Найти в Дзене
Фотосклад.Эксперт

Топ-5 бюджетных объективов с эффектом премиального боке

Оглавление

Каждый фотограф, особенно начинающий, желает знать, где взять идеальный объектив. Конечно, представления об идеале могут быть разными, но многие фотографы считают одной из самых важных характеристик способность объектива сильно, красиво и выразительно размывать фон — или, если кратко, его боке.

В этой подборке мы собрали для вас несколько объективов, которые позволят получить выразительное боке даже на беззеркалке микро 4/3 или получить художественный эффект на полном кадре.

   Сверхсветосильные объективы с выраженным боке не обязательно должны быть дорогими / Фото: schlueter-enterprises.com
Сверхсветосильные объективы с выраженным боке не обязательно должны быть дорогими / Фото: schlueter-enterprises.com

7 Artisans 35 mm F/0.95 и 50 mm F/0.95 — сверхсветосильные фиксы для камер с небольшой матрицей

Чаще всего с проблемой «недостаточно размытого» фона сталкиваются обладатели камер с небольшой матрицей. Под «небольшой» в данном случае подразумеваются кропнутые матрицы APS-C и, конечно, матрицы микро 4/3. На последних получить заметное боке особенно сложно: даже дешёвый «полтинник» с диафрагмой 1.8 на полном кадре даст гораздо более сильное размытие, чем дорогой профессиональный фикс с диафрагмой 1.2 на «микре».

Так что, если хочется сильного и красивого размытия, стоит обратить внимание на ещё более светосильную оптику с диафрагмой меньше единицы — например, 7 Artisans 35 mm или 50 mm со светосилой F/0.95.

   Объектив 7 Artisans 35 mm F/0.95 на камере Olympus E-M1 II / Фото: lukeptaylor.com
Объектив 7 Artisans 35 mm F/0.95 на камере Olympus E-M1 II / Фото: lukeptaylor.com

7 Artisans 35 mm F/0.95 и 7 Artisans 50 mm F/0.95 — это мануальные объективы от китайского производителя, которые выпускаются для большинства современных байонетов: Fuji X, Nikon Z, Sony E и micro 4/3. Оптика сделана из стекла и металла и весит солидно, почти 400 грамм. Никаких контактов и электроники в них нет, так что если после установки камера «не видит» объектив, нужно войти в меню и разрешить съёмку без объектива. А для камер с матричной стабилизацией для корректной работы стабилизатора нужно указать фокусное расстояние.

Качество изображения можно назвать очень хорошим, если не забывать, что перед нами бюджетная сверхсветосильная оптика. Объективы обладает выраженным софт-эффектом, который снижается после диафрагмы f/2. Но вряд ли кто-то будет покупать объектив с такой светосилой для того, чтобы снимать на закрытых диафрагмах.

   Фото сделано на 7 Artisans 35 mm F/0.95 на открытой диафрагме, камера Fujifilm X-Pro 3 / Фото: fujixpassion.com
Фото сделано на 7 Artisans 35 mm F/0.95 на открытой диафрагме, камера Fujifilm X-Pro 3 / Фото: fujixpassion.com

Оба объектива очень хорошо ловят блики, а в контровом свете детализация и контраст снимков падают очень сильно. Впрочем, это снова можно считать не минусами, а особенностями — всё же это объективы для творческих экспериментов и художественной съёмки, а не дорогой, резкий и чёткий инструмент для техничных съёмок.

Недостатки объективов связаны с их конструкцией — точнее, с не самой высокой точностью изготовления и некоторыми конструктивными недоработками. Первый — кольцо диафрагм, которое на большинстве экземпляров ходит довольно легко и может повернуться и закрыть диафрагму при наводке на резкость или даже просто при доставании камеры из сумки. Так как никакой информации о текущей диафрагме на экране или в видоискателе нет, фотографу нужно смотреть на объектив и проверять, не сбилась ли настройка.

   Портрет на 7 Artisans 50 mm F/0.95 и Fuji X-T3, на открытой диафрагме фон размывается очень сильно / Фото: flickr.com/Sander Li
Портрет на 7 Artisans 50 mm F/0.95 и Fuji X-T3, на открытой диафрагме фон размывается очень сильно / Фото: flickr.com/Sander Li

Второй недостаток — типичный для китайских мануальных объективов. Он связан с фокусировкой на бесконечность. Если повернуть кольцо фокусировки в крайнее положение, обозначенное значком ∞, кадр получится нерезким. «Настоящая» бесконечность находится чуть раньше и для фокусировки на дальних объектах нужно вращать кольцо фокусировки не до упора.

Третий, самый существенный недостаток — очень короткий ход кольца фокусировки, осложняющий фокусировку на расстояниях 2-5 метра. Если на расстояниях 0,5-1,5 метра фокусировка не доставляет особых проблем, то на расстоянии свыше 2 метров малейшее вращение фокусировочного кольца заметно смещает плоскость фокусировки, и поймать в резкость нужный объект становится очень сложно. Особенно это заметно при съёмке ростовых портретов людей — даже с включенным фокус-пикингом навести резкость на глаза очень сложно, и фотографу стоит снимать много дублей и всё равно быть готовым к промахам и неточностям фокусировки.

Гелиос 40-2 85 мм F/1.5 — полнокадровый объектив с «кручёным» боке

Мода на Гелиос 40-2 то угасает, то вспыхивает снова. Кто-то считает рисунок этого объектива слишком узнаваемым и «попсовым», а для кого-то это вечная классика, которая будет хороша всегда. Да, речь о знаменитом «кручёном» боке, при котором блики в зоне нерезкости имеют вытянутую форму и «закручиваются» вокруг центра кадра.

   Типичный пример кадра с фирменным боке Гелиос 40-2 / Фото: zenit.photo
Типичный пример кадра с фирменным боке Гелиос 40-2 / Фото: zenit.photo

При работе с Гелиосом 40-2 стоит учитывать его особенности. Во-первых, объектив довольно мягкий, особенно на открытой диафрагме. Мягкость и характер боке обусловлены тем, что в объективе используется довольно простая оптическая схема первой половины прошлого века (объектив построен по схеме Zeiss Biotar). Но именно эта схема придает снимкам с Гелиоса атмосферность и винтажный характер, хорошо подходящий для художественной портретной съёмки.

Вторая особенность в том, что объектив в полной мере раскрывается только на полнокадровых камерах. Конечно, его можно установить и на кропнутую зеркалку или беззеркалку — но при этом обрезаются края кадра, а вместе с ними и большая часть фирменного кручёного рисунка.

   Тяжёлый Гелиос 40-2 лучше всего смотрится и раскрывает все свои возможности на полнокадровых камерах / Фото: zenit.photo
Тяжёлый Гелиос 40-2 лучше всего смотрится и раскрывает все свои возможности на полнокадровых камерах / Фото: zenit.photo

Гелиос 40-2 до сих пор производится на Красногорском заводе в трёх вариантах: с байонетом для зеркалок Nikon F, для зеркалок Canon EF и с резьбой М42. А для установки объектива на современную беззеркалку можно найти соответствующий переходник.

Гелиос 44 — самый бюджетный «полтинник»

Гелиос 44 — более распространённый и гораздо более дешёвый советский объектив, который использовался в качестве штатного на советских зеркалках «Зенит». Основной его плюс — в доступности. Объективов было выпущено много, и их легко найти на вторичном рынке за пару тысяч рублей.

   Очень много «Гелиосов» / Фото: radojuva.com
Очень много «Гелиосов» / Фото: radojuva.com

Это не совсем «полтинник», фокусное расстояние Гелиоса 44 чуть больше и равно 58 мм, светосила — F/2. В отличие от более дорогого и длинного Гелиоса 40, Гелиос 44 не может похвастаться особо выразительным рисунком в зоне нерезкости: некоторое количество «закрученности» присутствует, но выражено не так сильно и проявляется, в основном, на минимальных дистанциях фокусировки. Получить «кручёное боке» на ростовом или поясном портрете с Гелиосом 44 будет сложно.

   Эффект закручивания фона на Гелиосе 44 заметней всего при съёмке небольших объектов — листики, цветочки — с близкого расстояния / Фото: flickr.com/Jack Maher
Эффект закручивания фона на Гелиосе 44 заметней всего при съёмке небольших объектов — листики, цветочки — с близкого расстояния / Фото: flickr.com/Jack Maher

При выборе и покупке Гелиоса 44 нужно учитывать, что объективы этой марки выпускались несколько десятилетий на разных заводах и могут отличаться дизайном, качеством изготовления и способом крепления. Чаще всего встречаются объективы с резьбой М39 или М42 — под эти варианты резьбы можно найти много разных переходников для крепления объективов на цифровые зеркалки или беззеркалки.

Благодаря своей дешевизне, объективы Гелиос 44 используются для доработок и экспериментов. Например, при помощи небольшой плоской отвёртки можно вывернуть переднее фиксирующее кольцо объектива, вытащить переднюю линзу и перевернуть её выпуклой стороной внутрь. Это сильно изменит рисунок объектива и придаст снимкам интересный художественный эффект: резкость останется только в центре кадра, а по краям будет выразительное чешуйчато-пузыристое боке. Конечно, эффект максимально проявит себя только при установке объектива на полнокадровую камеру.

   Фото сделано на Гелиос 44 с перевёрнутой передней линзой / Фото: Andrew Sosnovskiy
Фото сделано на Гелиос 44 с перевёрнутой передней линзой / Фото: Andrew Sosnovskiy

Yongnuo YN 23mm F/1.4 — недорогой, светосильный и автофокусный

Объектив Yongnuo YN 23mm предназначен для кропнутых беззеркалок, и при установке на такую камеру его эквивалентное фокусное расстояние будет примерно 35 мм. Это очень популярное фокусное, которое часто используется для съёмки людей. Свадебная съёмка, прогулка на улице, семья в студии или стрит — на 35 мм можно снимать практически в любом жанре.

   Высокая светосила YN 23mm F/1.4 позволяет снимать дома при естественном свете, а небольшая ГРИП эффективно отделяет объект съёмки от фона / Фото: dustinabbott.net
Высокая светосила YN 23mm F/1.4 позволяет снимать дома при естественном свете, а небольшая ГРИП эффективно отделяет объект съёмки от фона / Фото: dustinabbott.net

Основной плюс объектива Yongnuo — доступная цена. Стоит он около 20 тысяч рублей, что очень немного для светосильного автофокусного фикса. Например, объектив с аналогичными параметрами Sony FE 24mm F1.4 GM стоит больше 100 тысяч, а менее светосильный Fujifilm XF 23mm f/2 R WR — почти 50 тысяч рублей.

   Объектив YN 23mm F/1.4 выглядит гораздо дороже своей цены / Фото: dustinabbott.net
Объектив YN 23mm F/1.4 выглядит гораздо дороже своей цены / Фото: dustinabbott.net

У Yongnuo YN 23mm F/1.4 есть всё, что необходимо современному объективу: кольцо фокусировки, кольцо для ручного управления диафрагмой, настраиваемая функциональная кнопка Fn-B. Конечно, недорогой китайский объектив не будет столь же идеальным, как дорогой японский. Но качество изображения вполне хорошее. На открытой диафрагме изображение мягкое, при закрытии до F/2 резкость в центре возрастает, а при F/4 края тоже становятся резче.

Объектив выпускается для разных байонетов — Nikon Z, Fuji X и Sony E, и будет хорошим выбором для фотографа, которому нужен недорогой светлый фикс на кропнутую беззеркалку.