Найти в Дзене
Extreme Sound

Metallica не только «металл»: 5 песен, которые показали «Четырех Всадников» с неожиданной стороны

Оглавление

Даже слово «металл» в названии не помешало легендарной группе экспериментировать за пределами своего жанра. И это прекрасно!

Когда в названии твоей группы красуется слово «металл», ожидания по части тяжести и мощи, само собой, зашкаливают. Но Metallica довольно быстро доказала, что ей тесно в рамках одного лишь трэша. «Четыре Всадника» никогда не боялись заглядывать на другие музыкальные территории, чем приводили в восторг одних фанатов и вызывали праведный гнев других, тех самых «хранителей чистоты жанра». От юношеского задора альбома Kill ’Em All до мрачной задумчивости Load – в дискографии группы найдется место самым разным настроениям.

И хотя такие боевики, как For Whom The Bell Tolls, Master Of Puppets и Enter Sandman, без сомнения, двигали метал-музыку вперед, сегодня мы поговорим не о них. Вместо этого давайте вспомним самые чувствительные, самые «мягкие» моменты в творчестве Metallica. Те самые пять раз, когда Джеймс Хэтфилд почти мурлыкал в микрофон, Ларс Ульрих обращался со своей ударной установкой на удивление нежно, а Кирк Хэмметт проявлял чудеса выдержки, не обрушивая на слушателя шквал гитарных соло. Песни расположены в хронологическом порядке.

1. Nothing Else Matters (альбом Metallica, 1991)

Начнем, пожалуй, с самого очевидного выбора. Metallica и до Nothing Else Matters заигрывала с балладным форматом (вспомним хотя бы Fade To Black, Welcome Home (Sanitarium) и One). Но никогда еще эти огнедышащие титаны не обнажали душу так, как в этом сингле с легендарного «Черного альбома».

Песня получилась настолько нежной и личной, что сам Хэтфилд сомневался, стоит ли группе вообще её выпускать. Фронтмен мягко пел о своей тогдашней девушке, о том, как сильно скучает по ней во время гастролей. И хотя композиция постепенно набирала мощь, достигая кульминации с вполне «металлическими» ударными и соло от самого Папы Хэта, в своей основе она оставалась задумчивой и чистой. Эта песня показала уязвимость там, где раньше виделась лишь непробиваемая броня хэви-метал машины. Результат? Мгновенный хит, который вышел далеко за пределы метал-аудитории и сыграл ключевую роль в превращении альбома Metallica в один из самых успешных релизов всех времен.

2. Mama Said (альбом Load, 1996)

Если Nothing Else Matters лишь приоткрыла для нас окошко в душу Хэтфилда, то песни с альбома Load распахнули эту дверь настежь. Тексты этого, до сих пор вызывающего споры, блюз-рокового эксперимента позволили вокалисту и гитаристу выплеснуть боль от потери матери (последовательницы учения «Христианская наука», отказавшейся от лечения рака) и ухода отца из семьи незадолго до этого. И Mama Said стала одной из самых пронзительных и искренних композиций на пластинке.

Вооружившись акустической гитарой, Хэтфилд поведал автобиографическую историю своих отношений с матерью. В строчках угадываются и намеки на непростые взаимоотношения («Отпусти мое сердце, позволь сыну повзрослеть»), и позднее раскаяние в недостатке благодарности («Я принимал твою любовь как должное, все, что ты мне говорила»). Остальные участники группы здесь скорее аккомпанируют, выдвигая на передний план сложные переживания своего фронтмена, превращая их в нечто прекрасное и трогательное.

3. Low Man’s Lyric (альбом Reload, 1997)

Альбом Reload, записанный одновременно с Load, стал его полноправным «братом» – таким же эклектичным, экспериментальным и откровенным. Однако Low Man’s Lyric выделялась: здесь Хэтфилд говорил не столько о своих личных переживаниях, сколько пытался вжиться в роль другого человека. Это почти восьмиминутное музыкальное путешествие погружает нас в мысли и чувства бездомного, передавая ежедневную трагедию его существования.

Хотя в этой песне группа звучит более полно, чем в Nothing Else Matters или Mama Said, музыка на всем ее протяжении остается подчеркнуто мрачной. Торжественное «Раз, два, три…» открывает многослойную партию чистой гитары, к которой присоединяется редкая, но веская перкуссия. Позже в аранжировку вплетаются струнные и даже колёсная лира, добавляя драматизма и трагизма. Но Metallica и здесь удержалась от соблазна обрушить на слушателя всю свою мощь, доказывая, что тишина и недосказанность порой могут быть красноречивее самого оглушительного рёва.

4. Tuesday’s Gone (кавер на Lynyrd Skynyrd; альбом Garage Inc., 1998)

Metallica редко прибегала к сотрудничеству со сторонними музыкантами, предпочитая прокладывать собственный путь в мире метала и оставляя остальным лишь пытаться их догнать. Tuesday’s Gone – яркое исключение, подтверждающее это правило. Это, по сути, единственный случай, когда титаны метала пригласили «помощь извне» для записи студийного альбома. И то, чего им, возможно, не хватало в опыте совместной работы, они с лихвой компенсировали в этой по-настоящему звездной коллаборации.

Шаг был рискованный и мог бы показаться шуткой, если бы не мастерство исполнения. Metallica собрала целую плеяду звезд современного (на тот момент) рока – включая участников Alice In Chains, Corrosion Of Conformity, Faith No More и Primus – и попросила их… сыграть совсем не метал. Вместо этого кавер на классику Lynyrd Skynyrd превратился в душевный кантри-джем, пропитанный ароматом табака, с губной гармошкой и всем прилагающимся. Неожиданно, но на практике – очень атмосферно и трогательно.

5. The Unforgiven III (симфоническая версия; альбом S&M2, 2020)

В мире кино и музыки есть такое клише: третья часть часто оказывается слабее предыдущих. Больше десяти лет казалось, что трилогия The Unforgiven как раз из этой оперы. Первые две части были великолепными тематическими и музыкальными зеркалами друг друга, а вот третья, с альбома Death Magnetic, многим показалась несколько вторичной и не добавившей ничего принципиально нового. Так было до тех пор, пока ее не переосмыслили для проекта S&M2.

Для второй части своего новаторского эксперимента по скрещиванию метала с симфоническим оркестром Metallica пошла на еще более смелые трансформации, и The Unforgiven III стала одной из самых ярких переработок. Из песни убрали все традиционные «металлические» инструменты, превратив ее, по сути, в страстный вокал Хэтфилда под аккомпанемент величественных струнных. Это мгновенно вдохнуло в композицию новую жизнь. Слова фронтмена зазвучали еще пронзительнее на фоне этого почти кинематографического музыкального полотна. И, как ни парадоксально, песня стала сильнее именно после того, как из нее «убрали лишнее».

Вот такая она, Metallica – группа, способная не только на оглушительный рёв и запредельную мощь, но и на удивительную нежность, глубину и неожиданные музыкальные повороты.

А какие «неметаллические» или просто неожиданные песни Metallica нравятся вам? Делитесь в комментариях!