Один сильный певец способен вытянуть целый спектакль, задать тон, расставить акценты даже в знакомой истории. В опере вообще многое держится на голосе. Но в «Борисе Годунове» этот эффект работает с удвоенной силой. Потому что это больше, чем драма. Это - наша история, наша культура, выверенная через музыку, голос и сцену. И если Борис не убедителен — всё рушится.
Я сначала не собиралась идти. Серьёзно. А потом решила — ну ладно, один раз схожу. А в итоге ушла... потрясённая.
Эта опера открыла III Московский летний музыкальный фестиваль «Зарядье» — масштабное событие, которое вобрало в себя множество жанров. На сценах прозвучат классика, джаз, фолк и современная музыка.
Абдразаков: когда звучит голос, от которого всё замирает
С первых же нот стало ясно: Абдразаков — не просто исполнитель, он — фигура, равная самому персонажу. Бас, способный наполнить зал «Зарядья» от пола до купола. Но не в этом главное. Главное — в нюансах, в интонациях. Он говорил с нами, с каждым из зрителей, как человек, на котором лежит вся тяжесть мира. Ни один видеозаписанный спектакль не даст вам этого ощущения.
Почему вокруг него столько восторгов? Потому что Ильдар Абдразаков — один из самых известных басов в мире. Он пел Бориса в «Ла Скала», в парижской Опере Бастилии, в Метрополитен-опера, в Большом и Мариинском. Его голос — это сочетание мощи и интеллекта, сценического магнетизма и абсолютного контроля. Он не просто исполняет, он существует в роли. И именно это делает его Бориса трагическим, живым, настоящим.
Я не поклонник звёздности в искусстве, но тут — восторг. Такой, которого во мне не вызвали даже такие имена, как Пласидо Доминго. Это не про технику — это про суть.
Да, Абдразаков — центральная фигура. Но вокруг него — мощный ансамбль. Алексей Тихомиров в роли летописца Пимена — почти второе сердце постановки. Его голос — как хроника, безжалостная и точная. Детский хор Попова, хор имени Свешникова, оркестр под управлением Ивана Рудина — всё это создаёт ощущение, будто ты не на премьере, а в истории.
И потом приходит осознание: это была не просто опера
Потому что в какой-то момент начинаешь ловить себя на мысли: почему у меня такое чувство, что я не просто смотрю, а будто участвую? Потому что всё пространство спектакля построено не как классическая сцена, а как расследование. Как разговор с историей. Это заслуга Сергея Новикова, режиссёра и автора концепции постановки.
Новиков — фигура в высшей степени необычная. Он — не только режиссёр, но и начальник Управления Президента РФ по общественным проектам. Да, вы правильно поняли: госдеятель, который делает оперу. И делает её так, что хочется аплодировать стоя.
«Зарядье» — не театр в классическом смысле. Но именно поэтому здесь и возможны такие трактовки. Нет кулис? Значит, сцена честнее. Нет завес? Значит, видишь всё как есть. Новиков и команда обернули это в преимущество. Пространство работало на замысел.
Новое прочтение и неожиданные смыслы
На огромном заднике — не просто свет, не просто пейзажи. Там был текст. Исторические справки, контекст, детали. Реальные документы, цифры, отрывки летописей. Честно — сначала это сбивает. А потом... ты уже не можешь без этого. Потому что начинаешь понимать масштаб, в котором всё происходит.
Новиков рассказал:
«Фигуру Борис Годунова, историческую фигуру, историческую личность раскрыть более полно, уйти от стереотипного восприятия и рассказать о том, что вообще-то Борис Годунов, подходя к своему восшествию на престол, 15 лет управлял государством. И за это время были построены города на севере, на востоке, на западе, на юге страны. Страна значительно расширилась, восстановилась свой международный авторитет».
Как человек, а не как миф
Эта версия «Бориса Годунова» делает то, что редко получается даже у кино: она возвращает человечность. Мы видим царя не как глыбу, не как тирана, не как символ. А как человека, который мечется, сомневается, ошибается. Который боится, что его история запишут не той чернильной рукой.
И это пробирает до дрожи.
Постановку можно найти и посмотреть в записи в интернете, если вы не успели на премьеру и повтор. А что дальше, спросите вы? Кто знает. Надеюсь, этот «Борис Годунов» ещё вернётся. Потому что это не просто музыкальное событие. Это настоящая оперная революция.
В общем, открытие фестиваля получилось по-настоящему сильным: не просто эффектный старт, а постановка, которая задала планку. Надеюсь, дальше — больше. Там ещё планируют премьеры, юбилейные программы, кросс-жанровые концерты — очень рассчитываю, что успею побывать на нескольких из них и, конечно, расскажу вам.
Подписывайтесь!
Приглашаю почитать другие мои статьи, они не менее интересные: