Самые странные законы в книге «Левит» и вообще в законе Моисея — это законы о чистоте и нечистоте. Эти законы составляют главную тему в Лев. 11—15; их можно обнаружить и в других местах книги, а также в других частях Пятикнижия. Надо сказать, что слово «чистый» появляется в книге «Левит» 46 раз, а слово «нечистый» встречается 116 раз.
Чтобы проиллюстрировать, насколько странными эти законы кажутся сегодня, представьте себе, что бы вы сделали, если бы на одеяле в своем доме обнаружили мертвую мышь. Наверное, надели бы перчатки, чтобы не касаться ее, или при помощи салфетки взяли бы ее и выбросили в мусор. Вымыли бы руки и тщательно почистили одеяло, а затем вернулись бы к своим делам, постаравшись забыть о происшествии.
А что бы сделал израильтянин, живущий по закону Моисея, обнаружив мертвую мышь на одеяле? Он тоже должен был бы взять ее и выбросить вон. А что потом? Согласно Лев. 11:29-35, если он прикоснулся к трупу мыши, то он оставался «нечистым до вечера». А также нечистым становилось все, чего касалась мышь. Кроме того, одеяло, на котором лежал труп мыши, считалось бы нечистым, и его, не исключено, пришлось бы уничтожить.
Такой закон заставляет нас радоваться тому, что мы живем по закону Христа, а не по закону Моисея. Однако он может также возбудить наше любопытство. Какие законы регулировали нечистоту при Моисее? Что они предполагали и зачем они были даны? Какое отношение эти законы имеют к нам сегодня? Давайте рассмотрим эти вопросы.
ЧЕГО ТРЕБОВАЛИ ЗАКОНЫ О НЕЧИСТОТЕ?
Конечно, в одном уроке мы не можем раскрыть суть всех этих законов подробно. Что мы можем сделать, так это представить несколько правил закона Моисея о нечистоте.
В главе 11 говорится о том, что есть чистые и нечистые животные. Чистыми животными считались животные с раздвоенными копытами, жующие жвачку, такие как крупный рогатый скот, овцы и козы. Свиньи, например, были нечистыми, так как, хотя у них были раздвоенные копыта, они не жевали жвачку. Различались также чистые и нечистые рыбы: чистыми рыбами были рыбы с плавниками и чешуей. Все остальные морские твари были нечистыми. В главе также перечисляются некоторые нечистые птицы; надо думать, что те, которые не были перечислены, считались чистыми. Еще было проведено различие между чистыми и нечистыми насекомыми. Большинство насекомых были нечистыми, но некоторые были чистыми, и их можно было есть. Конкретно в тексте говорится, что «саранча», «солам», «харгол» и «хагаб» были чистыми и съедобными (11:21, 22). Помимо этого, в отрывке говорится о пресмыкающихся по земле (таких как «крот», «мышь», «ящерица» и «крокодил»), которые считались нечистыми (11:29, 30).
Прикосновение к нечистым существам делало человека нечистым, как в иллюстрации с мертвой мышью, но главная мысль отрывка состоит в том, что Божьему народу не разрешалось есть ничего из списка всего того, что считалось нечистым. Они могли есть только чистых животных (11:46, 47).
Эти законы составляли основу пищевого законодательства, которое стало очень важным в истории Израиля. С того времени израильтяне (иудеи) стали отличаться от других народов из-за своей приверженности к этому пищевому законодательству.
В главе 12 говорится о деторождении. Когда женщина рожала, она на какое-то время становилась нечистой: на семь дней, если рожала мальчика, и на четырнадцать дней, если девочку. Затем она должна была ждать еще какое-то время, называемое «днями очищения её», и только после этого она могла считаться чистой.
В главах 13 и 14 речь идет о том, что названо «проказой». Вероятно, болезнь (или болезни), о которой идет речь в этих главах, не была ограничена тем, что мы сегодня знаем как «проказу». Скорее, эти законы касаются любого вида кожного заболевания или инфекции. В отрывке освещается общая тема, которая раскрывает то, что любой вид кожного заболевания делает человека нечистым.
