Иногда достаточно просто выйти с детьми в парк, чтобы понять, как сильно изменился мир. Вот идет девочка лет двенадцати. Вроде бы обычная — в джинсах, с телефоном в руке. Но на рюкзаке у нее висит странное существо: что-то мохнатое, зубастое, с ушами зайца и взглядом, как у кота, который все понял и теперь мстит.
— Пап, ты знаешь, кто это? — спрашивает Саша, мой младший.
Я честно говорю: «Нет». Максим закатывает глаза и объясняет, как профессор:
— Это Лабубу. Все в школе их носят. Ну, те, у кого родители не жмоты.
Монстр на сумке как показатель статуса
Лабубу — не просто игрушка. Это новый идол подростков. Цена вопроса? В России — от 7 до 15 тысяч рублей за оригинал. И речь не о мягкой игрушке размером с подушку, а о брелоке. Но с ореолом «элитности», как у сумок за 300 тысяч.
Смешно? Мне — нет. Потому что это уже не первый монстр, который заходит в нашу жизнь и прописывается в детских умах. О чем подумали? Конечно, речь о Хагги Вагги.
От Хагги Вагги до Лабубу: поколение монстров
Мы с вами не успели толком привыкнуть к Хагги Вагги — тому самому синему чудовищу, которое сначала пугало, потом стало милым, а потом вообще — популярным подарком на Новый год.
Теперь вот — Лабубу. Завтра будет другой. Их меняют, как скин в шутере. Главное — чтобы было вирусно, модно и чуть-чуть страшно. Потому что если не пугает — не цепляет. А если не цепляет — не продается.
Почему дети так вцепляются в этих монстров?
Можно списать все на маркетинг. На то, что инфлюенсеры запостили фото с Лабубу — и понеслось. Но мне кажется, дело глубже. Это отражение состояния общества. Нашего — взрослого. Мы не даем детям корней, не даем точки опоры.
А когда у тебя нет фундамента — ты хватаешься за все, что мелькает. Пусть даже это — игрушечный монстр с ушами зайца.
Мне кажется, дети интуитивно ищут, за что уцепиться. В ком найти силу. У кого — стиль. Кого поставить себе в аватарку и сказать: «Это — мой тотем». И если мы, взрослые, не предложим им настоящих героев — они выберут монстров. Потому что те хотя бы яркие.
Философия вещей: когда предмет важнее человека
Один знакомый философ, умный мужик, как-то сказал мне на кухне: «Леш, все, мы в постчеловеческой эпохе. Главное — не ты, а то, что на тебе, у тебя, с тобой».
Сначала посмеялся. А потом понял: прав. Мы живем во времена, когда человек меряется по внешним атрибутам. Не по поступкам, не по труду, не по тому, как говорит с бабушкой в очереди. А по тому, есть ли у него Лабубу.
И знаете, что страшно? Что мы, взрослые, тоже втягиваемся в эту игру. Покупаем не по надобности, а чтобы не чувствовать себя «вне». Бежим, не зная куда, лишь бы не отстать.
Пока дети ищут смысл в Лабубу, найдите время рассказать им о настоящем: три простых шага
- Говорите с детьми. Не о Лабубу. О жизни. О смысле. О том, что вы чувствовали, когда влюблялись. Когда теряли. Когда строили.
- Показывайте примеры. Не с экрана, а в жизни. Вспоминайте своих дедов, рассказывайте про прадедов. Про то, как жила ваша семья. Какие были у нее ценности.
- Будьте рядом. Не в смысле — «контролируйте», а просто — будьте. И если ребенок скажет: «Пап, я хочу Лабубу», — спросите: «А зачем? Что он тебе даст?» И послушайте ответ. Он многое вам расскажет.
Потому что самые страшные монстры — не на рюкзаках
Они живут в пустоте. В безразличии. В замещении настоящего чем-то упаковочным. И если мы не наполним жизнь смыслом — ее заполнит кто-то другой. С глазами, как у зайца, и ценником, как у смартфона.
А я все же верю, что мы можем предложить детям больше, чем Лабубу.
А вы как думаете — почему наши дети так легко верят в монстров? Поделитесь в комментариях — и подписывайтесь на канал «Скрепы и крылья» — вместе подумаем, как не потерять в этом мире себя и своих.