Вокруг авиации всегда витает ореол загадочности и недопонимания. Оно и понятно - человеку свойственно окружать мифами то, что вызывает беспокойство и где знаний в сфере недостаточно. Масла в огонь подливают фильмы, где про самолёты показывают самые разные и очень странные сцены и делается это обычно для большей зрелищности. Но запоминается всё это излишне хорошо.
Сегодня мы развеем самые распространенные мифы про самолёты, опираясь на инженерные знания и факты.
Миф 1: Самолёт может лететь на одном двигателе сколь угодно долго
Одна из самых распространенных ситуаций в фильме - с двигателем происходит что-то, но на оставшемся двигателе смелый экипаж спокойно долетает до точки назначения. Но на самом деле, всё значительно сложнее и каждый случай требует детального анализа.
Самолет с двумя двигателями способен продолжать полет при отказе одного из двигателей, это заложено в конструкции. Однако, это не означает неограниченное время полета. Работающий двигатель подвергается повышенной нагрузке, что может привести к его перегреву и последующему отказу. Кроме того, устойчивость и управляемость самолета ухудшаются.
Пилоты обучены действовать в таких ситуациях и должны как можно скорее совершить посадку в ближайшем аэропорту. Время, которое самолет может лететь на одном двигателе, зависит от множества факторов, включая тип самолета, погодные условия и загрузку.
Миф 2: Открыть дверь самолета в полете – легко и приведет к катастрофе
Опять же, очень популярный сценарий. Кто угодно (вставить нужное) каким-то чудом открывает дверь самолёта, а это сразу вызывает падение.
Но попытка открыть дверь самолета во время полета – практически невыполнимая задача. Из-за огромной разницы в давлении внутри герметичного салона и снаружи, дверь прижимается с такой силой, что ее невозможно сдвинуть с места. Даже если бы теоретически дверь удалось открыть, это не привело бы к мгновенной катастрофе.
Однако, декомпрессия салона может быть опасной для пассажиров, а предметы, не закрепленные должным образом, будут вытянуты наружу.
Миф 3: Турбулентность – смертельная опасность для самолета
Ну а что больше всего боятся те, кто мало летает? Конечно же, попасть в турбулентность! И да, в кино это тоже всегда катастрофа.
Турбулентность, безусловно, неприятное явление, но она редко представляет реальную угрозу для самолета. Современные самолеты сконструированы таким образом, чтобы выдерживать сильные нагрузки, возникающие при турбулентности. Пилоты обучены распознавать турбулентные зоны и обходить их, а также действовать в случае попадания в турбулентность.
Важно помнить, что турбулентность – это изменение воздушных потоков, а не разрушение конструкции самолета.
Миф 4: Кислородные маски выпадают... в любой непонятной ситуации
Зачем вообще нужны кислородные маски на самолёте? Чтобы если вдруг произойдёт герметизация салона, человек не пытался дышать разреженным на высоте воздухом и не падал в обморок. Для этого предусмотрены маски.
На самом деле, кислородные маски автоматически выпадают, когда давление в салоне самолета падает до критического уровня. Это может произойти по разным причинам, например, из-за разгерметизации корпуса. Это не обязательно означает, что самолет теряет высоту или находится в аварийной ситуации.
Главная задача – обеспечить пассажиров кислородом, пока пилоты принимают меры для стабилизации давления. И да, это не синоним того, что маски выпадают в любой непонятной ситуации.
Миф 5: Отказ двигателя – это гарантированная катастрофа
Этот миф похож на идею про отказ одного из двигателей, который мы уже обсудили. На самом деле, всё зависит от ситуации и самого самолёта.
Современные самолеты спроектированы с учетом возможности отказа одного или нескольких двигателей. Пилоты обучены действовать в таких ситуациях и способны безопасно посадить самолет, используя оставшиеся двигатели или планируя.
Понятно, что не каждый современный самолёт сможет планировать, но подобные нештатные отрабатываются и это не значит, что самолёт обязательно разбивается.
Миф 6: В самолетах нет защиты от молний
Очень популярный вопрос - что же вдруг случится, если в самолёт ударит молния? На самом деле это самая обычная ситуация. Самолеты регулярно подвергаются ударам молний во время полета, но они спроектированы таким образом, чтобы выдерживать эти удары. Конструкция самолета действует как клетка Фарадея, проводя электрический ток по своей поверхности и защищая внутренние системы.
Миф 7: Если откажут все системы управления, пилот ничего не сможет сделать
Хотя пилоты обучены справляться с широким спектром нештатных ситуаций, отказ всех систем управления делает управление самолетом чрезвычайно сложным, если не невозможным. В таких случаях пилоты будут использовать все доступные ресурсы, чтобы попытаться восстановить контроль над самолетом.
Но это не значит, что пилот не сможет сделать ничего. Иногда в новостях всплывают интересные подробности о нештатных ситуаций, которые могли бы стать катастрофами. Однако, пилоты ухитряются сажать самолёты без какого-либо оборудования на кукурузных полях и решают проблему. Каждый конкретный случай уникален и ровнять всё под одну гребёнку точно нельзя, но не стоит думать что отказ оборудования обязательно означает катастрофу.
В следующий раз, когда вы окажетесь на борту самолета, вспомните об этой статье и почувствуйте себя более уверенно, зная, что современные авиалайнеры – это результат кропотливой работы тысяч инженеров, которые сделали все возможное, чтобы обеспечить вашу безопасность и комфорт. И даже если во время полета вам покажется, что вы попали в зону турбулентности, просто вспомните, что это всего лишь незначительное колебание в воздушном океане, и ваш самолет, как и прежде, надежно держится в небе. Летайте безопасно и с умом!
Не забывайте ставить лайки 👍 и подписываться на канал ✔️, если материал понравился! Так вы увидите больше интересных статей, а моему каналу это поможет развиваться.