Найти в Дзене
Время Новостей

Неоднозначный русский гений: художник Илья Глазунов

Оглавление

Имя художника Ильи Глазунова заставляет одних восторженно вздыхать, а других — раздраженно морщиться. Действительно, в истории русского искусства второй половины XX века трудно найти более противоречивую и неоднозначную фигуру. К 95-летию со дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова «Ямал-Медиа» рассказывает о творческой судьбе и лучших работах художника.

   Художник Илья Глазунов. 1970-е гг. Фото: Л. Иванов/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Художник Илья Глазунов. 1970-е гг. Фото: Л. Иванов/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Начало пути художника

Илья Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде в семье историка, пережил блокаду, потерял обоих родителей и чудом избежал голодной смерти — его эвакуировали по «Дороге жизни». Эта травма навсегда определила его мироощущение и систему художественных образов, пронизанных мотивами страдания, одиночества и национальной трагедии.

-2

Илья Глазунов «Память детства. Ленинградская блокада». 2004 г. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov-gallery.ru

После войны Глазунов учился в художественной школе, затем поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Уже в студенческие годы его работы вызывали противоречивые оценки — профессора упрекали молодого художника в «формализме» (хотя от формализма в советском понимании Глазунов был всегда далек) и отступлении от канонов соцреализма. Дипломная работа «Дороги войны» и вовсе была признана идеологически вредной и впоследствии уничтожена.

Первый серьезный успех пришел к Глазунову в 1957 году, когда его персональная выставка в Москве вызвала настоящий фурор. Очередь растянулась на километр, а книга отзывов заполнилась восторженными комментариями. Но именно тогда начал формироваться феномен Глазунова: интеллектуалы его не принимали, но простые зрители боготворили.

Конец 1950-х — начало 1960-х годов стал для художника решающим периодом творческого самоопределения. Сам Глазунов назвал это время «периодом поисков», когда закладывались фундаментальные основы его стиля, без которых невозможно представить его последующие произведения.

Художественный язык Глазунова этого периода отличался выразительным лаконизмом и тщательно отобранными стилизованными деталями, создающими пронзительное эмоциональное воздействие. В эти годы мастер впервые обратился к библейской тематике, создал свои знаковые картины — «Пророк» и «Давид и Саул». С тех лет образ пророка приобрел в творчестве Глазунова многоплановое значение — он связан у него и с вечными библейскими истинами, и с учением православных святителей, и с аллегорическим осмыслением современной художнику реальности XX века.

-3

Илья Глазунов «Пророк». Фото: glazunov.ru

На рубеже 50—60-х сформировались и основные тематические направления творчества Глазунова: образы России, город, портреты современников и иллюстрации к произведениям русской классической литературы. Работы этого переходного периода, как и более ранние студенческие произведения («Плес», «Плес. Церковь», «Кинешма»), представляли собой не просто ученические опыты, но важнейший фундамент всего последующего творческого пути художника.

Творческий метод Ильи Глазунова

В работах Ильи Глазунова причудливо переплетались русские фольклорные мотивы, православная символика, исторические сюжеты и острые социальные темы. Но, создавая полотна, воспевающие «исконную Русь», за что его еще с 1960-х обвиняли в националистических настроениях, распространении монархических идей и «псведопатриотическом китче», художник одновременно писал на заказ портреты советской и постсоветской элиты. Эти работы принесли ему неоднозначную славу «придворного» портретиста, что не особенно совпадало с культивируемым им образом хранителя традиций.

Но среди его моделей были не только представители высших политических кругов СССР и других стран, но и яркие фигуры из мира искусства и науки: космонавт Виталий Севастьянов, итальянская кинодива Джина Лоллобриджида, кинорежиссер Федерико Феллини и французская певица Мирей Матье.

-4

Джина Лоллобриджида около своего портрета, созданного Ильей Глазуновым. Италия, Рим. 1963 г. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov-gallery.ru

Талант Ильи Глазунова нашел применение и в театральном искусстве. Художник создавал сценографию для спектаклей и оперных постановок в самых престижных театрах планеты, включая Большой театр и Берлинскую государственную оперу. Его работы отличались особой выразительностью и глубоким пониманием драматургического материала.

Отдельного упоминания заслуживают иллюстрации Глазунова к произведениям русской классической литературы, особенно Достоевского. Художник мастерски передал напряженную психологическую атмосферу повестей и романов писателя, подчеркнув духовные терзания героев.

-5

Илья Глазунов «Старец Зосима в келье». Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 1982 г. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov-gallery.ru

Однако критики-эмигранты, а затем и критики современной России часто указывали на его тесные связи с властью, на компромиссы, на которые он шел ради официального признания. Художника обвиняли в конформизме, двуличии и приспособленчестве, упрекали в эклектике и китче, чрезмерной театральности и плакатности образов. Особенно яростно эти обвинения звучали из уст представителей андеграунда, которые, в отличие от Глазунова, не имели возможности выставляться и легально работать в СССР.

Действительно, его работы часто напоминали масштабные декорации — эффектные, но лишенные тонкости и нюансов. Сам художник объяснял это стремлением говорить с народом на понятном ему языке, избегая формалистических экспериментов.

А всемирную славу — как со знаком «плюс», так и со знаком «минус» — Глазунову принесли картины-мировоззрения, которые сравнивали с поп-арт коллажами в духе Энди Уорхола и работами признанных концептуалистов.

Картины Ильи Глазунова: самые известные работы

«Дороги войны» (1956—1985)

Это картина — художественное свидетельство трагедии начального периода Великой Отечественной войны. У первого масштабного многофигурного полотна Ильи Глазунова (2,5×5 метра) была непростая судьба, отразившая идеологические ограничения советского искусства 1950-х — 1960-х.

-6

Илья Глазунов «Дороги войны». 1985 г. Государственный музей искусств имени А. Кастеева. Алма-Ата, Республика Казахстан. Фото: glazunov-gallery.ru

Замысел картины возник у художника задолго до окончания учебы в институте имени Репина и был основан на его детских воспоминаниях. В возрасте 11 лет Глазунов стал свидетелем отступления советских войск в 1941 году.

Личные впечатления легли в основу дипломной работы, которую молодой художник готовил в 1957 году. Однако изображение отступления советских войск противоречило официальной идеологии того времени. В советском искусстве Великую Отечественную войну разрешалось показывать исключительно через призму героизма и победы, но никак не поражений и отступлений.

За два месяца до окончания учебы руководство института категорически отказалось допустить картину к защите, назвав ее «антисоветской» и «искажающей правду о Великой Отечественной войне». Под давлением педагогов Глазунов был вынужден подготовить другую дипломную работу, за которую получил лишь тройку.

-7

Илья Глазунов «Поле». Этюд к уничтоженной картине «Дороги войны». 1955 г. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov-gallery.ru

Но художник не отказался от своего замысла. В 1964 году он представил завершенную картину «Дороги войны» на кратковременной выставке в служебном помещении Манежа. Однако и тогда вердикт цензоров Союза художников СССР оставался неизменным, выставка была закрыта как противоречащая советской идеологии.

После выставки в Манеже картину приобрели для Центрального музея Вооруженных Сил за значительную по тем временам сумму — три тысячи рублей. Однако холст постигла печальная участь: его скрутили в рулон, он долгое время хранился в подсобном помещении музея, пришел в негодность и был уничтожен.

В 1985 году Илья Глазунов выполнил авторское повторение работы. Эта версия сохранилась до наших дней и находится в собрании Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева в Алма-Ате.

-8

Илья Глазунов «Женский портрет». 1951 г. Этюд к уничтоженной картине «Дороги войны». Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov-gallery.ru

В центре композиции «Дорог войны» — группа людей, собравшихся у деревенского колодца: солдаты и женщины, дети и старики, раненые и те, кто проводил на фронт или уже потерял близких. Все они связаны общим чувством тревоги перед лицом надвигающейся катастрофы. У каждого персонажа — своя история и психологический бэкграунд, каждый по-своему переживает происходящее. На заднем плане под тяжелыми грозовыми тучами нескончаемой вереницей в одну сторону тянутся беженцы, усиливая ощущение всенародной трагедии, в другую — отступающие войска.

