Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

«Шестидневка» добивает школу, или Почему педагоги в России бегут из профессии?

Учителя российских школ все больше напоминают бурлаков, вынужденных тянуть на себе непосильный груз бюрократизма и неэффективности Минобрнауки. Высокие нагрузки, работа без выходных и глухота государства заставляют многих специалистов бежать из системы образования — в редакцию «НИ» пришло письмо.

Школьный класс. Автор: Донат Сорокин. Источник: ТАСС
Школьный класс. Автор: Донат Сорокин. Источник: ТАСС

Ольга Сипуха

В начале мая «Новые Известия» писали об огромном дефиците педагогов в учебных заведениях по всей стране и пытались проанализировать причины оттока кадров. Спустя месяц в нашу редакцию пришло письмо — крик души преподавателя одной из свердловских школ.

По ее словам, одной из главных проблем учителей становится отсутствие свободного времени, поскольку большинство образовательных учреждений работают по шестидневному графику. Это приводит к тому, что педагоги попросту не успевают качественно отдохнуть и восстановить силы перед очередной рабочей неделей. А ведь в свой единственный выходной большинству из них еще приходится проверять тетради учеников и заполнять отчеты.

Вполне естественно, что сложившаяся ситуация ведет к быстрому переутомлению, профессиональному выгоранию, а нередко — и к нервному истощению преподавателей. И когда-то любимая работа начинает восприниматься как ненавистная каторга, что самым негативным образом влияет на учебный процесс.

В свой единственный выходной большинству школьных учителей приходится проверять тетради и заполнять отчеты.. Фото: Донат Сорокин. ТАСС
В свой единственный выходной большинству школьных учителей приходится проверять тетради и заполнять отчеты.. Фото: Донат Сорокин. ТАСС
«Пока министры рапортуют об „инновациях“ и „поддержке учителя“, реальность России выглядит куда прозаичнее: шестидневка добивает их здоровье и остатки мотивации, но Кремль и Минпросвещения молча наблюдают, как школа превращается в конвейер выгоревших людей», — сетует автор письма.

Проблема шестидневной учебной недели давно обсуждается как в педагогических коллективах, так и в экспертном сообществе. Большинство специалистов в один голос говорят о неэффективности «шестидневки», поскольку субботние уроки превратились в имитацию.

Преподаватели работают на «автопилоте», а дети не в состоянии усвоить информацию. Несмотря на вполне однозначные выводы, правительство и законодатели не спешат исправлять сложившуюся пагубную практику.

Госдума РФ. Автор: Олег Елков. Источник: ТАСС
Госдума РФ. Автор: Олег Елков. Источник: ТАСС
«Законопроект попробовали внести, но и его руководство Думы не пустило. И, несмотря на то что все об этой проблеме кричат уже, руководство страны не просто молчит, а сознательно замалчивает. Если общество срочно не вмешается, у нас скоро не останется тех, кто способен учить детей хотя бы базовой арифметике: молодые кадры бегут из школ, а ветераны глотают таблетки от давления, чтобы дотянуть до пенсии, которую все равно отодвигают», — убежден педагог.

Фактически в данном случае можно уверенно говорить о том, что учителя, да и ученики сталкиваются с нарушением одного из базовых прав, гарантированных Конституцией, — права на отдых. И такое положение вещей сводит на нет все усилия, предпринимаемые для повышения престижности труда преподавателей.

Первоклассник во время линейки в День знаний. Фото: Донат Сорокин. ТАСС
Первоклассник во время линейки в День знаний. Фото: Донат Сорокин. ТАСС
«Так государство тихо обескровливает систему, надеясь, что педагоги и дальше будут тянуть лямку без компенсаций и второго выходного, пока очередной отчет красиво смотрится в телевизоре. Прошу вас вынести эту тему в публичное поле, пока педагоги массово не покинули классы. Если молчать дальше, страна останется с красивыми отчетами, но без людей, которые могут учить, вдохновлять и просто жить без постоянной боли в спине и в сердце. Нам нужна пятидневка не как прихоть, а как элементарное право дышать», — резюмирует автор.

Выходом из этого тупика должно стать предоставление возможностей для полноценного отдыха всем: как педагогам, так и ученикам. Это можно сделать за счет сокращения бюрократической нагрузки и пересмотра структуры работы преподавателей, что позволит уделять больше времени непосредственно обучению детей. В противном случае система образования будет и дальше стремительно деградировать, а ведь именно за школьной партой создается будущее любой страны.

---