В главе 13 приводится детальное описание того, что нужно было сделать, если у человека проявились какие-либо признаки кожного заболевания. Его нужно было привести к священнику, и священник обязан был диагностировать болезнь. Священник имел подробные указания, помогавшие ему в постановке диагноза. Обычно священник решал, можно или нет повреждение на коже посчитать «проказой»; если да, то человека с кожной проблемой изолировали на семь дней. Затем он должен был возвратиться к священнику, и священник должен был снова его осмотреть. Если пятно на коже исчезло, то его объявляли чистым. Если нет, если пятно стало больше и выглядело хуже, то человек, в конечном итоге, должен был жить вне стана. Закон гласил: «У прокажённого, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: "Нечист! Нечист!" Во все дни, доколе на нём язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (13:45, 46).
Эти две главы также содержат инструкции, касающиеся одежды, на которой была замечена «язва проказы». Если на одежде была такая язва, ее на семь дней помещали в карантин. Если после этого пятно сохранилось или еще больше расплылось, одежду надлежало сжечь. Имелись также предписания и для дома, на котором была «язва проказы» — очевидно дома, пораженного тем или иным видом плесени или гнили. Дом ставился на карантин; камни с «проказой» удалялись и заменялись. Если проблема не решалась, то дом объявлялся нечистым и его надо было разрушить. В главе 15 даются инструкции, касающиеся выделений из тела у мужчин и женщин. Такие выделения делали людей нечистыми, и всё, к чему прикасались их тела, становилось нечистым. Итак, нормальным и желаемым состоянием человека была чистота. Краткий обзор этих пяти глав должен научить нас серьезно относиться к состоянию «нечистоты». Некоторые животные, некоторые рыбы, некоторые птицы, некоторые насекомые и «пресмыкающиеся по земле» были нечистыми. Нечистыми становились женщины во время родов. Нечистыми делали людей кожные заболевания или инфекции. Нечистой считалась одежда с признаками того, что напоминало кожное заболевание, и нечистыми могли стать дома. Нечистыми были мужчины и женщины с выделениями из тела.
КАКОВЫ БЫЛИ ПРИЗНАКИ НЕЧИСТОТЫ?
1. Один из уникальных признаков нечистоты — что она «заразна», как инфекционная болезнь. Чистота не была заразной, а вот нечистота — была. Если здоровый человек навещает больного, то его здоровье не исцеляет больного. Однако если человек с инфекционной болезнью навещает здорового, то есть вероятность, что он заразит здорового. Как микробы переходят на других людей, так труп нечистого животного делал всех и всё, что соприкасалось с ним, нечистым. Нечистые выделения из тела делали всё, на чем они оставались, нечистым, после чего всякий, кто контактировал с теми местами, также становился нечистым.
2. Некоторые категории животных были нечистыми, но ни одна группа людей не была однозначно нечистой. Когда-то в Индии была группа людей, известная как «парии», или «неприкасаемые». Они не принадлежали ни одной из каст, все в обществе сторонились их. Пользуясь библейской терминологией, мы можем назвать их «нечистыми». По закону Моисея такой категории людей не существовало. Хотя брак с необращенным язычником был запрещен, общаться с язычниками не запрещалось. Некоторые иудеи в дни Иисуса неправильно понимали Закон и считали, что закон запрещал контакты с язычниками, потому что они были, по сути, нечистыми (см. Деян. 10:28); но закон Моисея этому не учил.
3. Нечистота не была греховностью; это была всего лишь ритуальная нечистота. Ветхий Завет не приравнивает нечистоту к греховности. Израильтянка, родившая ребенка, считалась нечистой, но в родах не было ничего греховного. Целью этих законов было регулировать не моральную, или этическую, чистоту, а чистоту церемониальную, или ритуальную.
Эти правила, относящиеся к чистоте и нечистоте, можно сравнить с правилами клуба или общественной организации. У такой группы обычно есть правила, которым во время своих собраний должны следовать ее члены. Возможно, на встречи они надевают определенного вида шляпу или униформу, приветствуют друг друга особым рукопожатием или как-то по-особому обращаются к другим членам. Невыполнение этих ритуальных требований не считается грехом, но может привести к определенным последствиям. Например, человеку, возможно, придется сидеть на определенном месте, предназначенном для правонарушителей. В каком-то смысле к этому человеку будут относиться как к «нечистому» за нарушение им традиций организации, но он не нарушил ни одного нравственного или этического правила.
Подобным образом, и человек, живущий по ветхому завету, мог стать нечистым, не совершив ничего безнравственного. Это могло произойти не по его вине. Поэтому человек мог считаться нечистым, но не согрешившим.
4. Закон предоставлял решение проблемы нечистоты. Закон предписывал, что необходимо было сделать человеку, ставшему нечистым. Это были наставления, как нечистым очиститься. Обычно очищение требовало, чтобы прошло какое-то время. В незначительных случаях человек оставался нечистым «до вечера», то есть весь остаток дня. В более серьезных случаях человек оставался нечистым дольше: семь или четырнадцать дней. В случаях личной нечистоты, чтобы снова стать чистым, человеку надо было омыться и иногда вымыть свою одежду. Помимо этого, чтобы считаться чистым, часто требовалось принести жертву на жертвенник у скинии. Для этого нужен был священник, который принимал жертву и приносил ее. Иногда он должен был сделать официальное объявление, прежде чем человек снова считался чистым.
5. Нечистота могла привести к греху. Хотя стать нечистым не было грехом, нечистота могла стать поводом для греха следующим образом. Во-первых, нечистый человек не должен был контактировать с тем, что считалось святыней. Если, например, он входил во двор скинии, будучи нечистым, то он грешил и должен был быть наказан. Во-вторых, если нечистый человек намеренно отказывался выполнять Божьи постановления относительно того, что ему нужно было делать, чтобы очиститься, то он грешил. Его тоже ждало наказание, предписанное Законом.
КАКОВЫ БЫЛИ ПРИЧИНЫ БОЖЬИХ ЗАКОНОВ О НЕЧИСТОТЕ?
Так как Бог считал, что «нечистота» оскверняет Божьи святыни, то Он дал законы, охраняющие эти святыни от осквернения. В Лев. 15:31 говорится: «Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтобы они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Моё, которое среди них». Законы о нечистоте защищали израильтян, спасая их от уничтожения в случае контактирования со святой скинией Божьей.
Несомненно, эти законы способствовали сохранению здоровья и благополучию израильтян (Исх. 15:26; Втор. 7:15). Для израильтян было полезнее употреблять в пищу чистых животных, рыб и птиц, нежели перечисленных нечистых животных. Мы также видим, что в этих законах подчеркивается важность омовения, которое, несомненно, помогало создавать более здоровую среду. Так же очевидна и польза для здоровья в случае изоляции людей (и предметов), которые выглядели заболевшими. Называется целый ряд законов, полезных с точки зрения охраны здоровья. Мы можем принять за данность, что всё, чего Бог требует от людей в любой период истории, полезно для них.
Возможно, что Бог дал эти законы о нечистоте, чтобы выделить Свой народ среди других народов. Позднее соблюдение ими таких законов (особенно пищевого законодательства) сделало евреев в глазах других народом особенным, не таким, как все. Кроме того, соблюдение ими некоторых из этих законов, в частности законов, относящихся к сексуальности и смерти, делало для них невозможным участие в некоторых греховных аспектах языческого поклонения, которые практиковались окружавшими их людьми.
Мы не знаем всех причин, по которым Бог дал эти законы о нечистоте, но мы знаем, что Он дал их, и от израильтян требовалось их соблюдать. Даже если бы мы полностью понимали, почему Бог дал эти законы о чистоте и нечистоте Израилю, у нас всё равно были бы вопросы относительно применения этих законов сегодня.
КАК ЗАКОНЫ О НЕЧИСТОТЕ ПРИМЕНИМЫ К НАМ СЕГОДНЯ?
Когда мы читаем Ветхий Завет, нам следует всякий раз думать: «Как это применимо ко мне?» Хотя мы понимаем, что закон Моисея был упразднен и его постановления напрямую нас не касаются (Кол. 2:14), мы также сознаем, что христианам полезно читать Ветхий Завет (Рим. 15:4; 1 Кор. 10:11; 2 Тим. 3:16, 17). Поэтому мы, наверняка, можем извлечь что-то полезное для себя даже из таких странных законов, как те, что относятся к нечистоте. Что из них мы можем взять для себя?
Что не надо брать
Для начала, давайте выясним, что из них нам не следует брать: нам никогда не следует допускать, что то, что было нечистым для израильтян, является нечистым для нас сегодня. В Новом Завете сказано, что ветхий завет упразднен (Еф. 2:15). Следовательно, ни один из его законов, включая законы о чистоте и нечистоте, не следует напрямую применять к тем из нас, кто живет в век христианства.
В Новом Завете говорится, что Бог в этом веке ликвидировал ветхозаветные различия между чистым и нечистым. В Мк. 7:19 сказано, что Иисус «объявил всякую пищу чистой». При обсуждении, следует ли христианам в Риме есть мясо (поскольку мясо, купленное на рынке, с большой долей вероятности было принесено в жертву идолам и потому было нечистым), Павел написал: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого» (Рим. 14:14).
Когда Бог пожелал, чтобы Петр в первый раз проповедал евангелие язычникам, Он показал ему видение, в котором были «четвероногие животные и пресмыкающиеся земли, и птицы небесные». Он сказал Петру: «Встань, Пётр, заколи и ешь». Но Петр ответил: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Тогда ему было сказано: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:12-15). Задача видения была в том, чтобы научить Петра не относится к язычникам как к «нечистым», их необходимо было научить евангелию, так же как и иудеев. Однако видение также учит тому, что Бог больше не делает различий между животными этого мира. Ни одно из них не является нечистым. Любое из них, включая тех, кто был нечистым по Закону, можно убить и съесть. (Другие новозаветные отрывки, которые показывают ошибочность навязывания пищевого законодательства сегодня, это 1 Кор. 8:8; Кол. 2:16-23; 1 Тим. 4:1-6).
Поэтому сегодняшним христианам следует сделать вывод, что ни один из их законов о нечистоте не применим к нам. Можем ли мы есть свинину? Да! Можем ли мы есть рыбу без чешуи? Да! Делает ли сегодня деторождение или истечение из тела человека ритуально нечистым? Нет! Законы о нечистоте более не действуют.
Что следует взять
Мы можем также взглянуть на эти законы с позитивной точки зрения. Давайте отметим некоторые уроки, которые нам нужно усвоить относительно законов Моисея о нечистоте.
1. Законы о нечистоте, относящиеся к пище, не обязательны, но христианам, возможно, нужно соблюдать некоторые из них ради других христиан. По крайней мере, такая политика была необходима в новозаветные времена. Павел, сказав, что «нет ничего в себе самом нечистого», добавил: «только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Соответственно, Павел убеждал христиан, которые понимали, что могут есть любое мясо — неважно какое, где было куплено и как было заколото, — не есть мясо, если это вводило в грех его братьев христиан (Рим. 14:20, 21). Сегодня, если какой-либо брат считает определенную пищу нечистой, ему следует воздерживаться от нее. Хотя само по себе употребление такой пищи не является преступлением, было бы неправильно для него идти против своей совести. Кроме того, возможно, и нам нужно воздержаться от этого — не потому, что это неправильно, а чтобы не преткнуть брата.
2. Хотя мы не связаны сегодня законами о нечистоте, некоторые из них предписывают действия, которые могут быть полезны и даже благотворны для здоровья людей любой эры. Большинство из нас моет руки и стирает одежду, если мы запачкались или запачкали свои вещи. Конечно, мы делаем это не из-за законов, содержащихся в книге «Левит», а потому что эта практика, предписанная законами, имеет смысл. Точно так же, мы изолируем людей, заболевших заразными болезнями. Возможно, мы можем узнать кое-что о здоровом образе жизни, уделив внимание и некоторым другим законам.
3. Возможно, законам о нечистоте можно найти наилучшее применение, если рассматривать их как прообраз новозаветных законов. Этими законами запрещается не состояние ритуальной нечистоты, а духовная нечистота, вызванная грехом. Новый Завет не требует от христиан быть ритуально чистыми, но он требует от нас быть чистыми нравственно. Павел писал: «Храни себя чистым» (1 Тим. 5:22). В РБО сказано «Храни себя в чистоте». Коринфянам он написал: «Возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1). Иаков сказал: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира» (Иак. 1:27). Иоанн сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2:15).
Нам нужно помнить, что теперь церковь, как раньше Израиль, — «народ святой». Будучи сегодня Божьим «святым народом», мы должны стремиться освободиться от нечистоты, хранить себя и церковь, частью которой мы являемся, чистыми от греха. Как мы это делаем? Исследуя все, что мы говорим или делаем, спрашивая: «Введет ли это меня в грех? Является ли это нечистым и скверным? Будет ли это способствовать нечестивым мыслям и нечестивым поступкам?» Мы, христиане, должны следить за тем, какие слова мы употребляем, какую одежду носим, куда ходим, кто наши друзья, что мы читаем, что мы смотрим, как мы развлекаемся и что мы пьем. Ничто из этого не должно ввести нас в искушение и грех. Бог хочет, чтобы мы были чистыми, но от нас зависит, сохраним ли мы себя «неоскверненными от мира».
Сегодня от нас не требуется делить пищу на «чистую» и «нечистую». Нам нужно беспокоиться не столько о том, какую пищу мы поглощаем, сколько о том, какие идеи и образы нас питают. Человек, «питающийся» порнографией, не может быть чистым и святым сосудом, в каких Господь нуждается для Своего служения. Если нами движут меркантильные амбиции, если мы преисполнены ненависти или желания отомстить, Бог не может использовать нас в положительном смысле во славу Свою. Давайте серьезно относиться к тому, о чем мы думаем. Давайте помышлять о том, что достославно, и о том, что только добродетель (Фил. 4:8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Книга «Левит» написана о святости. Бог призвал Израиль быть народом святым, очищенным кровью и свободным от нечистоты. Подобным же образом, Бог хочет, чтобы мы, Его народ сегодня, были святым народом, очищенным кровью Христа и не оскверненным грехом.
Кто-то может возразить: «Но трудно не грешить!» Это правда; действительно, мы все грешим (Рим. 3:23; 1 Ин. 1:8, 10). Грех — это плохая новость, но есть и хорошая новость. Как Бог предусмотрел очищение для тех, кто становился нечистым по закону Моисея, так Бог и нам, когда мы становимся нечистыми из-за греха, предоставил путь прощения от того греха. Этот путь — Христос (Ин. 14:6). Он — Посредник и Первосвященник нового завета (1 Тим. 2:5; Евр. 8:1, 6). Он ходатайствует за нас перед Отцом (Евр. 7:25). Иоанн сказал: «А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом — Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2:1). Именем Его мы омылись, освятились и оправдались (1 Кор. 6:11).
Сейчас, как и в ветхозаветные времена люди должны сделать что-то, чтобы очиститься. Нехристиане призываются повиноваться евангелию, уверовав в Христа и крестившись (Мк. 16:16). Христиане должны исповедовать свои грехи и каяться в них (Деян. 8:22; см. 1 Ин. 1:9). Во времена закона Моисея нечистый человек должен был омыться водой. В новозаветные времена, чтобы очиститься от греха, мы должны омыться кровью Агнца Божьего.