Найти в Дзене

Моя Москва, часть 8: разное о транспорте

Сегодня я заканчивая тему столичного транспорта. И статья будет несколько, как некоторые говорят, "соляночной" — тут будут разные факты, как грустные, так и, напротив, довольно весёлые. Собственно, и начнём! В последние 4 года моей столичной жизни я жил в районе Свиблово на северо-востоке столицы и в теории мог бы иметь более простой доступ как в аэропорт Шереметьево, так и в Александров и в историко-этнографический театр, но опоздал где-то либо на 30 лет, а где-то и на 51 год! Вот такой номер, да? Когда я начал разговор о Савёловском вокзале, вскользь упомянул, что первые 2 года Савёловское направление работало как ответвление Ярославского. Для этого от современной платформы Ростокино была протянута ветка, соединявшая её со станцией Бескудниково, по которой она и получила своё имя. Дело было в 1900-1902 гг., Окружной железной дороги ещё нет (до неё ещё 6 лет минимум), так что линия была актуальна. Позднее у неё появился ещё один съезд — со стороны станции Лосиноостровская, то есть мож
Оглавление

Сегодня я заканчивая тему столичного транспорта. И статья будет несколько, как некоторые говорят, "соляночной" — тут будут разные факты, как грустные, так и, напротив, довольно весёлые. Собственно, и начнём!

Бескудниковская ветка

В последние 4 года моей столичной жизни я жил в районе Свиблово на северо-востоке столицы и в теории мог бы иметь более простой доступ как в аэропорт Шереметьево, так и в Александров и в историко-этнографический театр, но опоздал где-то либо на 30 лет, а где-то и на 51 год! Вот такой номер, да?

Когда я начал разговор о Савёловском вокзале, вскользь упомянул, что первые 2 года Савёловское направление работало как ответвление Ярославского. Для этого от современной платформы Ростокино была протянута ветка, соединявшая её со станцией Бескудниково, по которой она и получила своё имя. Дело было в 1900-1902 гг., Окружной железной дороги ещё нет (до неё ещё 6 лет минимум), так что линия была актуальна. Позднее у неё появился ещё один съезд — со стороны станции Лосиноостровская, то есть можно было бы проехать из, скажем, Дмитрова до того же Александрова по рельсам, не меняя головной вагон, а съезд со стороны города позже был разобран. Однако сначала открыт таки свой вокзал Савёловскому направлению, а затем — и Окружная ж/д, ставшая в 1917 г. границей города, что сильно подкосило оборот на этой ветке, пока в 1930-е гг. здесь не обосновался НИИ путей и строительства (в 1940 г. из него выделились путейцы, ныне этот "путейский" институт известен как ВНИИЖТ, а НИИПС сначала стал НИИ строительства, позднее — ещё и Центральным (ЦНИИС), а ныне — НИИ транспортного строительства, сохранивший, однако, аббревиатуру ЦНИИС) со своим жилым городком, так что эту ветку стали использовать как полигон для обкатки поездов. В 1940-е гг. по линии вновь стали возить людей, в 1945 г. открыта станция Институт пути (ранее это был разъезд), тогда же электрифицирован участок от новой станции до Лосиноостровской, в 1955 г. линию, на которой к тому моменту было уже 3 платформы и 1 станция, электрифицировали до конца. Собственно, 1950-е гг. — пик жизни этой линии (помимо ЦНИИС, ееё использовали для подвоза грузов на предприятия промышленности и Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, в 1959 г. преобразованную в Выставку достижений народного хозяйства — ВДНХ), пока территорию посёлка Института пути, и так относившегося к подмосковному Бабушкину, не включили в состав Москвы в 1960 г. вместе с самим Бабушкином, так как они все оказались в черте МКАД. И надо было связать новые районы города с центром столицы.

