Найти в Дзене
Парадная гостья

Сфинксы-стражи и мистика с дверью: любуемся парадной дома Николая Печаткина

Возвращаемся в район Печаткиных. Так называю пересечение Лермонтовского проспекта и улицы Союза Печатников. Мы некогда уже заглядывали здесь в один из домов – который принадлежал Борису Вячеславовичу Печаткину. Теперь зайдем в дом его брата – Николая Вячеславовича, инженера-технолога, директора-распорядителя и директора правления акционерного общества Российской писчебумажной фабрики. Вообще удивительное совпадение: люди с фамилией Печаткины были связаны с издательствами, бумажными фабриками. А про современное название улицы – так вообще молчу! Какая-то фантастика! Красавец-дом, о котором будет сегодня говорить, появился тут в начале ХХ века. Участок же Печаткины приобрели еще 1860-х. Вероятно, эта история началась с Евдокии Васильевны Печаткиной – потомственной почетной гражданки. Здесь стоял другой дом, в котором ее семья занимала 10-15 комнат в лицевой части. Остальные помещения сдавались внаем. При здании были дворницкая, кучерская и другие хозпостройки. Рядышком работали булочная
Оглавление

Возвращаемся в район Печаткиных. Так называю пересечение Лермонтовского проспекта и улицы Союза Печатников. Мы некогда уже заглядывали здесь в один из домов – который принадлежал Борису Вячеславовичу Печаткину.

Теперь зайдем в дом его брата – Николая Вячеславовича, инженера-технолога, директора-распорядителя и директора правления акционерного общества Российской писчебумажной фабрики. Вообще удивительное совпадение: люди с фамилией Печаткины были связаны с издательствами, бумажными фабриками. А про современное название улицы – так вообще молчу!

Какая-то фантастика!

О Печаткиных и не только

Красавец-дом, о котором будет сегодня говорить, появился тут в начале ХХ века. Участок же Печаткины приобрели еще 1860-х. Вероятно, эта история началась с Евдокии Васильевны Печаткиной – потомственной почетной гражданки.

Здесь стоял другой дом, в котором ее семья занимала 10-15 комнат в лицевой части. Остальные помещения сдавались внаем. При здании были дворницкая, кучерская и другие хозпостройки. Рядышком работали булочная, свечная лавка, аптека, чайный магазин.

Сменялись поколения Печаткиных. Их имена и фамилия были связаны с журналом «Библиотека для чтения», с Товариществом Красносельской писчебумажной фабрики, с Голодаевской писчебумажной фабрикой. И это только несколько примеров.

Этот дом давно не давал мне покоя. Фото: Парадная гостья
Этот дом давно не давал мне покоя. Фото: Парадная гостья

Наш дом появился здесь при Николая Печаткине – последнем хозяине участка до революции. По его заказу архитектор Павел Мульханов возвел строгий, но прекрасный дом. Стиль назвать сложно – кто-то видит в нем северный модерн, кто-то – неоклассицизм.

Сфинкс на крыше. Фото: Парадная гостья
Сфинкс на крыше. Фото: Парадная гостья

Первый этаж был отдан коммерции (так есть и сейчас). Со второго этажа начинались жилые помещения. Днем и ночью покой арендаторов сторожили два сфинкса на крыше.

Как дом меня напугал, но заинтриговал

В дом с фасада ведет только одна дверь. Она историческая, была отреставрирована в 2010-х годах. У меня было достаточно времени ее изучить – несколько раз стояла возле нее в ожидании жильцов. Безуспешно.

Все изменил один день. Это был выходной, у меня была назначена встреча. Поднялась из метро на Сенной площади и вдруг поняла – что-то не то: не было сил с кем-то встречаться, разговаривать... Хотелось просто наедине с собой прогуляться по городу. В голове почему-то мелькнул образ этого дома.

Когда подумала о прогулке по Петербургу - возник образ именно этого дома. Фото: Парадная гостья
Когда подумала о прогулке по Петербургу - возник образ именно этого дома. Фото: Парадная гостья

Набрала подругу, извинилась – благо изменение моих планов не сильно отразилось на ее. Пошла вдоль набережной канала Грибоедова.

Сама не заметила, как оказалась в Коломне. И вот уже между мной и этим домом один квартал.

«Ну что ж... – думаю, – раз сама судьба нас свела (или мои ноги), то сегодня буду стоять под дверью до посинения. Кто-нибудь, но впустит меня внутрь. Решено: наша встреча с этой парадной состоится сегодня».

Подхожу к двери. И вижу – между дверью и косяком подложен кирпич. Как будто сам дом звал меня в гости.

Мистика...

Последнее творение

Без преувеличения можно назвать эту парадную одной из самых красивых в районе. Однако богат на украшения только вестибюль – лепнина, колоны, зеркала. На верхних этажах все скромнее, но очень изящно.

Кстати, это последнее творение Мульханова в России. После революции зодчий уехал во Францию, где умер в 1930-х годах.

Домовладелец же, Николай Вячеславович, после свержения царской семьи перебрался в соседний дом – к брату Борису. А потом эмигрировал за границу.

В 2001 году КГИОП включил дом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Говорят, в здании был проведен капитальный ремонт. Лестница действительно довольно в неплохом состоянии (если сравнивать, например, с домом Екимова на Кирочной до появления лесов). Однако местами краска уже потрескалась и даже облупилась.

Фото на память в зеркале последнего этажа.
Фото на память в зеркале последнего этажа.

Диковато смотрится и современный лифт в дореволюционных интерьерах. Ну и привет то ли жильцам, то ли незваным гостям – за деревянным тамбуром первого этажа ужасно махнет ссаниной…

📍Адрес: улица Союза Печатников, 12

Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы увидеть и узнать Петербург с не с самой привычной стороны!

Поддержать автора канала, то есть меня, можно здесь. Спасибо огромное!

А теперь предлагаю прогуляться до Дровяного переулка в Коломне. Там стоит дом с удивительной красоты плиткой и медальонами.