Найти в Дзене

Лейло Глава 3. Послушная дочь

Предыдущая часть здесь. В садах Намангана с глухим стуком падали с ветвей в траву спелые душистые яблоки. Наступила пора сбора урожая. Во дворе Усмановых с утра кипела работа. Лейло с Алсу, женой старшего сына Усмановых Тахира, мыли в большом чане с водой яблоки, чистили и резали их на кружочки. Часть подготовленных яблок раскладывали на решётках и отправляли в сушилку, а часть уносили в летнюю кухню за домом. Там хозяйничала Гульнара-апа, варила яблочную пастилу. В саду Асмира срезала гроздья спелого винограда и развешивала их под навесом на натянутой проволоке на просушку – зимой будет изюм для пахлавы. Над садами стоял аромат готовящейся пастилы. Привычная, с детства любимая работа, ощущение дома, Лейло казалось: так было и будет всегда. Сентябрьское солнце грело, но уже не пекло, лёгкий ветерок освежал склоненные над столом лица девушек. Между тем на западе собирались облака. Они быстро темнели и двигались в сторону города. – Эй, кызым, похоже, будет гроза, – окликнул девушек отец.

Предыдущая часть здесь.

Сватовство в Узбекистане. Фото из интернета.
Сватовство в Узбекистане. Фото из интернета.

В садах Намангана с глухим стуком падали с ветвей в траву спелые душистые яблоки. Наступила пора сбора урожая.

Во дворе Усмановых с утра кипела работа. Лейло с Алсу, женой старшего сына Усмановых Тахира, мыли в большом чане с водой яблоки, чистили и резали их на кружочки. Часть подготовленных яблок раскладывали на решётках и отправляли в сушилку, а часть уносили в летнюю кухню за домом. Там хозяйничала Гульнара-апа, варила яблочную пастилу. В саду Асмира срезала гроздья спелого винограда и развешивала их под навесом на натянутой проволоке на просушку – зимой будет изюм для пахлавы. Над садами стоял аромат готовящейся пастилы. Привычная, с детства любимая работа, ощущение дома, Лейло казалось: так было и будет всегда.

Сентябрьское солнце грело, но уже не пекло, лёгкий ветерок освежал склоненные над столом лица девушек. Между тем на западе собирались облака. Они быстро темнели и двигались в сторону города.

– Эй, кызым, похоже, будет гроза, – окликнул девушек отец. – Убирайте всё под навес. Быстро!

Лейло и Алсу засуетились, едва затащили корзины с виноградом и тазы с нарезанными яблоками под навес летней кухни, как налетел ветер и упали первые капли дождя. Успевшие слегка вымокнуть девушки, смеясь и толкаясь, забежали на веранду, оттуда наблюдая за вспыхивающими в небе узорами молний и хлещущими по листве струями воды. Дождь кончился так же быстро, как налетел. Громыхало и сверкало все дальше. В солнечных лучах засверкали искорками капли воды на листве, над садами встала радуга. Солнце окрасило облака розовым цветом. Они отражались в лужах, в каплях на ветвях, и казалось, что весь мир стал розовым.

Лейло переполняло острое чувство радости. В юности кажется, что счастье где-то там, в будущем. Как многие, девушка жила ожиданиями этого будущего счастья, но вдруг поняла, что оно здесь, вот сейчас, в запахе дождя и яблок, в смехе сестры, в голосах родителей, в этом сентябрьском дне.

Ее мысли прервал голос отца:

– Женщины, накрывайте дастархан, к нам едут гости. Лейло, иди причешись, принарядись, как там у вас положено.

Беззаботная радость девушки сменилась тревожным предчувствием, однако, покорная воле отца, она поспешила в свою комнату.

Вскоре во двор Усмановых вошли гости - семья Каримовых – все нарядно одеты, в руках у Зухры-опа чеканное блюдо со сладостями: пахлавой, рахат-лукумом, халвой, засахаренным инжиром. Гостей пригласили за накрытый парадной скатертью дастархан. Алсу принесла поднос со свежеиспеченными в тандыре лепешками, разлила по пиалам ароматный чай с травами. После традиционных расспросов о здоровье и делах Рустам-ака, слегка откашлявшись, сказал:

– Мы пришли к вам, дорогие друзья, не просто так, а по важному делу: наш сын Алдар, которого вы с детства знаете, хочет взять в жены вашу дочь, красавицу Лейло, которую мы также знаем с самого ее рождения. Что вы на это скажете, уважаемые?

– Давайте спросим саму Лейло, – ответил отец. – Согласна ли она взять в мужья уважаемого Алдара?

Взгляды присутствующих обратились к Лейло. Сердце ее забилось, словно птичка, попавшая в силки. Она обвела взглядом сидящих за дастарханом. Алдар был спокоен и уверен в себе, он наблюдал за девушкой, словно химик за химическим опытом – интересно, как проходит реакция. Взгляд Рустама-ака был ободряющим, словно говорил: «Ну же, девочка, смелее». В глазах его жены плескалось волнение. Мать смотрела на дочь с тревогой: «Не подведи, дочка, не упусти хорошего жениха». Отец смотрел чуть исподлобья, напряжённо и требовательно. Молчание затягивалось. Лейло чувствовала, что надо срочно что-то отвечать. И сказала то, что от нее ждали:

– Я согласна.

Обстановка за столом сразу разрядилась, старшие выдохнули с облегчением, повеселели. И родители, и гости смотрели на девушку одобрительно, ласково. Все, кроме Алдара, он улыбался, но это была улыбка победителя. Между тем, отцы разломили над столом лепешку, это по традиции означало, что договор заключен, слово дано, и обратного пути нет. Дальше началось обсуждение деталей предстоящей свадьбы, размера калыма и приданого. На Лейло уже никто не обращал внимания, даже Алдар. Она ждала его улыбки, поддержки, но он был занят разговором и лишь изредка посматривал на невесту, не замечая, какая буря происходит в ее душе. Для него это уже было неважно, главное – вопрос решен положительно.

Лейло исполнила волю родителей, сказала слова, которые от нее ждали, но ее чувства, мысли были в смятении: правильно ли она поступила? Что ее ждёт? Какая у них с Алдаром получится семья? Каким мужем он окажется? Она успокаивала себя тем, что ее жених и красив, и умён, и богат - чего ещё желать от всевышнего? А любовь придет, когда они станут жить вместе, когда родятся их дети. Но стоило Лейло подумать, что скоро ей предстоит покинуть свой дом, родителей, весь этот привычный, уютный уклад жизни и перейти в чужой дом, жить в чужой семье, как ее охватила паника. Девушка едва сдерживала слезы. Дать им волю Лейло смогла только ночью.

Осень и зима прошли в хлопотах. В доме Усмановых готовили приданое: курпача – набитые хлопком матрасы в чехлах из бархата и ханатласа, курпа – стеганые вручную одеяла, подушки-болиши в бархатных, богато украшенных вышивкой чехлах, бархатные шторы с золотой бахромой, отрезы узорчатого тюля, коробки с посудой – парадной и повседневной, кухонной утварью: микроволновкой, кофемашиной, миксером и прочими необходимыми в быту вещами. Приданое в семьях начинают готовить с момента рождения девочки, но, как часто бывает, что-то остается недоделанным, недошитым или устаревшим.

А у Каримовых полным ходом шел ремонт в гостевом доме, в котором решили поселить молодую семью, покупались мебель, крупногабаритная бытовая техника.

Лейло и Алдар виделись нечасто, молодой человек то уезжал на гастроли с ансамблем, то был занят репетициями, то помогал отцу в его бизнесе: Каримов-старший владел хлопкоперерабатывающим предприятием. Несколько раз Алдар приглашал невесту на свои концерты, в ресторан, на автопрогулку, и каждая такая встреча для Лейло была испытанием. Она боялась не то сказать, что-то не так сделать. Под его снисходительно-внимательным взглядом она чувствовала себя недостаточно умной, несовременной, неловкой. Лишь одно свидание доставило ей радость и запомнилось.

Это было зимним морозным утром. Алдар неожиданно заехал за ней на машине и предложил загородную автопрогулку. Машина птицей летела по дороге. Ветви деревьев, кусты, земля сияли в солнечных лучах серебром – за ночь все оделось инеем. В салоне машины было тепло и уютно, негромко играла приятная музыка. У Алдара было прекрасное настроение, он много шутил, смеялся и смешил девушку. Свежий морозный воздух способствовал прекрасному аппетиту. Они позавтракали в придорожной ашхане ароматными картофельными пирожками с сыром и чаем с джемом из шелковицы. Впервые Лейло подумала, что, может быть, они с Алдаром смогут подружиться, а потом и полюбить друг друга, и ее будущая семейная жизнь будет счастливой.

К обеду потеплело, вся сказочная красота растаяла. Веселое настроение Алдара тоже пошло на убыль, он сказал, что устал, и замолчал. Так, почти молча, доехали до калитки Усмановых.

Зима в Узбекистане. Фото из интернета.
Зима в Узбекистане. Фото из интернета.

Продолжение следует...