Конечно, ветка должна была бы жить. Прежде всего, просто из-за планов построить Большое кольцо метро так, чтобы оно "сожрало" северную часть Малого кольца МЖД — тогда Бескудниковская ветка оставалась бы единственной смычкой между Ярославским и Савёловским направлениями в черте столицы (всё-таки связь по Алексеевской ветви была бы слишком затруднённой). К тому же на тот момент никаких транспортных связей между Отрадным и некоторыми районам, тяготеющим к Ярославскому направлению, кроме этой железной дороги, не было. Более того, вплоть до конца советской власти оставалась возможность движения по всей линии? А почему я говорю "возможность", а не "движение сохранялось"? При строительстве трамвайной линии, соединившей Медведково с ВДНХ, в 1966 г. был закрыт участок от ст. Лосиноостровская до платформы Дзержинская, выходившей как раз к трамваю (трамвайная линия была проложена таким образом, что она пересекла ж/д пути) и за счёт чего сохранявшую свою актуальность. И тут важно понимать: поезда от "Лосинки" до Института Пути ходили весь день, остальной участок работал лишь в "часы пик". Просто так такие вещи не делаются… В 1976 г. при строительстве Калужско-Рижской линии метро перегон Лосиноостровская — Институт Пути (перегоны на железной дороге считаются от путевого развития до путевого развития, промежуточные платформы находятся непосредственно на перегонах либо в границах станций, т.е. платформа Ростокино, о которой я упоминал, находится частично на перегоне Лосиноостровская — Москва-Ярославская, частично таки в границах "Лосинки") был закрыт полностью (но пока не разобран вконец!), станция метро "Свиблово" заняло часть территории, по которой некогда проходила железная дорога. А в 1987 г. движение по ветке было закрыто, когда уже прокладывалась Серпуховско-Тимирязевская линия метро. В конце концов, в 1987-1989 гг. линия была демонтирована.

Что осталось от этой линии? Выжил мост через Яузу, соединяющий Отрадное и Свиблово (я им пользовался относительно часто), некогда бывший железнодорожным, а в 2001 г. его переоборудовали в пешеходный. По некоторым данным, кстати, смещён, но это произошло ещё тогда, когда железная дорога ещё работала. Перила изменились, однако с западной стороны моста сохранилась опора КС… В гаражах, где Сельскохозяйственная улица переходит в улицу Декабристов, остался павильон, некогда павильон платформы Отрадное. 3 остановки общественного транспорта сохранили свои названия, пусть и несколько усечённые, — Отрадное в районе тех самых гаражей и 2 остановки Институт Пути (одна на проезде Русанова, вторая на Игарском проезде) в Свиблове, в жилом районе. На улице Декабристов стоит памятник этой ветке, при этом рельсы положены верно, а паровозик поставлен перпендикулярно трассе линии.

Размножение лосей

Это пути станции Лосиноостровская, одной из ключевых на Ярославском направлении. Только вот у неё и у платформы по соседству (а частично в границах станции) с севера названия-то похожи! Фото взял отсюда: https://railgallery.ru/photo/188405/
Это пути станции Лосиноостровская, одной из ключевых на Ярославском направлении. Только вот у неё и у платформы по соседству (а частично в границах станции) с севера названия-то похожи! Фото взял отсюда: https://railgallery.ru/photo/188405/

Есть в Москве национальный парк "Лосиный остров", на северо-востоке и востоке столицы (административно вся территория ЛО относится к Восточному округу, району Метрогородок, из-за чего этот район является крупнейшим и самым безлюдным во всём городе). Со стороны Ярославского направления МЖД к нему подходят 2 остановки: большая ж/д станция Лосиноостровская, которой я активно пользовался, чтобы выехать за город, ибо здесь просто останавливаются почти все электрички и экспрессы, к тому же это был ключевой товарный двор Ярославского направления (от неё также когда-то и Бескудниковская ветка отходила), и… платформа Лось чуть к северу отсюда (и частично в границах "Лосинки", к слову).

Подобный казус произошёл, потому что Лосиноостровскую назвали, да, в честь того самого Лосиного острова, и по сей день находящегося к станции относительно близко, всего-то Ярославское шоссе невдалеке перейти, и всё. Платформу Лось, ближайшую к МКАД со стороны Москвы (МКАД прямо сразу за станцией)… и тут споры, откуда взялось такое название? В честь Лосиноостровска (позже известного как тот самый Бабушкин), только с изменённым именем? В честь речки Лось? Рядом лосей было полно? Таки Лосиный остров? А ближайший посёлок, обслуживаемый этой платформой, назывался Джамгаровка.

Обе платформы я использовал для разных целей. Лосиноостровская — это моя базовая станция, с которой я отправлялся в поездку за город. Лось, конечная автобусных маршрутов №№176, 183, 185 и не только (эти 3 я упомянул, потому они следуют из Свиблова; у 176 маршрута конечная на том самом проезде Русанова, 183-й следует полукольцом в Свиблове и номинальная конечная у него в этом районе тоже у бывшей станции Институт Пути, к тому же к Лосиноостровской он подъезжает вплотную, а 185-й едет до станции метро "Ботанический сад", чей северный выход, у которого и находится его конечная, находится в свибловских границах), редко когда служил мне именно как ж/д платформа, всё чаще я через её район выбирался прямо в район развязки Ярославского шоссе с МКАД.

Почти всегда дикие "социальные" петли. Или они могут быть полезны?…

Редкий случай: социальный маршрут полезнее некоторых районных и магистральных для подвоза, скажем, примерно от бывшей платформы Отрадное до станции метро, собственно, "Отрадное". Неудивительно, что на этот маршрут №С6 гармошки вышли!… Фото взял отсюда: https://fotobus.me/photo/3312695/
Редкий случай: социальный маршрут полезнее некоторых районных и магистральных для подвоза, скажем, примерно от бывшей платформы Отрадное до станции метро, собственно, "Отрадное". Неудивительно, что на этот маршрут №С6 гармошки вышли!… Фото взял отсюда: https://fotobus.me/photo/3312695/

Есть несколько автобусных маршрутов с приставкой "С" — это т.н. "социальные" маршруты. Они ходят где-то раз в 30 минут, если не реже, а их задача — подвоз к поликлиникам, МФЦ и иже с ними. Из-за этого нередки случаи, когда эти маршруты проложены "петлеобразным" образом, не по прямой, и пассажиропоток там обычно невелик. Но один из таких маршрутов вообще-то довольно полезен и для подвоза людей к метро и даже был довольно люден, хоть и дублировал несколько напряжённых "собратьев". Я про автобусный маршрут №С6 — на отрезке от своей конечной на Юрловском проезде до станции метро "Отрадное" он очень даже полезен и разгружает собой, по некоторым данным, самый загруженный маршрут автобуса в Москве — 605-й (тоже едет до платформы Лось, к слову). Неудивительно, что, судя по фотогалереям, на него выпустили гармошки!…

Есть и другой интересный маршрут такого типа — С15. На западе маршрута он от своих собратьев отличается мало чем, отклонения и петли, пусть и не совсем уж дикие. А вот отрезок от станции метро "Медведково" до МФЦ Ярославского района — это петля поневоле, к ней вопросов нет, пару раз на нём сам проезжал по МКАД. А вы, говорите, социальные маршруты обслуживают только глушь? Вон, даже на МКАД заглядывают!…

Изоляция по-ярославски

Впрочем, подобные манёвры у С15 свойственны не только ему. Это связано с некоторыми особенностями Ярославского района Москвы, потому что он ограничен с севера — МКАД, с юга — Малый кольцом МЖД, с запада — Ярославским направлением МЖД, с востока — Лосиным островом (в состав района не входит).

Северная и южная границы — единственные въезды в его границы. А вот железная дорога и парк полностью "заперли" этот район, со стороны станций метро на отрезке Калужско-Рижской линии метро к северу от Малого кольца МЖД попасть можно лишь по проходам у Лося и Лосиноостровской (есть пешеходные мосты, а также настилы, соединяющие Стартовую улицу с Холмогорской к северу от Лося, прямо под носом у МКАД). И район тянется по выделенкам к станции метро "ВДНХ"…

Надо сказать, район мне почему-то стал симпатичен. Возможно, из-за Лосиного острова по восточной границе. Иил ощущения, что вот он — выезд за город, хотя по Ярославскому шоссе я выехал лишь однажды, на экскурсию в Кострому, в остальном выезды были по железной дороге. Очевидно, если бы железную дорогу интегрировали в городские тарифы, было бы просто выехать в город, на Ярославский вокзал!…

На этом пока всё! В следующий раз, если не переиграются идеи, начну разговор о местах, что в моей жизни сыграли немалую роль!…