Вы когда-нибудь задумывались, почему Барт рисует граффити на стенах школы, а Лиза в свои восемь лет читает Камю и играет на саксофоне? Мультфильм показывает нам их взрослые версии: Барт то становится неудачливым авантюристом, то повторяет судьбу Гомера; Лиза то превращается в уставшую от жизни женщину, то в яростную активистку, которая так и не научилась радоваться жизни. И это не просто причудливые мультяшных персонажи, а прототипы детского поведения, которые встречаются не только на экранах, но и в обычной жизни.
Знакомая семейная пьеса: мальчик-сорванец, который проверяет на прочность психику родителей и учителей своими выходками, и девочка-отличница, которой важно все делать правильно и безукоризненно. Кажется, что это просто контрастные характеры, но на самом деле они несут в себе определенные сценарии поведения, унаследованные из детства. И эти сценарии легко найти в любой реальной семье.
В прошлый раз мы разбирали Гомера и Мардж Симпсонов, а сегодня поговорим про Барта и Лизу. Заодно вспомним и свое детство! На кого из Симпсонов оно было похоже?
Крик о помощи Барта Симпсона
Барт хулиганит не из любви к хаосу, а из-за ощущения хронической несправедливости и недостатка внимания. Когда ребёнку кажется, что его замечают лишь в момент катастрофы, он сам становится катастрофой. Это классическая реакция на эмоциональную депривацию. Когда ребенок не получает здорового внимания, он начинает добывать его любым способом. Лучше гнев, чем равнодушие. Лучше наказание, чем ничего. Ведь после очередной выходки тебя замечают не только родители и учителя, но и ребята в классе. Ради одобрения и признания Барт готов сорвать урок, сломать что-то или взорвать и даже поиздеваться над директором Скинером.
Взрослые видят лишь верхушку айсберга в дерзкой ухмылке, в разбитых окнах и в наглых выходках. Его бунт — это язык, которым он говорит о боли, о его желании быть замеченным. Когда Гомер душит его в очередном приступе родительского бессилия, а Мардж устало отворачивается, Барт усваивает: чтобы тебя заметили, нужно разнести все вокруг. Просьбы не работают, а примерное поведение остается незамеченным на фоне Лизы. Но стоит устроить погром - и вот они, долгожданные взгляды, пусть даже полные гнева. Порочный круг: чем громче ребенок стучится в закрытую дверь, тем крепче взрослые запирают ее на замок.
Как помочь хулигану?
Представьте на мгновение, что будет, если если вместо привычного крика и физического насилия взрослый вдруг сядет рядом с ребенком и спросит: "Что случилось? Что с тобой? Что тебя беспокоит?". Для Барта это было бы откровением: оказывается, можно быть услышанным без скандала и родителям не наплевать на его проблемы. Даже за хулиганством Барта можно разглядеть обычного мальчишку, который просто хочет, чтобы его любили не за что-то, а просто так.
В этом весь парадокс: самые "трудные" дети часто оказываются самыми ранимыми, а их агрессия - кривым зеркалом, в котором отражается родительское равнодушие. Когда мы, родители, находим в себе силы не ответить на провокацию насилием, а разглядеть за ним боль, происходит чудо. "Барт" со временем перестает быть монстром и "позором семьи". Он становится ребенком, которого ты наконец-то смог понять и долюбить.
И если не помочь такому ребёнку, он вырастет в вечного подростка (как Гомер), который так и не научился брать ответственность и боится реальности настолько, что предпочитает заглушать тревогу спиртным. Либо превратится в саботажника, который разрушает свою жизнь, потому что подсознательно верит: "Я не заслуживаю ничего хорошего". В "Симпсонах" это показано в сериях, когда Барт в будущем убеждает в этом даже свою жену и детей.
Лиза: "Я должна быть идеальной – иначе меня не полюбят"
За пятерками, за вызубренными наизусть стихами Бодлера, за виртуозными пассажами на саксофоне Лиза цепляется за свою "идеальность", как за спасательный круг, потому что в семье Симпсонов недостаточно быть просто ребенком. Грустная ирония в том, что весь Спрингфилд знает Лизу как самую умную, но почти никто - как самую одинокую.
Если Барт кричит о своей боли через создание хаоса, то Лиза - через гиперответственность . Ее перфекционизм основан не только на любви к знаниям, но еще и на тревожности страх. Лизе кажется, что если она снизит планку, позволит себе быть обычной, то ее перестанут замечать. Ведь в доме, где вечно пьяный отец, а мать растворяется в заботах о других, любовь — условна.
Это синдром отличницы – когда девочка (а потом и женщина) превращает свою жизнь в бесконечный забег за одобрением. Она не живёт – она доказывает. В школе надо быть первой. В университете непременно нужно заполучить красный диплом. На работе необходимо выжать из себя все соки, чтобы тебя похвалили. Это заканчивается выгоранием, депрессией, паническими атаки и горьким сожалением: "Я столько всего достигла… Почему я всё равно несчастна?"
Вечные отличницы сгорают на работе, потому что не умеют сказать «нет. Тревожных перфекционистки страшатся любой ошибки как катастрофы. Люди с синдромом самозванца уверены, что их успех - всего лишь случайность, а не заслуга. Перфекционизм – это панцирь, а под ним прячется хрупкий ребенок, который до сих пор верит, что любовь нужно заслужить.
Будущее Лизы: плен собственного совершенства
В тех редких моментах, когда мультфильм приоткрывает завесу над взрослой жизнью Лизы, мы видим не триумф, а трагедию в замедленной съемке. Она поступает в Гарвард, но не радуется учебе, а паникует перед первым же семинаром. Становится известной активисткой, но ночами перечитывает комментарии с критикой. Получает Нобелевскую премию и страдает от мысли, что она этого недостойна. Ее детские раны не зажили, а лишь прикрыты дипломами и достижениями.
Почему успех не приносит Лизе облегчения? Она добивается всего, о чем мечтала, но каждая новая вершина приносит не радость, а лишь временное облегчение, после которого снова приходится бежать вперед. Зависимость от достижений для нее единственный способ почувствовать свою ценность. В детстве она усвоила страшный урок: любовь родителей нужно заслужить. Мардж улыбается, когда дочь приносит пятерки и даже поддатый Гомер временами хвалит дочь за "умные словечки". Маленькая Лиза делает гениальный, но разрушительный вывод: "Я нужна им, только когда я идеальна".
Спасение для Лизы выглядит парадоксально: ей нужно научиться быть обычной, позволить себе посредственность. Сказать: "Сегодня я просто посплю до полудня" без угрызений совести. Принять комплимент, не отмахиваясь: "Да это ерунда!". Понять наконец, что ее ценность не в достижениях, а в ней самой. Признать это страшнее любого провала, потому что если перестать быть "идеальной Лизой", то кто она тогда? Ответ на этот вопрос мог бы стать началом ее настоящей, а не показной жизни. Жизни, где можно наконец просто быть собой без оглядки на родительское одобрение.
Барт и Лиза - это не просто контрастные характеры, а два кривых зеркала, в которых отражаются страхи всех детей, выросших в условиях условной любви. Барт громко протестует, чтобы его наконец услышали. Лиза безупречна в надежде, что ее хоть кто-то увидит. Возможно, именно поэтому «Симпсоны» остаются культовыми уже три десятилетия. Они показывают, как под маской гротеска скрываются самые уязвимые части нашей души.
А кто вам ближе – бунтарь или отличница?