Найти в Дзене
Наука на Урале

Социологи выявили связь между льготами работодателей и планированием детей

Исследование уральских ученых выявило прямую связь между знанием студентов о корпоративных мерах поддержки семей и их репродуктивными планами. Чем больше молодые люди осведомлены о льготах работодателей (гибкий график, жилищные программы, выплаты при рождении ребенка), тем больше детей они планируют иметь. Это открывает для вузов новый инструмент участия в демографической политике — системное информирование студентов о таких возможностях, а для работодателей возникает шанс привлечь молодых мотивированных специалистов, создавших или планирующих семью. Предлагаемые инициативы будут интересны вузам Челябинской области, где уже сейчас действует студенческий семейный капитал в размере 1 млн руб. за первого ребенка. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ (проект № 24-18-00854) и опубликована в журнале «Высшее образование в России». «Мы исследовали мнения студентов, которые вот-вот выйдут на рынок труда, об их информированности теми мерами социальной поддержки семей работников, которые реа
Сегодня “корпоративная демография” — государственный тренд, полагают социологи. Коллаж: медиацентр УрФУ.
Сегодня “корпоративная демография” — государственный тренд, полагают социологи. Коллаж: медиацентр УрФУ.

Исследование уральских ученых выявило прямую связь между знанием студентов о корпоративных мерах поддержки семей и их репродуктивными планами. Чем больше молодые люди осведомлены о льготах работодателей (гибкий график, жилищные программы, выплаты при рождении ребенка), тем больше детей они планируют иметь. Это открывает для вузов новый инструмент участия в демографической политике — системное информирование студентов о таких возможностях, а для работодателей возникает шанс привлечь молодых мотивированных специалистов, создавших или планирующих семью. Предлагаемые инициативы будут интересны вузам Челябинской области, где уже сейчас действует студенческий семейный капитал в размере 1 млн руб. за первого ребенка. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ (проект № 24-18-00854) и опубликована в журнале «Высшее образование в России».

«Мы исследовали мнения студентов, которые вот-вот выйдут на рынок труда, об их информированности теми мерами социальной поддержки семей работников, которые реализует работодатель. В настоящий момент подобные меры есть далеко не на всех предприятиях, а между тем, сегодня такая “корпоративная демография” — государственный тренд. Бизнес должен вовлекаться в поддержку молодых семей, и именно поэтому мы решили узнать у молодых людей, знают ли они вообще о подобных мерах поддержки и, соответственно, могут ли они этим знанием руководствоваться при выборе будущего места работы», — сообщила автор исследования, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ Анна Багирова.

Согласно полученным данным, поддержка работодателя может значительно повлиять на создание молодых семей и рождение детей — так считают почти 35 % опрошенных студентов. Почти 40 % выпускников отметили, что осведомленность о льготах от бизнеса повлияет на планы по рождению первого ребенка, а треть опрошенных дали положительный ответ на планирование третьего и последующих детей при корпоративных мерах поддержки.

Для проведения исследования ученые опросили 425 студентов последних двух курсов университетов из Челябинской области — региона с низкой рождаемостью, но развитой корпоративной поддержкой семей на предприятиях. Согласно исследованию, треть респондентов не смогли назвать ни одной из существующих мер помощи. При этом из тех студентов, кто планирует многодетность, почти половина подтвердили свою информированность о возможностях поддержки от бизнеса. Главными источниками таких знаний чаще всего выступали личный опыт работы и пример родителей. Интересно, что среди студентов технического профиля подготовки осведомленность оказалась почти на 15 % выше, чем у студентов гуманитарных и естественнонаучных профилей: 56 % против 42,5 % и 40,8 % соответственно.

«В контексте значимости семьи, традиционных семейных ценностей и необходимости роста рождаемости мы предлагаем наладить взаимодействие между бизнесом и университетом на взаимовыгодной основе — бизнесу необходимо информировать нашу молодежь через вузы о том, что у них есть социальные программы поддержки молодых семей, а университетам стоит больше обращать внимание на то, что мы готовим не только будущих профессионалов, но и наших будущих граждан, которые будут иметь свои семьи и в дальнейшем отвечать за развитие страны», — отметила Анна Багирова.

На основе результатов исследования социологи разработали ряд рекомендаций для вузов. В их число вошли такие варианты, как включение в учебные курсы кейсов о социальной политике предприятий, превращение карьерных центров в площадки распространения информации, создание студенческих сообществ будущих родителей и вовлечение молодых семей в бизнес через профориентационные мероприятия.

«Я считаю, что нам просто жизненно необходимо внимание к этому аспекту. И от такого решения выиграют все — и общество в целом, и наши регионы, и предприятия. Они в условиях кадрового дефицита, возможно, именно с помощью подобных программ поддержки и информирования привлекут к себе больше молодого квалифицированного персонала, столь необходимого им сегодня. Высшее же образование, в свою очередь, должно способствовать развитию ответственной, самостоятельной, зрелой личности, готовой не только к профессиональному, но и родительскому труду», — подчеркнула исследователь.

Как отмечают ученые, информированность снижает у молодых специалистов страх перед совмещением карьеры и семьи, а у студентов формируются реалистичные ожидания, что может сократить откладывание рождения детей.

Справка

Челябинская область остается территорией с одним из наиболее низких показателей рождаемости на Урале — 8,7 рождений на 1000 человек (по данным на 2023 год). При этом крупные предприятия области (к примеру, Магнитогорский металлургический комбинат, «Мечел») десятилетиями реализуют программы поддержки семей, но в настоящий момент только 37 % студентов знают о подобных мерах.