Итак, если вы следите за моим телеграм-каналом, то вы уже знаете, что недавно я побывала на Сахалине. И привезла я вам с Сахалина айнскую сказку, связанную со скалой-останцем Лягушка.
Миллионы лет назад Лягушка была частью подводного хребта, который раскололся в ходе тектонических процессов. Этот участок морского дна то поднимался, то снова опускался под воду, пока в конце концов не стал островом, который мы называем Сахалин. Лягушка состоит из группы скал, среди которых особенно выделяются три: поменьше, побольше и самая большая.
Но это всё долгая и нудная история. У айнов есть и более интересная версия.
Я прочитала эту сказку в сборнике "Сказочный Сахалин" (автор-составитель - Александра Агафонова, художница - Ксения Воронова), но я привожу сказку с учётом комментариев от моего гида-проводника из коренных народов Сахалина (бабушка - айна, дедушка - нивх), и с учётом информации из книги "Духи, оборотни, дeмoны и божества айнов" А.Б. Спеваковского. Ну и, конечно, я по-своему расставила некоторые акценты - тут уж как водится.
Три сестры и ояси
Жили в одинокой хижине три сестры - ай, не к добру, сказали бы старики. Нельзя, чтобы женщины совсем одни оставались, так не принято. Но так уж вышло. Сёстры жили совсем одни. Две старшие были уже взрослыми девушками, а младшая была ещё совсем девочкой, только-только у неё молочные зубки меняться начали. Старшие каждый день ходили на промысел, а младшая оставалась дома, хозяйством занималась.
Вот однажды ушли старшие девушки в лес за дровами - а вернулись с младенцем. Мальчиком.
- Шли-шли и нашли под деревом малыша, - сказала средняя сестра.
- Ой, какой хорошенький! - воскликнула младшая.
А старшая размечталась:
- Вот вырастим его, и станет он нам опорой. Вместо нас за дровами ходить станет. На рыбалку, охоту ходить станет.
Так и решили они малыша воспитать и вырастить.
На следующий день старшие сёстры опять в лес ушли.
А младшая на хозяйстве осталась. Сама обед готовила, а ребёнок возле очага спал. Понадобилось ей во двор выйти.
Вот возвращается она к дому и слышит страшный шум внутри. Испугалась девочка, подумала, что какой-то зверь в хижину пробрался и уже ребёнка доедает. Схватила она палку и побежала в дом - зверя отгонять. Ворвалась внутрь - а никакого зверя нет. Внутри всё перевёрнуто, обед съеден, но ребёнок, целый и невредимый, безмятежно спит у очага.
Что ж, утёрла девочка слёзы, которые у неё от страха выступили, и принялась за работу. К приходу сестёр как раз успела прибраться и обед приготовить - очень она переживала, чтобы сёстры голодными не остались.
На следующий день старшие сёстры опять в лес ушли, а младшая дома осталась. Вот вышла она за дровами - в очаг подбросить, и вдруг слышит какой-то непонятный шум и гам из хижины.
"Неужели опять зверь пробрался? Да как же это я не заметила?" - подумала девочка.
Бросив дрова, она побежала к дому, распахнула дверь - а там никого нет. Но еда опять съедена и всё перевёрнуто. А ребёнок даже не проснулся - спит себе у очага.
"Ой-ой-ой, что-то странное происходит", - подумала девочка.
Но делать нечего - пришлось опять ей порядок наводить.
Вскоре вернулись сёстры, но девочка решила им пока ничего не говорить, сперва самой разобраться.
Вот на следующий день старшие сёстры опять ушли, а младшая приготовила обед и за дверь вышла. Ребёнок же мирно спал у очага.
Выйдя из дома, девочка спряталась за угол, притаилась и стала ждать. Немного погодя она опять услышала шум и тихонько заглянула в дом.
И что же она увидела? У очага сидело огромное мохнатое чудовище и поедало обед, который девочка приготовила. Чудовище было таким огромным, что еле помещалось в жилище трёх сестёр! Когда котелок опустел, чудовище отбросило его и потянулось. Повернулось в одну сторону - сбило все вещи справа от очага. Повернулось в другую сторону - сбило все вещи слева. Затем чудовище выгнуло спину и не то зарычало, не то зафырчало. И какие же это были кошмарные звуки!
Но где же ребёнок? Его нигде не было.
Тогда девочка поняла, что ребёнок и был этим чудовищем. Известно ведь, что в лесах и болотах всякого рода чepти живут. Наверное, сёстры принесли из леса не ребёнка, а злого чёpтa - оя́си.
"Да как это я сразу не догадалась, что это ояси!" - подумала девочка. - "Ведь слышала же этот странный шум".
Но что же делать? Девочка решила не подавать пока вида, что всё поняла, а вечером дождаться старших сестёр и вместе придумать, как от ояси избавиться.
Чтобы чудовище ни о чём не догадалось, девочка решила вести себя как раньше. Она начала громко топать, чтобы ояси услышал её приближение и успел поменять облик. И действительно - когда девочка открыла дверь, никакого чудовища уже не было, а у очага мирно спал ребёнок. Вещи опять были разбросаны, а вся еда съедена.
Вечером, когда вернулись старшие сёстры, девочка всё им рассказала. Но ей не поверили!
- Видно, ленишься ты, - сказала старшая, - вот и придумываешь всякое, чтобы с малышом не сидеть. Да ещё и наговариваешь на него. Не стыдно тебе?
Младшая сестра аж задохнулась от такой несправедливости.
- Да как же та! Да он... да я...
Даже слёзы у неё от обиды полились.
- Ну не плачь, - примирительно сказала средняя. - Давай, завтра я дома останусь, а ты с сестрой в лес пойдёшь.
Но было видно, что она тоже не поверила.
Тем не менее, на следующий день средняя сестра, как и обещала, осталась заниматься хозяйством. Она быстро закончила все домашние дела и поставила обед на очаг. Но стоило только девушке выйти во двор, как из дома раздался страшный, нечеловеческий крик.
"Неужели там действительно ояси?" - подумала девушка. Неслышно подкравшись, она заглянула в дом.
И действительно: у очага сидело лесное чудовище. По-видимому, оно хотело сoжpaть горячую еду, которая готовилась на очаге, но случайно угодило лапой в огонь и теперь душераздирающе выло.
"Видно, не придумывала сестра-то. А мы-то ей не поверили!"
Средняя сестра тоже решила не показывать, что узнала ояси. Она сделала вид, что только пришла, и при этом нарочно громко топала и ворчала, чтобы ненароком не застать ояси врасплох. Когда она открыла дверь, никакого чудовища уже не было, а у очага мирно спал ребёнок.
Вечером средняя сестра отозвала старшую во двор и всё ей рассказала. Но та снова не поверила!
- Да сговорились вы, что ли? Посмеяться решили?
- Оставайся завтра дома и сама посмотри, - сказала средняя.
- Да уж, сама смотреть буду.
На следующий день старшая сестра осталась дома. Она всё ещё сердилась на сестёр за легкомыслие, но, как только вышла она во двор, как из дома послышался необычный шум. Старшая сестра похолодела.
Она-то сразу узнала ояси хум - шум ояси. Она уже слышала эти звуки в лесу и знала, что то идёт за тобой лесной чёpт, хочет с ума свести, рассудок помутить. Раньше ей всегда удавалось убежать от ояси, а теперь вот она сама, собственными руками чёpтa в дом принесла!
Вечером она просила у сестёр прощения и корила себя.
- Это я во всём виновата! Это я его к нам принесла.
- Да что уж теперь, - сказала средняя сестра. - Давай думать, как от ояси избавиться.
Думали они, думали и придумали в конце концов.
На следующий день рано утром натаскали они дров для большого костра.
Младшая сестра в это время пошла за ребёнком. Тихонько напевая, она взяла ребёнка-ояси на руки и принялась покачивать его, чтобы тот не догадался раньше времени. Так, покачивая и убаюкивая, она передала ребёнка средней сестре. Средняя тоже принялась укачивать ребёнка и напевать, а сама, делая вид, что баюкает, вышла во двор, где старшая сестра уже развела костёр.
Как раз это время костёр дыхнул нестерпимым жаром - то проявилась в огне сущность абэ хути - бабушки-богини, проводницы в мир духов и богини небесного огня, что пылающей змеёй спустилась с небес вслед за своим мужем-громом. Взглянула бабушка-богиня девочкам в лицо и увидела, что это девочки-айны, её прямые потомки по женской линии. Увидев ояси, бабушка-богиня поняла, что девочки в опасности. Высоко взметнулись языки огня - это бабушка-богиня открыла сёстрам проход в мир духов - ведь как ещё человеку тягаться с ояси?
Сёстры, продолжавшие напевать и передавать ребёнка-ояси с рук на руки, в этот самый момент бросили чёpтa в костёр и пустились бежать, что было сил. Сзади раздались крики ояси, но он не мог выбраться из огня.
Поняв, что их никто не преследует, сёстры остановились отдышаться.
- Ой! Я же бусы забыла! - воскликнула средняя сестра.
Бусы ей от бабушки остались, а той - от её бабушки. Никак нельзя было оставлять их, чтобы не прервалась связь времён.
Пришлось средней сестре возвращаться.
Вернувшись, она увидела, что костёр во дворе уже потух. Подойдя к дому, средняя сестра обернулась паучихой (ведь она всё ещё была в мире духов!) и по паутинке спустилась внутрь через окошко для духов камуй пуяра - через которое абэ хути из домашнего очага с духами внешнего мира общается.
В доме же в своём настоящем облике сидел ояси и ныл:
- Ай-ай-ай, сгорела моя человеческая кожа! Ай-ай-ай, опалили меня, обожгли! Ай-ай-ай, за что же вредные девчонки меня, бедного чepтилy, обидели? Я ведь всего лишь хотел жить в их доме и есть их еду! А они так со мной бесчестно поступили, ай-ай-ай.
И тут средняя сестра упала прямо на ояси! Не рассчитала она.
- Ай на́йна, и так у меня вся кожа болит, а тут ещё разные пауки по болячкам ходят! - рассердился чёpт и отбросил паучка.
Пришлось средней сестре опять в человека превращаться. Схватила она свои бусы - и бежать! Но тут уж ояси за ней в погоню пустился, и некому было его остановить.
И всё-таки ояси бежал медленнее, чем девушка. Он не переставал жаловаться на бегу и ныть, вот и не мог он девушку настигнуть. Вот уже поравнялась она со своими сёстрами, и вот уже все трое убегают - того и гляди, убегут.
Видя это, ояси позвал на помощь всех чepтeй, больших и малых, и вот бегут они за сёстрами, вот-вот настигнут.
Выбежали сёстры из лесу на берег реки - если переберутся они, то спаслись. Река для чepтей - неодолимая преграда. Но и сёстры не могут реку перейти - моста-то нет.
Пошатала тогда младшая сестра зубик во рту, и выпал у неё молочный резец.
Кинула она зуб под ноги, и принялась у сестёр под ногами гора расти, и поднимала их гора всё выше и выше. И стала та гора мостом через реку. Одним концом в мире духов, другим - в мире людей.
Стоят чepти у реки, видят в воде тени трёх сестёр - а достать не могут. Лезут чepти в воду, пытаются сестёр ухватить, но вместо сестёр - только вода и камни. И поняли, что сестёр им больше не достать, и вот-вот уйдут они из мира духов.
Тогда стали чepти гору царапать - ту её сторону, что в мире духов. Скрип, скрежет! Глубокие полосы на горе остались. Расшатали чepти гору. Думали, разрушат совсем - и не уйти сёстрам.
Но вышло всё не так. Старшая сестра обернулась и толкнула гору ногой, та на чepтeй-то и упала, всех злых духов раздавила!
И со спокойной душой ушли сёстры. Говорят, в другие края ушли, людям на память три камня оставили.
Другие сахалинские сказки будут в подборке "Про народы России":
А также подписывайтесь на мой телеграм-канал Искусство, цветы и книги - каждый день вас ждут небольшие, но интереснейшие публикации об искусстве