно «Кинг Кобры» эвакуируют с острова для восстановления и передачи в российские музеи.
В 1960-е годы аэродром принимал транспортные Ан-2 и Ли-2, а в 1970-е годы с него запускали беспилотники Ту-143. Был закрыт после аварии в 1992 г. чехословацкого самолета L-410.
Первый остов «Кинг Кобры» мы нашли на обочине дороги, ведущей из поселка Байково на аэродром. Двигателя нет, крылья обломаны, металлические части проржавели, но дюралюминий сохранился.
Вообще СССР получил около 2400 таких самолетов (73 % из числа выпущенных). Первые «Кинг Кобры» в СССР появились летом 1944 г., но лишь с весны 1945 г. первые такие самолеты стали поступать в части ПВО под Москвой. В ВВС внедрение новых истребителей началось летом 1945 г., причем приоритет отдали дальневосточным воздушным армиям, готовившимся к боевым действиям против Японии. Во время коротенькой войны с Японией Р-63 «Кинг Кобры» использовались для сопровождения бомбардировщиков и разведчиков, прикрытия с воздуха войск и кораблей, штурмовки и бомбардировки японских позиций.
Еще одна «Кинг Кобра» лежит на территории аэродрома в заросшем капонире. Крылья сохранились частично, осталась даже краска, на которой страждущие оставили свои писанины. Видно, что самолет потихоньку разбирается туристами на сувениры.
Двигатель V-образный 12-цилиндровый "Аллисон" V-1710-117 неплохо сохранился, только разбиты алюминиевые крышки головок цилиндров, зато можно рассмотреть клапанные механизмы. На некоторых деталях двигателя можно рассмотреть серийные номера.
Остов другой "Кинг Кобры" был найден в траве недалеко от аэродрома. Двигатель также сохранился, остался даже вал от двигателя к винту. Что интересно - крышки головок цилиндров также разбиты. Времени для осмотри аэродрома было не так много, поэтому удалось отыскать только три "Кинг Кобры", но их должно быть больше.
Зато в самом центре аэродрома на холме на самом виду лежит остов американского бомбардировщика PV-1 "Вентура". Эти самолеты в СССР не поставлялись, но несколько "Вентур" совершили вынужденную посадку после бомбардировки курильских островов, где засели японцы. Часть из них было восстановлено и использовалось нашими военными (в декабре 1944 г. было 8 штук).
От "Вентуры" остался только фюзеляж без задней части и обломанные крылья. Внутри он полностью пустой и расписан письменами. На фюзеляже намалевана эмблема американских ВВС. Откуда тут этот самолет, не ясно. Или его сбили японцы, или он сел где-нибудь на Дальнем Востоке, его использовали наши и потом списали, а американскую эмблему нарисовали уже в наше время какие нибудь шутники. Склоняюсь ко второй версии - видно, что у "Вентуры" пулеметная турель сверху демонтирована и закрыта металлическим листом, т. е. он явно использовался как транспортный. Вряд ли американцы рискнули пустить самолет без вооружения вблизи действия японской ПВО.
В другом конце аэродрома находится хвостовая часть от неизвестного самолета, возможно, от "Вентуры". Подробно рассмотреть времени уже не было. По аэродрому Байково у меня все.
Место: аэродром Миёсино, остров Шумшу, Курильские острова, координаты: 50°42'5"N, 156°18'14"E
Но нами был еще посещен заброшенный японский аэродром Миёсино, где сохранилось много "железа".
Там было обнаружено левое крыло большого самолета, то ли транспортника, то ли бомбардировщика. Какой принадлежности самолет - японский, советский или американский, может, кто подскажет?
При копировании материалов ссылка на оригинальную статью и указание автора строго обязательны!
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала по теме - Музей ж/д техники Сахалинской железной дороги
Бронетехника и орудия в Южно-Сахалинске в "Мемориале Славы"
Танки "Иосиф Сталин" острова Шикотан
#шумшукурилы #аэродромимаизаки #байково #аэродромбайково #китатисима #888иап #кингкобравссср #самолетвентура #вентуравссср #самолетыкурилы #самолетышумшу #кобрыкурилы #аэродроммиесино