На картине «Мадонна Ручеллаи» итальянского художника Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255/60–1318/19) изображена Дева Мария, держащая на коленях Младенца, правая рука которого поднята в благословении.
Она восседает на замысловатом деревянном троне, украшенном резьбой, а за её спиной висит риза из дорогой ткани.
Трон поддерживают шесть коленопреклоненных ангелов.
В обрамляющей картину раме находятся тридцать кругов с поясными фигурами апостолов и святых, в том числе святого Доминика, основателя доминиканского ордена, и святого Августина, чьему уставу следовали доминиканцы.
Флорентийская церковь Санта-Мария-Новелла, откуда происходит эта картина, была посвящена вознесению Девы Марии, и поэтому картина истолковывается как относящаяся к Успению Пресвятой Богородицы и её восшествию на престол на Небесах.
Кажется, что ангелы не просто держат трон, а парят с ним высоко в небе.
Здесь мы видим, как иератическое представление о Марии как о Царице Небесной сочетается с состраданием и скорбью матери о страданиях, которые ожидают Младенца, которого она так нежно держит на коленях, одной рукой обнимая за талию, а другой придерживая ему на ногу.
На этой картине Дуччо удалось совместить внушительную монументальность с необычайной проработкой деталей и создать трехмерное пространство с извилистыми изящными линиями в мощном образе, бесконечно утонченном в своей цветовой гамме.
Когда в 1990 году картина была отреставрирована, проявилась вся сила трехмерного моделирования одеяния Пресвятой Богородицы, особенно ярко проявившаяся в её выступающем вперед правом колене.
Синий цвет одеяния Мадонны написан не ультрамарином, как можно было бы ожидать в таком важном заказе, а более дешёвым синим пигментом, лазуритом.
Типичным для сиенской школы живописи является ритмичность цветов одеяний ангелов, которые перекликаются по всей поверхности картины; таким образом, одеяния ангелов у подножия трона чередуются: сиреневый — с голубым, голубой — с сиреневым, а затем по спирали поднимаются вверх: сиреневый — с зелёным, розовый — с зелёным, голубой — с розовым, и всё это в изысканных пастельных тонах.
Хотя пространственное расположение ангелов по отношению к трону неоднозначно, возникает чёткое ощущение глубины трона, который расположен под углом к поверхности изображения, особенно если смотреть на его заднюю часть и видеть сквозь его узор богатую ткань ризы находящейся позади Пресвятой Девы.
Изогнутые золотые элементы декора очень декоративны и также придают ему дополнительную объёмность.
Аналогичным образом и позолоченные линии одеяния Младенца, ниспадающего на его тело, передают как моделирование складок, так и богатство ткани.
«Мадонна Ручеллаи» получила своё название от семьи, в чью часовню в доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла картина была перенесена в шестнадцатом веке.
Однако она была заказана не семьей Ручеллаи, а Compagnia dei Laudesi, братством мирян, преданных Деве Марии, и, вероятно, была создана для часовни в северной части нефа церкви, где они пели свои хвалебные гимны.
Это самая ранняя задокументированная работа Дуччо, но он, должно быть, к тому времени уже заслужил высокую репутацию за пределами своей родной Сиены, раз получил столь важный заказ.
Начиная с XIII века, Флоренция стала более открытой к чужакам, и многие художники приезжали сюда работать, в том числе и из менее космополитичной Сиены.
15 апреля 1285 года Дуччо заключил контракт на создание картины, для которой братство указало только, что она должна быть большой и очень красивой, и должна была изображать Деву Марию с Младенцем и другие фигуры.
Братство оставляло за собой право не платить за нее, если оно не посчитает её достаточно прекрасной или выполненной в соответствии с их пожеланиями.
С XVI века и до конца XIX века считалось, что Мадонна Ручеллаи принадлежит кисти Чимабуэ (1240-1302), отчасти потому, что биограф XVI века Джорджо Вазари, чей взгляд на историю искусства был предвзятым по отношению к флорентийским художникам, приписывал её ему.
Искусствоведы продолжают до сих пор спорить о том, была ли Маэста работы Чимабуэ, которая первоначально находилась в Санта-Тринита во Флоренции и которая сейчас висит напротив Мадонны Ручеллаи в Уффици, написана до или после очень похожей работы Дуччо.
Обе работы были написаны в то время, когда влияние византийских икон было ещё очень сильным, но постепенно вытеснялось зарождающимся натурализмом раннего Возрождения.
Мадонна Ручеллаи была перенесена из Санта-Мария-Новелла в Уффици в 1937 году.