Друзья, я был бы счастлив делиться с вами только хорошими новостями, но увы, жизнь состоит не только из белых полос. В данной заметке мне придётся поделиться с вами неприятным событием – упав с велосипеда, сломал ногу. О самом происшествии напишу позже – сейчас же хотел рассказать о вызванным им взаимодействием с медицинской системой РФ.
До этого обращался за медицинской помощью ещё в советские времена. И, должен отметить, что медицина изменилась концептуально. Слышали, наверное – говорят – «В СССР врачи лечили, а сейчас оказывают медицинские услуги». Звучит как что-то негативное. А может быть, наоборот, подобная трансформация подхода — это хорошо?
Ведь «лечение» — это процесс, который может длиться бесконечно. В самом слове не определено какой-то конечной цели или сроков. И такие ощущения от советской медицины у меня и остались. Я несколько раз лежал в больнице – всегда это длилось недели, если не месяцы. В каких-то случаях даже не понимал от чего меня лечат! Из-за тривиального воспаления лёгких держали в больнице недели по 2-3. Была ещё одна проблема с сердцем – лечили меня от неё несколько лет, включающих пару госпитализаций, периодические консультации у специализированных врачей, к которым приходилось ездить «за тридевять земель», приём экзотических лекарств из змеиного яда – в итоге так и не вылечили.
Слово же «услуга», подразумевает конечный объём работы с заранее определённым результатом. То есть сейчас парадигма медицины не лечить, а решить проблему – причём в минимальные сроки, используя оптимальные средства – что бы пациент как можно скорее вернулся к своей работе и обычной жизни.
Некоторые моменты, с которыми я столкнулся, после опыта взаимодействия с советской медициной, мне показались удивительными и даже несколько сюрреалистичными. Настолько это разительно отличалось.
Сразу же оговорюсь, что всё вышеописанное произошло в Санкт-Петербурге. Надеюсь, в других регионах РФ ситуация с медициной обстоит не хуже.
Итак, от вызова «скорой» до её приезда прошло минут 10. Каких-либо сложностей с дозвоном не возникло – оператор «112» ответил сразу же. Подъехавший экипаж умело уложил меня на каталку, загрузил в транспортное средство. Сделали укольчик обезболивающего, т.к. любые манипуляции с ногой вызывали острую боль. Поехали не сразу, а когда препарат подействовал, чтобы мне было легче перенести поездку (респект).
Приёмное отделение напоминает муравейник – настолько эффективно там построен процесс – каждый сотрудник знает, что ему делать; всё происходит отлаженно и оперативно. Ты лежишь на своей каталке – к тебе то подойдёт врач осмотреть повреждение, то медсестра – взять анализ крови, измерить давление, то тебя откатят на рентген, МРТ, УЗИ. Максимально исчерпывающая диагностика. Вообще больница, на мой взгляд, оснащена очень хорошо. Причём, несмотря на санкции, огромный рентгеновский аппарат был от фирмы «Samsung». Аппарат МРТ я вообще до этого видел только в кино.
Не прошло и пары часов, как доктор сообщил печальный для меня диагноз и поделился планом лечения (до последнего надеялся, что у меня не перелом).
После этого мне просверлили колено, вставили туда штырь с подковой и привесили тяжёленький груз через блок – это называется «растяжение». Нужно что бы осколки кости заняли правильное положение.
Далее – отвезли в отделение. Это была ночь со вторника на среду. Утром-днём было ещё несколько медицинских процедур. А операцию назначили уже на четверг!
Оказывается, что сейчас делать операции при переломе – стандартная практика. Во всяком случае её делали всем, кого я там видел с подобным диагнозом. Операция заключается в установке металлоконструкции на повреждённую кость, чтобы её зафиксировать в правильном положении, и она могла срастаться. Это позволяет вернуть человека «в строй» намного быстрее, чем «классический» гипс.
При этом, дают выбор: либо ставить металлическую пластинку снаружи кости и крепить её саморезами – это оплачивается по ОМС – то есть бесплатно для пациента. Либо заплатить за металлический штырь, который вгоняется прямо внутрь кости, в моём случае, в бедро. Второй способ, как мне объяснил врач, предпочтительнее.
Цена металлоконструкции – 85тр. Причём деньги нужно раздобыть до операции, которая у меня была назначена уже на следующий день. И в рассрочку нельзя. Сложность заключалась в том, что мои сбережения находятся в таких активах, из которых можно вывести средства только в рабочее время и имея под рукой компьютер. К счастью, удалось занять.
Отдельно остановлюсь на ДМС. У меня такой полис был, причём продвинутого уровня. Но, похоже, в тяжёлых случаях, коим является перелом – он практически бесполезен. Когда мне понадобилась скорая – я, естественно, сперва позвонил своему персональному врачу из ДМС – но он мне посоветовал звонить по обычному номеру «112». Оплата вышеупомянутой металлоконструкции ДМС не покрывается, единственное за что они заплатили – это более качественный наркоз, там что-то около 17тр.
Так же страховая компания предлагала организовать мой перевод в отдельную палату повышенной комфортности, где бы я находился один. Но я отказался – человек я скромный и мне это ни к чему. Лучше бы эта страховая компания передала бы мне зубную щётку и трусы! Вот за это я был бы благодарен.
Вообще мне пришлось провести несколько дней без трусов, извините за подробность. Дело в том, что я катался в велотрусах – вы, наверное, знаете, что это такое: узкие обтягивающие штанишки «с памперсом». Одевают их на голое тело. Снять их через больную ногу было возможно только причинив мне серьёзный дискомфорт, поэтому я попросил их срезать ножницами.
Так до субботы, когда родственники смогли мне что-то подогнать, я и пробыл без трусов, лишь прикрытым одеялом. Что мне было несколько неудобно, ведь меня катали по больнице молодые девушки-практикантки. А нигде больше нет таких невероятно красивых девушек, как в нашей медицине. Участницы любого конкурса красоты не идут ни в какое сравнение с ними.
Операцию провели в назначенное время. Вероятно, наркоз был действительно качественным (укол в спинной мозг), т.к. я ничего не почувствовал и вообще заснул. Очнулся, когда меня уже заштопали. На бедре осталось лишь 3 разреза: один сантиметров 5 длиной – через него вставили штырь (он примерно 30см), и пара небольших, через который его закрепили болтами. Теперь во мне навеки останется частичка Китая.
На след день после операции опять отвезли на рентген, чтобы убедиться, что всё прошло успешно. Слава Богу, это подтвердилось. Впрочем, я особо и не сомневался, т.к. подобные операции в этой больнице проводят чуть ли не по конвейерной схеме и весь процесс отработан до мелочей. И на тот же день врач сказал, что я уже могу пробовать перемещаться на костылях!
Себя почувствовал комфортнее сразу после операции. Хотя бы смог ворочаться и ложиться на бок. Когда к ноге был прикреплён груз я, понятно, этого делать не мог. Так же в течении 3х дней мне делали уколы обезболивающего: без них я не мог заснуть – было не то, что больно, а просто не мог улечься удобно. Дома, после выписки, мне обезболивающие были уже не понадобились (хотя и выдали рецепт – так они и лежат запечатанные).
Операцию мне провели в четверг, а домой отправили в понедельник. То есть в больнице я провёл менее недели – с позднего вечера вторника до обеда понедельника. Именно это меня удивило сильнее всего. Когда меня туда привезли – я мысленно приготовился проторчать там минимум несколько недель. Причём это не рекорд – паренька из моей палаты отправили домой уже на след день после операции (фиксер, сломал ключицу). Меня бы тоже, подозреваю, выписали бы раньше, если бы не выходные.
Наверное, стоит отдельно рассказать о бытовых условиях нахождения в больнице. Да, в палате не евроремонт. Но какого-то трешака вроде капающей с потолка воды или отваливающийся штукатурки не было. Скромненько, но для не притязательного человека вполне достаточно. А вот медицинское оборудование, как уже отметил выше – было самое современное, насколько я могу судить. К квалификации персонала у меня тоже нет замечаний.
Попав в больницу, я решил питаться исключительно тем, что дают. И мне этого хватало. А зачем больше? Я ведь там лежал, особо энергию не тратил. Меня наоборот, чуть не закормили: женщина, которая разносила еду, видимо запомнила, что я всё съедаю до последней крошки и поэтому каждый раз накладывала мне побольше. В последний день пришлось даже просить, что бы положили поменьше. Впрочем, для тех, кому еды мало – есть вендинговые автоматы, где можно приобретать всякие снеки, а на другом этаже – кафе, куда могут ходить и пациенты (сам я в нём не был, но по тому, что слышал там вполне себе разнообразный ассортимент)
В общем теперь буду долечиваться в домашних условиях. Тут мне комфортнее. Я уверенно перемещаюсь на костылях, спокойно сижу за компом, смотрю телик. Даже выполняю какие-то действия по хозяйству – готовлю поесть, завариваю чай. Продукты привезли родственники – хотя это сейчас не проблема, всегда можно заказать с доставкой.
Думаю, даже договориться со своим работодателям, чтобы поработать какое-то время удалённо, пока не буду способен сам ездить на завод. Впрочем, большой необходимости в этом нет – ФСС уже перевёл первую порцию больничных – получилось по 5тр за день. Это, конечно, меньше, чем зарплата, но на жизнь хватит.
Хотя восстановление будет не быстрое, на костылях придётся ходить 8 недель (эх, всё лето и пройдёт). Всё-таки я сломал бедро — самую толстую кость в организме. Увы, мы живём в 21 веке, а не в 24-м, — медицина делает лишь первые осознанные шаги и лечение, в большинстве случаев, всё ещё сводится к тому, чтобы дать возможность организму восстановиться самостоятельно. Это особенно актуально для переломов. К сожалению, пока ещё не придумали медицинские трикодеры, как в Star Trek, которые восстанавливали повреждённые ткани за считанные минуты.
Так что, ребята, какая бы медицина ни была — берегите себя! Тем более, если вы взрослый человек. Ведь если у ребёнка кость срастается всего за месяц, то у взрослого — за 3. А у пенсионера ещё дольше.
В целом, современную российскую медицину на основе данного обращения оцениваю положительно. Удивительно, с меня даже ни разу не попросили никакого документа – ни паспорта, ни полюса ОМС – все необходимые данные оказалось в государственной информационной системе. Через госуслуги могу смотреть результаты анализов, хронологию обращений в мед.организации, больничные листы. Это удобно, т.к. в отличии от бумажек – не потеряется.
Отдельно оценю оперативность. Без «жевания соплей» — надо операцию, сделали на следующий день. Да и в больнице долго не держали, ведь в этом, по большому счёту, не было никакой необходимости.
Впрочем, не могу сказать, что лечение обошлось мне бесплатно. С другой стороны – у меня был выбор – я мог поставить в ногу бесплатную пластину, оплачиваемую по ОМС. Возможность выбора — это всегда хорошо. Так же я понимаю, что, например, в США подобное лечение мне обошлось бы минимум в 50 раз дороже.
В заключение возьму на себя смелость отметить несколько моментов, которые можно было бы улучшить в медицинском обслуживании.
- Обеспечить пациентов минимальным гигиеническим набором: зубная щётка, влажные салфетки, тапочки, трусы. Примерно, как это делают в поезде. Сейчас это должны приносить родственники. Но ведь не у всех они есть и не все могут приехать оперативно. Мне, например, было весьма некомфортно не чистить зубы несколько дней.
- Дать возможность заряжать телефоны «за счёт заведения». Видел там девушку-иностранку, которая ныла, что не может показать свои документы, т.к. все они в телефоне, а телефон разрядился. Да и вообще телефон может быть полезен, скажем, чтобы предупредить работодателя о невозможности выйти на работу.
- Удивительно: в травматологическом отделении нет костылей! Расчёт на то, что ими обеспечат родственники. Но почему бы не держать несколько штук и не выдавать их пациентам, пока они находятся в больнице?
- Увоз травмированного велосипедиста на скорой означает, во многих случаях, потерю им велосипеда. Уже упомянутому мной фиксеру пришлось оставить свой вел на улице и, естественно, он остался без него. Я же свой новенький карбоновый шоссер спас – но не без ущерба для здоровья. Я позвонил брату, чтобы он приехал на место происшествия и забрал вел; лишь после этого вызвали скорую. Так бы я оказался в больнице на час раньше. И этот час дался мне нелегко.
- Выполнять платные услуги в рассрочку. У человека могут быть деньги, но не всегда их легко достать в течении считаных часов. Тем более суммы могут и значительнее чем у меня. Другому пациенту из моей палаты пришлось раскошелиться на 150тр.
Дополнение. А вот собственно, что произошло: