Автор: Hoomkeen
Маленький Констас, или, если по-русски, Костя, стал императором в одиннадцать лет и, наверное, не мог полностью осознать масштаб падения империи, которую ему оставил дед. Произнеся речь о том, что его мачеха отца и незаконнорождённые дяди оказались узурпаторы и душегубцы, мальчик попросил синклит быть ему верными помощниками в управлении государством. Точнее тем, что от него осталось.
А осталось, надо сказать, немного - повсюду по средиземному морю империи подчинялись только прибрежные города и небольшие провинции вокруг них. Относительно спокойно было на западе - но теперь там кипели страсти по поводу монофелитских реформ Ираклия.
Казалось бы, с утратой Сирии, Палестины и Египта надо было наконец забыть о раскалывающем христиан империи вопросе про природу (или волю) Христа, но увы, отказаться от него было невозможно из-за Армении. Во дворе имератора в эти годы преобладала армянская знать, и именно в них когда-то Ираклий, а теперь его внук нашли лучших соратников в своих трудах.
В итоге Констант продолжил религиозную политику предшественников, и тем самым получил проблемы на западе своей империи в довесок к постоянной войне на востоке. Арабы не останавливались - их религиозный фанатизм и молодость государства пока не знала ни границ, ни обязательств, так что волна за волной отряды арабов пробовали на прочность заставы византийцев в Малой Азии. Южнее - Кесария в Сирии пала, а Александрия была эвакуирована - и арабы устремили свои взгляды дальше - на Африку и на острова Средиземного моря.
Вообще первые годы правления Константа показали, что армия империи слаба и не может проводить успешные операции. Попытки перехватить инициативу в войне против арабов вылились в разгром собранных для этого сил. Возможно это привело к опале Валентина - в результате туманно описанных событий человек, возведший Константа на трон, был обвинен в попытке захватить власть в империи. Толпа народа во главе с патриархом растерзала последовательно подручных, а затем и самого Валентина, устранив, таким образом, предполагаемый "мятеж".
Ещё одно предприятие попробовали провести в Египте - после нескольких лет правления там арабов местный военачальник Амр был заподозрен халифом в отсутствии прибыли от, казалось бы, богатейшей провинции. Ничуть не умаляя заслуги талантливого полководца, он назначил ему соправителя с целью начать выжимать финансы в пользу халифата. Через скорое время Амр был вообще отозван ко дворцу нового халифа (Омара, если вы помните, зарезал некий перс). Оставшийся в Египте Абд-Аллах ибн Саид поднял налоги с местных жителей, закончив конфетно-букетный период арабского владычества.
Естественно в Византии всё это знали и вскоре попробовали вернуть себе владычество над провинцией - флот высадил десант, небольшой гарнизон арабов в Александрии бежал, но армия Константа и тут не показала себя с хорошей стороны. Солдаты занялись грабежом местного населения, военачальники Византии не развивали успех, а стояли около Александрии, чтобы в случае чего отступить за стены крепости. Вскоре так и пришлось поступить - вернувшийся Амр разгромил греков в поле, а после проник в город и превратил город в арену избиения убегающих защитников. Стены Александрии во избежание повторного захвата с моря срыли, классическая тактика которую применяли ещё остготы.
Итак, армия империи была всецело занята востоком, но успехами похвастаться не могла. Силы государства были настолько заняты борьбой с арабами, что славяне расселились практически до длинной стены, полностью превратив все внутренние районы Балкан в славянские независимые территории.
Тем временем западные провинции империи отлично понимали состояние дел в столице и пользовались тем, что молодой император ничем не мог помешать им творить на местах всё, что душа пожелает. Душа желала в основном править самостоятельно и веровать по заветам халкидонского собора.
Во-первых в самом Риме хартуларий Маврикий, инициатор грабежа Латеранского дворца, очевидно удержал у себя часть богатств, утвердился во мнении, что никто ему ничего не сделает, начал распространять слухи, что местный экзарх собирается отложиться от империи и на этом основании стал принимать присягу войск на своё имя. Мятеж был подавлен, зачинщик казнен, но пользуясь тем, что лангобарды в очередной раз разгромили армию экзарха Италии, остальные участники смуты избежали наказания и вернулись к прежней жизни.
В то же время новый Папа Римский, Феодор, грек по происхождению, прибыл в Рим и быстро переметнулся в стан противников монофелитства. Сделать ему что-либо император не мог. Более того, в это же время в Африке бывший патриарх Константинополя Пирр проиграл в публичном диспуте знаменитому Максиму Исповеднику, после чего отрекся от своих монофелитских взглядов. Пирр прибыл в Рим и выпрашивал у Римского Патриарха прощения грехов - большой удар по престижу столичной патриархии!
Прошедшие вслед за этим каскад соборов местных священников по западным областям империи показали их массовое единодушие и готовность к борьбе против ереси монофелитства.
Этот возобновившийся церковный спор был бы не полон, если бы не наложился ещё и на восстание провинции Африка - правитель провинции Григорий провозгласил себя императором и перенес столицу своей империи из Карфагена вглубь материка - в процветающий тогда город Суфетелу. Время для восстания было выбрано идеально - никаких последствий из Константинополя быть не могло.
Удивительно, но в данном случае Константу помогли арабы - после разгрома Византии в Египте Амр продолжил свои старые походы и добрался до провинции Африка. Армия Григория была разбита, сам он погиб, а Суфутела уничтожена. Амр по каким-то причинам не мог продолжить свой поход и ограничился огромной данью, которую ему выплатили за то, что он оставил провинцию Африка в покое. Через некоторое время Африка вновь появляется в летописях как провинция Византии...
Впрочем эти события не помещали Папе Римскому Феодору отлучить от церки патриарха Константинопольского и всех бывших монофелитов. В ответ Констант издал указ "типос", который вроде как отменял "эктесис", но на самом дела просто прямым текстом запрещал спорить на предмет сколько было волей у Иисуса. Не помогло. Полумеры Феодора не устраивали. Увы, Феодор не смог продолжить эту борьбу и умер, оставив своё дело следующему Папе Римскому - Мартину Исповеднику. О нём и его борьбе мы поговорим позже.
Так, вроде бы все провинции мы осмотрели, всюду власть императора трещала и держалась еле-еле. Но, увы! Наш рассказ был бы не полон без предприятий арабского губернатора Сирии Муавии.
Сидя в своей резиденции в Дамаске, этот смелый араб давно мечтал перенести войну с греками туда, где они считали себя полными хозяевами - на море. Пока халифом был Омар, тот, опасаясь моря, не давал разрешения на морские предприятия, но Осман отнесся к этому иначе и вот в 649 году флот Муавии нанес свой первый "визит" на Кипр.
Чем могла ответить на тот момент империя? Собрать свой флот и дать решительный бой? Империя купил мир на три года за ежедневную поставку золота, коней и рабов. Это позволило Муавии направить все силы на подчинение бунтующей Армении.
Когда мир завершился, флот Муавии, на этот раз ещё больше и опаснее, ограбил Родос. Развалины рухнувшей статуи бронзового колосса, всё ещё лежавшие несколько столетий после землетрясения, были проданы арабами какому-то иудейскому купцу из Эдессы, которому потребовалось 900 верблюдов, чтобы увезти всю бронзу.
После грабежа Крита и острова Кос, флот Муавии оказался уже в Эгейском море - совсем рядом со столицей. Делать было нечего и империя дала бой.
Эпичное поражение в морской битве 655 года, в которой Констант сам едва не погиб, оказалось последним в цепи жутких неудач и поражений, которые терпела Византия в начале правления Константа. Арабы, в стране которых начиналась большая гражданская война - "фитна" внезапно остановились. Тут уже самому Муавии срочно потребовался мир, и он, только что победивший, предложил обратную сделку - на этот раз уже Сирия платила Византии ежедневную дань золотом, лошадьми и рабами, за прекращение военных действий.
Снижение давления арабов и начавшееся воодушевление греков ощутили и армяне - множество колеблющихся областей открыто переметнулись обратно под власть империи, начав получать жалование и увеличив численность армии государства.
Начался второй период жизни молодого Императора - ему было 25 лет и пришла пора восстанавливать порядок на западе.
Гражданская война в Халифате шла шесть лет. Удастся ли Константу хоть как-то подготовить свою империю к новому наступлению арабов, прекратятся ли вечные поражения его армии, всё это мы узнаем в продолжении...
А вот что было до этого: История Европы 600-650гг
Наш в телеграм-канал.