В предыдущей статье мы обсудили все причины поражений Красной Армии, которые в советское и постсоветское время считались важными. При сопоставлении начала Великой отечественной войны и французской кампании 1940 года все эти причины оказались незначимыми.
Подробнее можно почитать здесь:
Были ли в предвоенные годы репрессии против комсостава – или нет.
Напали ли немцы внезапно – или нет.
Была ли мобилизация проведена вовремя – или нет.
Доверяли ли местные политики договору с Гитлером – или нет.
Итог был один и тот же: практически весь предвоенный списочный состав армии Франции и Красной Армии в ходе молниеносных действий вермахта попал в плен или был уничтожен.
Вот соотношение сил сторон накануне конфликтов:
Как видим, в случае Франции – в целом равные силы. А вот результат столкновения с немцами:
Львиная доля французской армии в 1940 году и советских войск в 1941 году попала в плен и далее в военных действиях уже не участвовала. Тогда обмены пленными не практиковались.
Как немцы это делали? Как они превращали войска противника в колонны пленных?
Разумеется, мы помним про «визитную карточку» вермахта: операции на окружение, которые начинались с глубоких прорывов через линию фронта по сходящимся направлениям. И приводили к образованию «котла» окружения.
Чтобы такого добиться, надо было преодолеть позиционный тупик, который сложился в Первой мировой войне. То есть надо было 1) пробить линию обороны противника, и 2) продвинуться вглубь на десятки километров. И сделать всё это БЫСТРО, пока противник не подтянул резервы и не «запечатал». прорыв
Немцы предложили своим противникам на поле боя целый комплекс военных технологий. Пойдём от самого простого. В этой статье обсудим тактику применения пехоты в наступлении.
Действия советских стрелков в наступлении, предусмотренные уставами РККА (к 1941 г.):
1) Пехота от рубежа атаки должна перемещаться бегом, игнорируя огонь противника.
Пехотинцы не должны делать упор на дистанционный огневой бой, их задача: не останавливаясь, преодолеть обстреливаемое пространство, не пытаясь спрятаться за танк или в складку местности (чтобы не ставить под угрозу общий темп наступления).
2) Конечная цель сближения с противником – выход на дистанцию «вплотную» (1-2 м), на которой противнику можно навязать штыковой бой.
Конечно, "Пуля - дура, а штык - молодец", но на дворе ведь был уже далеко не 18-й век... Такие действия пехоты не отражают "азиатскую тупост"ь, стремление завалить врага трупами, «волнами мяса» на китайский манер, как об этом рассуждала немецкая пропаганда. Подходы к атаке в РККА в данном случае были заимствованы с французских подходов (а вовсе не с китайских). Франция была главным победителем Первой мировой войны, и на неё в межвоенный период равнялись многие страны. Строго по-французски действовали и советские пехотинцы.
Обычные действия советской пехоты, к которым мы привыкли по фильмам и фотографиям: пехотинцы бегут в атаку в полный рост за танками или вперемежку с ними. Стрелять при этом не имеет смысла: на бегу всё равно никуда не попадёшь, а время потеряешь.
Так можно действовать только в том случае, если основная часть артиллерии противника уже подавлена в ходе массированной многочасовой артподготовки. А пулемёты противника подавляются в ходе атаки вот прямо сейчас.
Дело в том, что пехота бежит по полю не просто так, а вслед за огневым валом, который перед её движением создаёт советская артиллерия (гаубицы и миномёты). Противник прячется от огневого вала в траншеях, и это краткое время надо использовать, чтобы добежать до этих траншей. Подползать к ним для финального броска гранаты опасно: артобстрел закончится, противник вылезет, вытащит пулемёты на бруствер – и застрелит подползающих. Поэтому если добежал до траншеи врага – то прыгай в неё и действуй в упор, штыком! Вариантов нет.
В предвоенные годы в РККА штыковой бой как вид фехтования был важной частью подготовки бойца. Фехтование эластичным штыком – это был армейский вид спорта, по которому проводились общесоюзные соревнования.
Для таких действий пехоты критически важно, чтобы собственная артиллерия работала постоянно: в ходе артподготовки размолотила бы миномётные позиции противника, а затем «окучивала» бы огневым валом сначала первую линию окопов противника, а когда собственная пехота к ним подбежит – переключалась бы на вторую. Особой прицельности гаубиц и миномётов здесь не требуется. Здесь требуется согласованный огонь по площадям из десятков, или даже сотен стволов.
И французские, и советские генералы считали, что пытаться стрелять из конкретной гаубицы по конкретной цели – это сложно, долго, и только зря будет потеряно время атаки. Самое главное для артиллерии – чтобы было не менее 50 стволов на километр фронта, и много-много снарядов.
Действия немецкой пехоты, предусмотренные уставом вермахта (1939 г.):
1) Пехота от рубежа атаки до огневого рубежа должна перемещаться в бронетранспортёрах или под прикрытием танков.
Перемещение по обстреливаемой местности на огневом рубеже ведётся ползком или под прикрытием складок местности.
2) Пехота старается нанести противнику максимальные потери в ходе дистанционного огневого боя пулемётным и винтовочным огнём.
3) Дистанция броска гранаты (20-50 м) – это минимальное расстояние, которое можно допустить для сближения с противником.
Видим, что бег по полю в атаку в полный рост у немцев не был предусмотрен. Мы не найдём ни одной фотографии, где немецкие солдаты открыто бегут по полю в атаку. Нет, они всё время крадутся, ползут, прячутся за танком, или в складках местности.
Двигаются медленно и осторожно, наблюдая за противником и стараясь по ходу движения нанести ему потери огнём из винтовок и пулемётов.
Так действовать на поле боя можно только в том случае, если вы не опасаетесь артиллерии противника. И тогда единственная для вас опасность – это пулемёт на переднем крае. От которого можно прятаться за танком. От миномёта или гаубицы за танком не спрячешься. Значит, артиллерия противника к этому моменту должна быть подавлена.
Данная тактика предполагает, что пехотинец в состоянии подползти к позициям противника на дальность броска гранаты. Почему он не боится, что по нему будет стрелять пулемёт? Потому что ползущего пехотинца огнём поддерживает танк, который вылез на дальность прямого выстрела и угрожает всем, кто высунется из траншеи.
Почему танк не боится огня противотанковых пушек? Значит, к этому моменту этих пушек тоже уже нет, они подавлены.
Вывод.
Итого: мы имеем две очень разные тактики пехотной атаки:
1) ползком по полю для стрельбы и броска гранаты, или
2) бегом по полю для укола штыком.
Каждая из них была успешна в своих особых условиях.
Франко-советская "штыковая" тактика предполагала, что огневой вал будет давить пулемёты, при этом пехота будет двигаться в высоком темпе, и поэтому артиллерия противника не успеет начать работать по нашей. «ТЕМП» ("tempe" - "время", фр.) - вот было ключевое слово и французских, и советских генералов.
Немецкая "гранатная" тактика предполагала, что к моменту, когда пехота осторожно доползёт до окопов противника, уже не будет толком работать ни его противотанковая артиллерия на переднем крае, ни его гаубицы-миномёты в глубине позиций. Почему? Куда они денутся?
Об этом поговорим в следующий раз. Вот здесь:
Но уже сейчас в коментаииях можем писать свои гипотезы: на что конкретно строили расчёт солдаты и генералы вермахта в 1941году? Как в итоге Красной Армии удалось их переиграть?
Друзья, не забываем подписываться на новые статьи! Или ставить лайки. Или задавать вопросы в комментариях. Или подавать интересные мысли :)
А ещё можно заглянуть на наш Канал и посмотреть, есть ли что-нибудь ещё интересное: