Найти в Дзене
Культурные посиделки

«Последний день Помпеи»: что скрывает великая картина — символы, о которых не рассказывают в музее

Оглавление

Бывают картины, которые просто затягивают в себя. Смотришь на них, и кажется, будто время останавливается. Вот для меня такая картина – это "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Это не просто красивое полотно. Это целая драма, застывшая в красках, настоящее погружение в самые сильные человеческие чувства.

.Представляете, когда Брюллов приехал в Италию, там только-только начали откапывать Помпеи после извержения вулкана. Это же было невероятно – увидеть целый древний город, который будто заснул под пеплом! Брюллов сам побывал там, ходил по улицам, видел гипсовые слепки тел погибших. Это его так поразило, так тронуло, что он загорелся идеей показать миру не просто руины, а жизнь, которая там оборвалась. Он очень серьезно подошел к работе: изучал исторические источники, письма очевидцев. Пять лет делал эскизы, продумывал каждую деталь А потом всего за девять месяцев написал саму картину. Она же огромная – больше шести метров в длину! Стоишь перед ней и чувствуешь весь масштаб трагедии.

К. Брюллов, "Последний день Помпеи"
К. Брюллов, "Последний день Помпеи"

Смотришь на людей... и видишь себя

Но самое главное в картине – это люди. Брюллов показал не просто гибель города, а то, как проявляют себя люди, когда понимают, что это, возможно, их последний день. Вот юноши, которые не бросают старого отца, несут его на себе. Вот мать, пытающаяся укрыть детей. Вот влюбленные, которые держатся за руки до конца. А есть и тот, кто в ужасе собирает рассыпанные монеты – единственное лицо, искаженное не страхом, а жадностью.

Смотришь на этих людей и понимаешь: вот она, правда о человеке. В критический момент вылезает всё – и самое благородное, и самое низкое. И при этом Брюллов умудрился показать их всех... прекрасными. Даже умирая. В этом есть какая-то удивительная и очень пронзительная мысль о человеческой душе.

Сыновья, несущие отца
Сыновья, несущие отца

Символы, которые говорят о вечном

Картина говорит не только через людей, но и через символы. Вот женщина, сброшенная с колесницы – это как образ прекрасного античного мира, который рушится. А рядом ее ребенок – как будто новый мир, который только-только должен появиться. Это о вечном круговороте жизни и смерти, о смене эпох.

А еще Брюллов показал двух жрецов. Один – языческий, тащит свое золото и треноги. Другой – христианин, со спокойным лицом, смотрит прямо на извержение, держа в руках крест. Это такой мощный образ! В момент гибели один цепляется за материальное, а другой – за веру. Это же про наш вечный выбор, про приоритеты в жизни.

Слева - жрец, справа - христианский священнослужитель
Слева - жрец, справа - христианский священнослужитель

Личное в великом: Муза и автопортрет

И представьте, в эту глобальную трагедию художник вплел свою личную историю! Женские лица на картине – это часто Юлия Самойлова, его возлюбленная. Она была с ним в Италии, вдохновляла. А в правом нижнем углу – сам Брюллов! Прикрывается ящиком с красками, будто от судьбы. Это такой трогательный жест: он не просто сторонний наблюдатель, он сам часть этой истории, этого мира.

женские образы написаны с главной музы художника, Юлии Самойловой
женские образы написаны с главной музы художника, Юлии Самойловой

Триумф, который изменил всё

Когда "Последний день Помпеи" привезли в Россию... это был настоящий триумф! Люди шли на нее толпами, чтобы увидеть чудо. Говорили, что для русского искусства это был "первый день", начало новой эры. Картина показала, что русские художники могут создавать произведения мирового уровня, которые потрясают до глубины души.

И вот, когда говоришь о таких великих картинах, о таком моменте триумфа для нашего искусства... Невольно думаешь о нашей стране, о ее талантах и истории. Дорогие мои, сегодня День России! Поздравляю вас всех с этим замечательным праздником! Давайте гордиться нашей культурой, нашими достижениями и нашими людьми!

И представляете, какой чудесный подарок к этому дню?! Та самая КАРТИНА – "Последний день Помпеи" – приехала в Москву! Она теперь в Третьяковской галерее на большой выставке, посвященной 225-летию Брюллова. "Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург" – там собрали почти 200 его работ, привезли из разных музеев.

Фрагмент. Автопортрет художника
Фрагмент. Автопортрет художника

А "Помпеи" – это, конечно, главная звезда. Ее не было в Москве целых 25 лет!И вот теперь у нас есть шанс увидеть ее вживую, постоять рядом с этим шедевром, почувствовать его энергию. На выставке, кстати, исследуют, как разные города влияли на творчество Брюллова, где он находил свои "места силы".

Выставка уже открылась 10 июня и будет идти долго, до января следующего года. Но я очень советую не откладывать! Увидеть такую картину вживую – это совсем другие ощущения, чем на картинке.

А вы, дорогие мои, как относитесь к Брюллову? Какие его работы вас особенно трогают? И собираетесь ли на эту выставку? Поделитесь в комментариях!

И, конечно, подписывайтесь на наш уютный уголок. Тут мы всегда говорим о культуре и искусстве нескучно.

Культурные посиделки | Дзен

Буду рада, если почитаете другие мои статьи, они не менее интересные: