Найти в Дзене
Культурные посиделки

Круглый дом Таганрога: зачем автор буквы «М» метро построил здание-кольцо и как там жили БЕЗ удобств?

Оглавление

В послереволюционной России архитектура перестала быть просто строительством — она стала частью масштабного переустройства жизни. Государство не просто строило дома, оно пыталось создавать новый быт, новую среду, нового человека. И Таганрог стал одной из площадок для этого эксперимента.

В начале XX века в архитектурной мысли существовали три главные концепции переустройства жилой среды: город-сад, дом-коммуна и функционализм Ле Корбюзье. Каждая по-своему выражала идею равенства, общественного блага и прогресса. Но если город-сад Эбенизера Говарда подразумевал автономность и инициативу снизу, то коммунальные дома оказались ближе духу советской власти: централизованное решение, единый контроль и жизнь под общими правилами.

Круглый дом в Таганроге. ул.Александровская, 107/8
Круглый дом в Таганроге. ул.Александровская, 107/8

Дома-коммуны: жизнь без кухни и уединения

К середине 1920-х годов в СССР начинают активно строиться дома-коммуны — особые типы жилья, в которых личное пространство было сведено к минимуму. Квартиры состояли зачастую из одной-двух комнат, а вся остальная жизнь предполагалась общественной: еда — в столовой или фабрике-кухне, гигиена — в общих банях, досуг — в клубах и домах культуры.

Это был не просто архитектурный эксперимент, а попытка организовать человека, его быт и даже сознание. Важно было не только, где ты живешь, но как именно ты живешь: рационально, коллективно, под контролем.

Конструктивистский дом в Добролюбовском переулке.
Конструктивистский дом в Добролюбовском переулке.

Круглый дом — визитка Таганрога

Главным символом этой эпохи в Таганроге стал Круглый дом, построенный в 1929 году. Это первое в России здание такой формы, возведенное по проекту архитектора Ивана Таранова-Белозёрова для рабочих завода «Красный котельщик». Дом имел форму разомкнутого кольца, включал 36 квартир, а туалеты располагались на улице, в 20 метрах от основного корпуса.

Круглый дом стал ярким образцом конструктивизма — стиля, в котором на первом месте была функция. Его форма, внутренняя планировка, даже акустика подчёркивали идею коллективности и подчинения частного общему. Неудивительно, что он до сих пор вызывает интерес у исследователей и туристов. Настолько, что жильцам даже пришлось установить забор с кодовым замком.

Кстати, архитектор Таранов-Белозёров позже стал автором одиннадцати станций московского метро и даже создал знаменитую букву «М» — символ подземки.

Круглый дом в Таганроге по проекту архитектора Ивана Таранова-Белозерова.
Круглый дом в Таганроге по проекту архитектора Ивана Таранова-Белозерова.

Дом «Новый быт» — коммунальное пространство для артистов

Другим интересным примером стала постройка дома «Новый быт» для актёров таганрогских театров. Концепция дома была проста: артисты — люди занятые, зачем им тратить силы на быт? Поэтому в квартирах не было кухонь, а на первом этаже работала столовая-ресторан. Однако быстро выяснилось, что актёры не в силах постоянно питаться вне дома — и кухни пришлось достраивать.

Дома «Новый быт» строились по всей стране. Такие здания есть в Ростове, Саратове и Харькове. Название стало своего рода «маркой» архитектуры, где личное пространство приносилось в жертву общему укладу.

Жилой дом "Новый быт", ул. Фрунзе, 55
Жилой дом "Новый быт", ул. Фрунзе, 55

Клуб металлистов и кинотеатр «Октябрь»

Чтобы занять досуг жителей домов-коммун, строились дворцы культуры, клубы и кинотеатры. Один из первых примеров конструктивистской архитектуры в Таганроге — Клуб металлистов (1924). Он был построен на месте разобранной церкви из её же кирпича, в форме головки гаечного ключа — символа труда. Позже к зданию надстроили третий этаж, но конструктивистская суть осталась.

В 1938 году появился кинотеатр «Октябрь», один из последних объектов конструктивизма перед наступлением сталинского ампира. Сейчас здание утеряло свои первоначальные черты, но по старым фото можно оценить его архитектурную выразительность.

Клуб металлистов. Гоголевский пер., 2
Клуб металлистов. Гоголевский пер., 2

Соцгородок «10 лет Октябрю»

Когда дома-коммуны стали критиковать за «перегибы», на смену пришла идея соцгородков — целых районов, построенных по единому плану. В Таганроге такой район появился для рабочих авиазавода. Он имел форму треугольника, вмещал не только жилые дома, но и школу, детский сад, спортшколу и внутренние дворы с проходами. Это уже не просто дом-коммуна, а настоящая единица городского пространства.

Соцгорода строились по всей стране, они стали основой для первых советских градостроительных проектов. Именно такие районы позже легли в основу генеральных планов многих городов.

Жилые дома соцгородка "10 лет Октябрю"
Жилые дома соцгородка "10 лет Октябрю"

Архитектура и сохранение памяти

Такие дома, как Круглый, такие кварталы, как «10 лет Октябрю», — это не только интересные памятники архитектуры, но и свидетельства целой эпохи. Их нужно беречь и изучать, ведь именно они рассказывают нам о смелых, порой утопических попытках переосмыслить саму идею города и жизни в нём.

Показательно, что интерес к историко-культурному наследию сегодня продолжает расти. Недавно в Москве состоялась церемония вручения географической премии «Хрустальный компас» — одной из самых престижных международных наград в области географии и сохранения культурного наследия. Она проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и объединяет выдающихся учёных, археологов, фотографов, режиссёров и представителей культурной среды из 17 стран мира. Среди победителей — проекты, связанные с сохранением природы, исторических памятников и просвещением. Это наглядное подтверждение: стремление к сохранению наследия остаётся важной частью нашей жизни, даже когда мы говорим о самых современных технологиях.

Именно поэтому возвращение внимания к конструктивистским и коммунальным кварталам — это не только архитектурный, но и культурный жест.

Фото: Русское географическое общество
Фото: Русское географическое общество

Итоги: город как зеркало времени

Архитектура — это не просто стены. Это проявление идеологии, технологий, ценностей эпохи. Дома-коммуны, соцгородки, эксперименты с формой — всё это пыталось создать новую модель жизни. Сегодня мы можем относиться к этим проектам по-разному: с ностальгией, с критикой, с интересом. Но одно ясно точно: без них невозможно понять, каким был XX век и каким он себя хотел видеть.

Спасибо, что прочитали! Если вам интересны истории о культуре, быте и неожиданных архитектурных решениях — подписывайтесь на канал. Тут ещё много любопытного!

Культурные посиделки | Дзен

Предлагаю также почитать другие мои статьи, они не менее интересные: