Новый пакет европейских санкций предусматривает понижение санкционного потолка на российскую нефть с 60 до 45 долларов за баррель. Эта мера станет ударом и по нефтянке, и по бюджету страны. Греческие танкеры уйдут, и теперь РФ потеряет половину экспорта черного золота.
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Прощание славянки
Предложение Европейской комиссии снизить потолок нефтяных цен с 60 до 45 долларов за баррель в России ждали, но не верили, что Евросоюз решится на это. Два с половиной года ценовое ограничение не мешало отечественным экспортерам игнорировать его и продавать свою нефть хоть и с дисконтом, но все же выше 60 долларов за бочку. Ситуация не в нашу пользу начала меняться с введением прощальных санкций предыдущего хозяина Белого дома Джо Байдена и его союзниками — ЕС и Великобритании. Под удар попали танкеры российского теневого флота.
В результате РФ потеряла половину морского экспорта по тоннажу. Подсанкционные танкеры исключили из мировой торговли. И только падение мировых цен ниже 60 долларов и греческие судовладельцы смикшировали грустную картину.
Что произойдет, если потолок на российскую нефть будет не 60, а 45 долларов за баррель? Конечно, это предложение ЕС будет обсуждать на заседании G7 в Канаде. Япония, Великобритания и Канада уже дали согласие на введение ограничений. Дональд Трамп может не согласиться на новые санкции. Тогда, по информации «Шпигеля», европейцы введут их в одностороннем порядке. Есть еще Венгрия и Словакия, но их решение о потолке не затронет, поскольку оно касается только морских перевозок, а восточноевропейские страны получают свою нефть по трубе.
Ситуация очень тревожная, говорит главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
«Половина судов теневого флота выключена из мировой торговли»
— Потолок на нефть в 60 долларов/баррель существует больше двух лет, и никто не стремился его понизить. Что случилось сейчас?
Основная причина, почему потолок не менялся, в том, что страны Запада боялись, что если ценовой потолок будет сильно понижен, то возникает риск перебоев с поставками российской нефти на мировой рынок и, как следствие, рост цен на нефть. РФ в 2022 году, не соблюдая ценовой потолок, перешла на теневой флот танкеров, который игнорирует все санкционные предписания и возит российскую нефть, платя повышенные ставки фрахта как премию за риск. Как следствие, нефтяные компании поставляли на мировой рынок углеводороды выше ценового потолка. Сейчас ситуация принципиально отличается от того, что было в предыдущие два с лишним года.
— Почему?
За последние полтора года ЕС, Великобритания и США внесли больше 400 судов теневого флота в санкционные списки. Всего под санкциями 426 судов, но, самое главное, нужно смотреть не только по количеству судов, но и по тоннажу. Это более половины того теневого флота, который был замечен в перевозках российской нефти.
— Вся пресса писала о том, что санкции против теневого флота РФ не действуют. Или все ошибались?
— Очень важно, что большая часть этих судов действительно выключена из мировой торговли и не осуществляет регулярных перевозок нефти. Да, есть некоторая часть судов, которые это делают, но большая часть судов выключена из мировой торговли.
— Почему мы этого не замечали?
— Потому что на место серых танкеров пришли опять греческие грузоперевозчики, которые с удовольствием перевозят российскую нефть, потому что вся она продается ниже ценового потолка. Мировые цены на нефть упали, и наша нефть продается в районе 50 долларов за баррель. Вся наша нефть. И получается, что никто, перевозя российскую нефть, не нарушает западных санкций.
«Вторичные санкции США не ослабевают»
— Что произойдет, если потолок будет понижен?
— В случае понижения ценового потолка греческие грузоперевозчики уйдут от перевозки российской нефти, потому что они всегда уходят, опасаясь вторичных санкций США и ЕС. А придут ли на их место в достаточном количестве суда теневого флота, с учетом того что 50% этих судов уже под санкциями, большой вопрос. У нас впервые может возникнуть проблема с достаточным количеством судов для перевозки российской нефти. За последние полтора-два года европейские страны и США проделали большой объем работ, к сожалению для нас, по выключению большого количества судов теневого флота из мировой нефтяной торговли.
И если эти два фактора, понижение ценового потолка на фоне расширяющегося списка судов теневого флота, попавших под вторичные санкции США и ЕС, мы рискуем получить проблемы с объемами российского экспорта нефти и дополнительным снижением доходов федерального бюджета, которые и так уже сокращаются на фоне снижения мировых цен.
— Отношения между США и Россией теплеют. Еще немного, и санкции, особенно вторичные, начнут ослабевать?
— Я бы поспорил с тем, что вторичные санкции США ослабевают. Я вижу обратное. Те суда теневого флота, которые попали в список администрации Байдена, выключены из мировой торговли по сей день и не используются для перевозок. К этому добавляются ограничения Великобритании и Евросоюза, которые также выключили большую часть этих судов. На самом деле эти суда действительно не участвуют в глобальной торговле. Западные страны могут ослабить контроль за выявлением новых судов теневого флота, которые нарушают ценовой потолок, но уже принятых санкций, под которые попали 400 с лишним судов, достаточно, чтобы создать как минимум неудобства, а вообще говоря, проблемы экспорта нефти в текущих объемах.
«На мировом рынке нефти профицит предложения»
— Если 18-й пакет ЕС, а с ним и новый ценовый потолок примут, как скоро это скажется на нашей ситуации?
— Мы получаем две проблемы во втором полугодии 2025 года. Если понижение ценового потолка все-таки состоится, то российская нефтянка столкнется с очередными непростыми временами и будет вынуждена платить высокие премии перевозчикам за риск оказаться под санкциями за фрахт, а российский бюджет столкнется с еще большим сокращением нефтяных доходов.
— ОПЕК+ также не собирается сокращать объемы, а, наоборот, наращивает добычу. Наши партнеры играют против нас?
— Сегодня рынок находится в профиците предложения, и это связано не только с ОПЕК+. Это замедление глобальной экономики из-за развязанных США торговых войн с ЕС и Китаем. Плюс к тому идет замедление китайской экономики, которое продолжается несколько лет подряд. Совокупность факторов спроса и предложения на мировом рынке приводит к профициту предложения.
В этих условиях частичные перебои с поставками российской нефти не будут так заметны, поскольку на рынке нефти продается больше, чем покупается. Если перебои и возникнут, они вряд ли повлияют на мировые тренды.
«Европа планирует отказаться от российских энергоносителей полностью, включая СПГ, до конца 2027 года»
— Почему Еврокомиссия не предлагает вводить санкции против российского СПГ?
— Параллельно с принятием 17-го пакета санкций европейцы приняли дорожную карту отказа от российских энергоносителей, которая была принята также в мае. В ней черным по белому было написано, что Европа планирует отказаться от российских энергоносителей полностью, включая СПГ, до конца 2027 года. Это означает, что никаких санкций против российского СПГ вводиться не будет.
И второе: в отличие от нефти, поставки СПГ и российского газа в целом крайне болезненны для некоторых стран — членов ЕС, например для Словакии и Венгрии. И ЕС понимает, что добиться от них поддержки пакета против РФ, если они введут тотальное ограничение на поставки российского трубопроводного газа и СПГ, не получится. Поэтому ЕС планирует не распространять санкции на газ и СПГ из России, а ввести нулевую квоту на покупку.
— Это избавляет от единогласного голосования?
Да, достаточно квалифицированного большинства.
— Как вы расцениваете отказ ЕС запускать «Северный поток»?
— Такой запрет — это ответ на кулуарные разговоры, которые ведутся в течение всего 2025 года, о том, что есть интерес американских инвесторов к покупке оставшейся неразрушенной инфраструктуры «Северных потоков», которые получили бы лицензию и транспортировали российский газ. На входе в эту трубу он был бы российским. Дальше он становился бы американским и поступал бы в Европу. Схема могла бы быть рабочей, но я изначально относился чрезвычайно скептически ко всем теориям.
Европа приняла для себя принципиальное политическое решение отказаться от российского газа, в какой бы форме он ни приходил в ЕС. Это политическое решение, и мы должны его принять, понимая, что мы окончательно расстаемся с европейским газовым рынком после 2027 года. Санкции против «Северного потока» никакого влияния на Россию, ни текущего, ни перспективного, не окажут. Это страховка европейских стран при возможной сделке РФ и США по выкупу оставшихся активов «Северного потока».
---