Центральный элемент композиции и основной эмоциональный акцент — светловолосый солдат, прищурившийся на солнце. По словам самого Глазунова, в этом персонаже он стремился воплотить «собирательный образ вечного воина русской истории». На картине солдат улыбается девушке, которая дала ему напиться, и другим собравшимся, и словно говорит: «Ничего, мы скоро вернемся!»

«Мистерия XX века» (1978—1999)

Картина, задуманная как центральный экспонат выставки Союза художников на Кузнецком мосту в Москве, настолько шокировала идеологическую цензуру, что выставку так и не открыли. От художника потребовали немедленно убрать «крамольное» произведение, но Глазунов, даже осознавая всю опасность своего решения, отказался.

Последствия не заставили себя ждать: уже знаменитый к тому времени живописец чудом избежал выдворения из СССР, правда, его отправили в своеобразную творческую ссылку на БАМ, где поручили писать портреты строителей-передовиков. Однако это наказание лишь подогрело общественный интерес: фотографии запрещенной картины начали распространяться по стране.

-9

Илья Глазунов «Яков Лобанников, шофер. Иван Уваровский, бульдозерист». Из серии «БАМ». 1977 г. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov-gallery.ru

На рубеже 70—80-х годов судьба предоставила Глазунову неожиданную возможность: получив приглашение оформить постановку «Князя Игоря» в Берлинском театре, художник сумел тайно вывезти «Мистерию». Огромное полотно размером 6×3 метра пришлось свернуть в рулон и спрятать среди театральных декораций. Оставлять работу в СССР было рискованно — картину могли просто уничтожить.

Западная публика была потрясена масштабом и глубиной произведения. Зарубежная пресса пестрела заголовками типа «Картина, которую никогда не увидят русские». После долгих раздумий Глазунов продал работу гамбургскому коллекционеру.

Однако история «Мистерии» на этом не закончилась. В 1988 году картину выставили в московском Доме молодежи. Выставка вызвала невероятный ажиотаж — люди выстраивались в многочасовые очереди и даже записывались заранее, чтобы «хоть одним глазком» увидеть знаменитое полотно. А в 1999-м Глазунов создал новую, еще более масштабную версию «Мистерии XX века» размером 8×3 метра, дополнил ее новыми персонажами и сюжетами.

-10

Илья Глазунов «Мистерия XX века». 1978 — 1999 гг. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov.ru

Картина представляет собой грандиозное театрализованное действо, перенесенное на холст. В «шоу XX века» участвуют 2342 персонажа — правители, вожди, кумиры прошедшего столетия, а также символы и даже слоганы минувшего столетия. В центре этого хаотичного действа — фигура Иисуса Христа. Нижняя часть полотна залита алым, символизирующим кровь, правая сторона озарена вспышкой ядерного взрыва.

Повествование начинается в левой части картины: здесь изображены Столыпин и Николай II с убитым сыном на руках, разрушенные храмы, поверженный царский герб. Над ними возвышается бронзовая статуя Ленина, указывающая рукой в «светлое будущее».

В центре композиции — Сталин на окровавленном смертном одре. Над гробом вождя художник изобразил торжествующий нацизм — по мнению поздних критиков, это был пророческий символ, предвещавший развал СССР и временное торжество западных идеологий в России, что подтверждается позже дорисованными взметнувшимися ввысь небоскребами и масонской пирамидой с долларовой купюры.

Галерея персонажей «Мистерии» охватывает всю историю XX века: от Распутина, Троцкого, Горького и Толстого в начале столетия до Хрущева, Брежнева, The Beatles, Че Гевары, Кеннеди, Солженицына, Мерлин Монро, Ельцина и Тэтчер в его завершении.

В видении художника все эти фигуры — участники великой трагедии века, приведшей к падению империй, гибели миллионов людей, распаду СССР и возрождению нацизма. Земля на картине изображена как шар, который «герои мистерии» закатили в тотальную бездуховность, оставив человечество перед лицом постоянной угрозы терроризма и ядерной войны.

-11

Илья Глазунов «Лестница. Автопортрет». 1963 г. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: museum-online.moscow

Однако Глазунов не снимает ответственности и с себя — на авансцене, в начале и конце исторического повествования, он поместил собственные автопортреты. Художник держит зеркало, в котором отражается зритель — символическое напоминание о том, что каждый несет ответственность перед историей. Вместе с зеркалом — работа 1963 года «Лестница. Автопортрет».

«Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» (1980)

Панно «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» было создано по заказу ЮНЕСКО. Огромная картина размером 250×500 сантиметров демонстрировала всему миру невероятную эрудицию художника и его способность работать в официальном идеологическом ключе.

В процессе работы перед Глазуновым стояла сложнейшая задача — отразить в одной работе многовековые достижения более ста народов, населявших территорию бывшей Российской империи и СССР. Международная критика отметила необычное цветовое решение, смелую композицию и инновационный подход к сложнейшей теме. Французские искусствоведы подчеркнули, что ЮНЕСКО приглашало для создания картин лишь трех художников мирового уровня — Миро, Пикассо и Глазунова.

-12

Илья Глазунов. «Автопортрет». 1999 г. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov-gallery.ru

Полотно представляет собой уникальное собрание художественных образов, отражающих многогранность русской культуры и истории. В композиции гармонично переплетаются различные символы, личности и архитектурные памятники.

В верхней части картины виднеется радуга, возможно, отсылающая к другому известному произведению Ильи Глазунова «Легенда о царевиче Димитрии». Рядом изображен величественный колокол — символ православной Руси. Русская девушка в традиционном наряде и кокошнике олицетворяет красоту и самобытность русской культуры.

Духовное наследие России представлено несколькими знаковыми образами: стрелой в иконе «Святая Троица» Андрея Рублева, уникальной деревянной Церковью Преображения Господня в Кижах, фрагментом росписи «Жнецы» из ярославской церкви Ильи Пророка и белокаменной Церковью Покрова на Нерли. Среди культурных символов выделяется фигура Бояна с полотна Виктора Васнецова и скифское золото — навершие гребня с батальной сценой из коллекции Эрмитажа.

Великие мыслители и писатели Востока — Навои, Руставели, Ибн Сина и Низами — соседствуют с первым русским академиком Ломоносовым. Петербургские мотивы воплощены в образах Невы, Адмиралтейства, Медного всадника и Петропавловской крепости.

-13

«Вклад народов СССР (нашей страны) в мировую культуру и цивилизацию». 1980 г. Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже. Фото: glazunov.ru

Литературный мир представлен Достоевским (с элементами петербургской атмосферы — снегом, газовым фонарем с Гороховой улицы и образом Неточки Незвановой), Шевченко, Пушкиным, Гоголем (с его знаменитой тройкой), Толстым, Чеховым (с символической летящей чайкой), Буниным, Блоком, Маяковским и Горьким.

Музыкальное искусство олицетворяют портреты Шаляпина в образе Бориса Годунова, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича и Прокофьева. Театральное и балетное искусство представлено эскизом Александра Бенуа «Масленица в Петербурге» к балету Стравинского «Петрушка», фасадом Большого театра и изображением танцовщика Рудольфа Нуреева.

Московский текст читается в изображениях Храма Василия Блаженного, Московского Кремля, Красной площади, Мавзолея Ленина и скульптуры «Рабочий и колхозница».

Завершают композицию символы советской космической эры — вид Земли из космоса, космический корабль «Восток» и портрет первого космонавта Юрия Гагарина.

«Вечная Россия» (1988)

Это произведение Илья Глазунов создал к тысячелетию принятия христианства на Руси. В контексте советского искусства подобная тематика даже в 1988 году еще была исключительной редкостью. Художник отважился затронуть темы, которые в СССР находились под негласным запретом: древнюю историю Руси, ее святых и героев, ее божественное предназначение в мировой истории.

