Найти в Дзене

Цефал и Прокрис: первая русская опера

Когда речь заходит о русской опере, на ум сразу приходят имена Чайковского, Римского-Корсакова или Мусоргского. Но с чего же всё началось? Как в принципе зародился этот жанр на русской сцене? Оказывается, первая опера на русском языке появилась ещё в середине XVIII века и называлась «Цефал и Прокрис». Давайте окунёмся в историю создания этой уникальной оперы и узнаем, как она повлияла на развитие русской музыкальной культуры. ______________________________________________________________ ➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️ _______________________________________________________________ В первой половине XVIII века в музыкальной жизни России начался настоящий поворот. Произошло это во многом благодаря Петру I, который изо всех сил старался подогнать Россию ближе к европейским стандартам. Музыка, конечно же, не осталась в стороне. Реформы Петра привели к тому, что западные традиции начали проникать во все уголки культурной
Оглавление

Когда речь заходит о русской опере, на ум сразу приходят имена Чайковского, Римского-Корсакова или Мусоргского. Но с чего же всё началось? Как в принципе зародился этот жанр на русской сцене? Оказывается, первая опера на русском языке появилась ещё в середине XVIII века и называлась «Цефал и Прокрис». Давайте окунёмся в историю создания этой уникальной оперы и узнаем, как она повлияла на развитие русской музыкальной культуры.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Почему именно «Цефал и Прокрис»?

В первой половине XVIII века в музыкальной жизни России начался настоящий поворот. Произошло это во многом благодаря Петру I, который изо всех сил старался подогнать Россию ближе к европейским стандартам. Музыка, конечно же, не осталась в стороне. Реформы Петра привели к тому, что западные традиции начали проникать во все уголки культурной жизни.

-2

Одним из заметных новшеств стали придворные театры. Тогда это были своего рода «живые витрины» европейской культуры: в них ставили спектакли и приглашали музыкантов из Италии, Германии и Франции. Иностранцы не только развлекали публику, а ещё и обучали русских музыкантов, прививая им новый стиль, вкус и подход к знакомому делу.

До середины XVIII века почти все оперы в России исполнялись на иностранных языках, чаще всего на итальянском или французском. Они были рассчитаны в первую очередь на аристократию, которая к тому времени уже начала активно учить языки и впитывать в себя европейскую моду. Простому народу такие постановки были, мягко говоря, далеки и непонятны.

Как создавали первую русскую оперу?

В 1755 году в Санкт-Петербурге произошло культурное событие, которое позже назовут поворотным моментом для всей русской музыкальной сцены. Именно тогда была поставлена первая опера на русском языке — «Цефал и Прокрис». Казалось бы, ну опера и опера, что тут такого?

-3

Вы помните, что до этого все оперные постановки в России были на итальянском или французском, и создавались они в первую очередь для придворной публики. А тут внезапно появляется опера на русском языке, с русским текстом, да ещё и с участием русских артистов. Вот он — прорыв!

За музыку отвечал Франческо Арайя — итальянец, который на тот момент уже давно работал при русском дворе. А слова к опере написал Александр Сумароков. Этот человек считается одним из основателей русской драматургии. Их дуэт можно назвать настоящим культурным альянсом: западная музыкальная школа в тандеме с русской литературой.

И.-Б. Франкарт «Портрет композитора Ф. Арайи» / из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства
И.-Б. Франкарт «Портрет композитора Ф. Арайи» / из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства

Премьера прошла в Санкт-Петербурге и была приурочена ко дню рождения императрицы Елизаветы Петровны. Так что в какой-то степени событие стало и политическим. Оно показывало, что Россия способна не только принимать европейскую культуру, но и создавать свою. «Цефал и Прокрис» стал символом того, что Россия готова говорить на языке искусства от своего имени.

Значение для русской культуры

«Цефал и Прокрис» положила начало формированию национальной оперной школы. Это произведение открыло путь для последующих композиторов: Дмитрия Бортнянского, Евстигнея Фомина и знакомого каждому Михаила Глинки. Все они продолжили развивать русскую оперную традицию, сочетая европейские музыкальные формы с русскими мелодиями и сюжетами.

-5

Сама опера «Цефал и Прокрис», к сожалению, до наших дней полностью не дошла. От неё остались лишь небольшие фрагменты. Но в данном случае нам важна не столько сама партитура, сколько тот импульс, который она дала. Ведь именно с неё начинается путь к «Ивану Сусанину» Глинки, «Борису Годунову» Мусоргского и всем тем оперным вершинам, которыми сейчас гордится наша с вами страна.

Автор статьи: Александра Найрас-Кель

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