Абисаг Тюльманн (7 октября 1935 — 24 сентября 1996) — выдающаяся немецкая фотожурналистка, театральный фотограф и преподаватель, оставившая глубокий след в визуальной культуре послевоенной Германии. Её работы проникнуты тонким социальным чувством, критическим взглядом на действительность и уважением к человеческому достоинству — чертами, которые сформировались под влиянием её непростой биографии.
Детство и юность: взросление сквозь тьму
Родившись в Хагене, Вестфалия, под именем Урсула Ева Тюльманн, Абисаг выросла в семье с еврейскими корнями со стороны матери. Её отец, Франц Тюльманн, парикмахер и владелец «Кружка чтения», лишился бизнеса из-за нацистской политики. В 1944 году он был отправлен на принудительные работы. Послевоенное детство Абисаг прошло в Вуппертале, где она училась в женской школе и с раннего возраста проявляла интерес к ручному труду и прикладному искусству.
Путь к фотографии
Начав как плотник и чертёжник, Тюльманн вскоре перешла к фотографии. Первые шаги в профессии она сделала в Вуппертале, работая в рекламной фотокомпании, а затем переехала во Франкфурт. В 1958 году она начала сотрудничать с крупными газетами — Frankfurter Allgemeine Zeitung, Frankfurter Rundschau, Frankfurter Neue Presse. Уже тогда был выработан индивидуальный подход к визуальному повествованию: честный, аналитичный и, в то же время, эмоционально сдержанный.
Фотожурналистика и театральная сцена
С 1961 года Абисаг официально называла себя фотожурналистом-фрилансером. Её имя появлялось в авторских строках ведущих изданий — Der Spiegel, Die Zeit, Magnum, Publik-Forum. Тюльманн не боялась работать в «горячих точках» — она освещала жизнь в Израиле, снимала в кризисных регионах, документируя конфликты и их влияние на людей. В то же время она активно развивала себя как театральный фотограф. Сотрудничала с крупнейшими сценами Германии и Европы: Шаубюне в Берлине, Брюссельская опера, Зальцбургский фестиваль.
Сценические снимки того времени наполнены напряжением и пластикой.
Педагог и наставник
В 1970 году Тюльманн начала преподавать фотографию. Вклад в образовательную сферу был значителен: она делилась опытом в Немецкой академии кино и телевидения, а также в вузах Касселя, Майнца, Франкфурта и Гамбурга. Она формировала новое поколение документальных фотографов, прививая им критическое мышление и этическую ответственность.
Признание
Абисаг Тюльманн умерла во Франкфурте в 1996 году, оставив богатое творческое наследие. Театральные работы были переданы в Немецкий театральный музей в Мюнхене, а архив фотожурналистики приобрёл Прусский архив изображений. В 2008 году был основан Фонд Абисага Тюльмана, поддерживающий публикации и выставки её работ, а также ежегодно присуждающий премию в области художественной фотожурналистики.
Среди её наград — Премия 1822 года в области искусства (1993) и Премия Сибиллы Мериан от Министерства культуры Гессена (1995).
Тюльманн издала ряд значимых фотоальбомов, среди которых "Большая столица" (1963), "Родезия. Подавление и сопротивление" (1974), "Наш мир. Фотографии из театрального центра Бохума" (1982). Работы неоднократно выставлялись, в том числе в Историческом музее Франкфурта (2010) и Музее фотографии в Берлине (2011).