Центральной идеей стало живописное повествование о России как о Третьем Риме — православной державе, в основе которой лежит христианская концепция спасения через подвижничество, сострадание и любовь.

-14

Илья Глазунов «Вечная Россия» («Сто веков»). 1988 г. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov-gallery.ru

В верхнем левом углу — величественный крестный ход, берущий начало от Собора святой Софии в Константинополе и движущийся к древнерусским храмам и златоглавому московскому Кремлю. В центральной части произведение напоминает по композиции структуру православного иконостаса с его многоярусным построением. В ближнем ряду представлены особо почитаемые на Руси святые: Сергий Радонежский, Александр Невский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, братья-страстотерпцы Борис и Глеб, патриарх Гермоген, князь Владимир Святой. Среди них выделяются трогательные образы крестьянской девочки с распахнутыми голубыми глазами и навеки юного цесаревича Алексея, держащего вербные ветви — символ вечной жизни.

Такие же веточки вербы и горящую свечу держит стоящий рядом Федор Достоевский. За ним — великие русские писатели: Пушкин, Гоголь, Лермонтов. Далее следуют государственные деятели России, полководцы, литераторы, музыканты.

Особое внимание Глазунов уделил противоречиям XX века, близкого его современникам. Художник изобразил и русскую птицу-тройку с Троцким и Сталиным как трагическое воплощение мечты о революции, попирающей тела убитых, и грандиозные стройки, и покорение космоса.

Над всей многовековой историей Руси — Киевской, Московской, имперской, советской — возвышается крест со Спасителем, символизирующий призыв следовать христианским заповедям.

-15

Илья Глазунов «Христос в Гефсиманском саду». 1992 г. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov-gallery.ru

Сам Илья Глазунов говорил: «Русский — тот, кто любит Россию». И, по мысли художника, вся история России — это история возрождения из пепла, подобно мифической птице Феникс. Ее не сломили ни княжеские междоусобицы, ни монгольское иго, ни Смута, ни многочисленные захватчики, мечтавшие покорить нашу страну.

«Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999)

Идея создания полотна о начале гонений на верующих после 1917 года возникла у Глазунова еще в молодости, когда он сблизился с патриархом Алексием I и узнал о массовом уничтожении храмов и преследовании священнослужителей в советское время. Воплотить замысел удалось только после того, как при поддержке Юрия Лужкова на Пресне была построена просторная мастерская с высоким потолком.

Картина Глазунова стала своеобразным ответом известной работе Павла Корина «Реквием. Русь уходящая», где изображены священнослужители и верующие, навсегда покидающие Успенский собор Кремля в пасхальную ночь 1918 года.

-16

Павел Корин «Реквием. Русь уходящая». 1935—1959 гг. Государственная Третьяковская галерея. Фото: tretyakov.ru

В отличие от Корина, Глазунов изобразил не уходящих с потухшими свечами обреченных людей, а пасхальную службу, во время которой в храм врываются погромщики. Художник объединил в одном полотне два мира, на которые разделилась Россия после событий 1917 года.

На картине собрана вся дореволюционная Россия: офицеры с женами, гимназисты, крестьяне, купцы, множество детей и духовенство в праздничном облачении. В эту яркую толпу вторгаются «красные» захватчики в «карнавальных» одеждах — комиссар с овчаркой, пьяный матрос с пулеметными лентами, китаец в генеральской фуражке, солдаты со штыками и блудница в шинели на голое тело. Они вносят в храм «своего бога» — Карла Маркса, вламываясь с западной стороны, где по церковной традиции находится и изображается ад.

Глазунов создал картину почти без этюдов, использовал в качестве моделей друзей, знакомых и родственников. По мнению критиков, именно он впервые в отечественной живописи представил белых как благородных героев.

-17

Илья Глазунов «Разгром храма в Пасхальную ночь». 1999 г. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov-gallery.ru

Несмотря на критику тех, кто считал обращение к реалистической традиции наивным, Глазунов в своих монументальных работах оставался верен классическим канонам. Все его масштабные полотна поражают портретным сходством и анатомической точностью, мастерством композиции и колористическим символизмом.

Илья Глазунов — общественный деятель и педагог

В середине 1970-х Глазунов выступил против предложенного генплана реконструкции Москвы, который представлял серьезную угрозу для исторического наследия столицы. Благодаря своему авторитету и настойчивости художнику удалось организовать коллективное обращение, подписанное выдающимися представителями советской интеллигенции, которое направили непосредственно в Политбюро ЦК КПСС. Эта гражданская инициатива возымела действие — разрушительный для исторического облика Москвы план был отменен.

С 1978 года Илья Глазунов начал преподавать в Суриковском институте, руководил мастерской портрета. В своей педагогической практике художник делал упор на детальную проработку произведений и глубокое изучение техники классических мастеров, включая древнерусских иконописцев. Несмотря на критику за частое изображение политических фигур, Глазунов продолжал отстаивать свою позицию: «В портретах я стремлюсь запечатлеть лик эпохи. Неинтересных лиц не существует, как нет и неинтересных людей».

-18

Илья Глазунов «Портрет писателя Валентина Распутина». Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. Фото: glazunov-gallery.ru

Параллельно мастер работал над масштабным циклом «Поле Куликово», приуроченным к 600-летию знаменитого сражения. В 1982-м большая часть картин цикла была приобретена у автора Министерством культуры РСФСР и передана в фонды Тульского художественного музея.

В 1981 году по поручению советского Министерства культуры Глазунов основал и возглавил Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, а в 1987 году создал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, ректором которой оставался до конца жизни. Главной миссией академии стало возрождение традиций русской реалистической школы, развитие исторической и религиозной живописи.

Последние годы Илья Глазунова

Конец 1980-х и 1990-е годы отмечены работой Глазунова над оформлением советского посольства в Мадриде и реставрацией интерьеров Московского Кремля, включая Петровский и Русский залы, а также кабинет Президента России. В этот же период были созданы знаковые полотна: «Великий эксперимент», «Сергий Радонежский и Андрей Рублев», «Христос в Гефсиманском саду». Во время очередного визита в Италию художник написал портрет Папы Римского Иоанна Павла II.

В 1997 году Глазунов подарил Москве к 850-летию города более 300 своих произведений, включая скандальную «Мистерию XX века». А в 2004 году в столице на Волхонке, 13 открылась галерея Ильи Глазунова, представившая более 700 работ мастера из его обширного наследия, насчитывающего больше трех тысяч произведений.

-19

Зрители в Галерее Ильи Глазунова в Москве перед картиной «Рынок нашей демократии». 2009 г. Фото: glazunov-gallery.ru

Глазунов работал до последних дней, создавал пейзажи Русского Севера и портреты политических деятелей. Последняя прижизненная выставка художника состоялась в 2011 году в Санкт-Петербурге. В Конногвардейском манеже были представлены картины «Изгнание торговцев из Храма», «И снова весна», «Раскулачивание», а также серия пейзажей.

В 2007 году мастер высказал свою принципиальную позицию относительно современного искусства: «Искусство должно быть понятно всем. Если оно непонятно — это не искусство... Современное искусство глубоко чуждо мне, но я признаю право каждого художника идти своим путем — пусть идут, но это их путь, не мой».

Причина смерти Ильи Глазунова

Илья Сергеевич Глазунов скончался 9 июля 2017 года в возрасте 87 лет в Москве. Причиной смерти художника стала сердечная недостаточность.

-20

Могила Ильи Глазунова на Новодевичьем кладбище в Москве. Фото: Baturina Yuliya/Shutterstock/Fotodom

Церемония прощания состоялась в стенах Старого собора Сретенского монастыря. Похоронили художника на Новодевичьем кладбище. Через три года, 2 октября 2020 года, на могиле Глазунова установили памятник.

Личная жизнь художника

Нина Виноградова-Бенуа

История их любви стала драмой с трагическим финалом. Дочь выдающегося архитектора Леонтия Бенуа была талантливым искусствоведом и художницей по костюмам, но отказалась от собственной карьеры ради служения гению. Еще студенткой она влюбилась в 25-летнего бедного и неизвестного художника, вышла за него замуж вопреки протестам родителей и стала его преданной спутницей. Многие потом говорили, что молодой Глазунов просто использовал знаменитую фамилию для продвижения в мире искусства.

«Я всем обязан Женщине... Я, грешный, каюсь в том, что единственная сила, перед которой не мог устоять — женская красота», — признавался Илья Глазунов. О его многочисленных романах Глазунова ходили легенды, но супруга переносила это с достоинством, не жалуясь. Она даже оправдывала его, говорила: «Для творчества ему нужно постоянно находиться в состоянии влюбленности».

-21

Илья Глазунов и Нина Виноградова-Бенуа в мастерской. 1960-е гг. Фото: Сергей Васин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Сам художник всегда подчеркивал, что по-настоящему любит только Нину. Он боготворил ее и часто писал ее портреты с красивым, но печальным лицом. В 1969 году у них родился сын Иван, а через три года — дочь Вера. Дети, следуя примеру отца, тоже стали художниками.

Но весной 1986 года Москву потрясла страшная весть: жена Глазунова выбросилась из окна. Гибель Нины до сих пор остается загадкой. Ее нашли под окнами московской квартиры в зимней шапке — боялась, что муж увидит ее обезображенное лицо. Илья Сергеевич до конца своих дней не верил в самоубийство — официальную версию гибели жены.

Лариса Кадочникова

В начале 1957 года вспыхнул бурный роман между Глазуновым и 18-летней Ларисой Кадочниковой, пришедшей на его первую выставку с матерью, известной актрисой Ниной Алисовой. По одной из версий, их познакомила именно Нина, обратив внимание мужа на необыкновенную красоту девушки.

Начинающая актриса с «русалочьими глазами» сразу стала для Ильи источником вдохновения для создания полотен, получивших мировую известность. Их роман длился более трех лет.

-22

Лариса Кадочникова в фильме «Комиссары». 1969 г. Фото: Киностудия им. А. П. Довженко/imdb.com

Дурная слава, бешеная ревность, два аборта, после которых Лариса уже не могла иметь детей, довели ее до нервного истощения. И однажды, увидев, как дочь страдает от безумной любви, Нина Алисова не пустила Ларису на свидание с Глазуновым, привязав ее к кровати.

Впоследствии Илья избегал встреч с Ларисой, да она и сама уже не горела желанием его видеть. Вместе с тем актриса могла трагически закончить свою жизнь, если бы не оператор Юрий Ильенко. Лариса буквально сбежала от мучительных переживаний, выйдя за него замуж. Впоследствии она даже прославилась, снималась у Сергея Параджанова, Михаила Швейцера, Николая Мащенко и других именитых режиссеров.

Инесса Орлова

Чудовищная трагедия с Ниной не позволила Глазунову жениться снова. Он так и не решался назвать ни одну женщину своей официальной женой, и, хотя музы по-прежнему менялись часто, выдержать своенравие мэтра долго никто не смог.

Но вскоре рядом с художником появилась Инесса Орлова. Встретив ее просто на улице, Глазунов сказал сразу: «Я художник, хочу вас нарисовать!» Около двадцати лет Инесса оставалась его любимой женщиной, верным другом и помощником, скрашивала одиночество, окружала заботой и вниманием.

-23

Инесса Орлова представляет главе МИД Сергею Лаврову выставку «Илья Глазунов. Чили глазами художника». 2018 г. Фото: glazunov-gallery.ru

Позднее она стала директором галереи Илья Глазунова на Волхонке, 13. Значительная разница в возрасте не помешала им быть вместе долгие годы. По словам людей из окружения художника, Глазунов и Орлова без огласки зарегистрировали брак за несколько лет до его смерти.

Ранее мы рассказали о художнике, первым прославившим русскую школу живописи за рубежом, — Карле Брюллове.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».