«Жили-были дед да баба…» — разве не с этих слов начинается каждая вторая русская сказка? Колобок, Курочка Ряба, Репка — всё вроде бы знакомо с детства, но вот что странно: а где мама и папа?
Современный ребенок, выросший в кругу семьи, не поймет: почему в сказках нет привычных родителей? Почему добрые старички занимаются воспитанием, пекут хлеб, спасают сказочных существ и попадают в переделки? А главное — почему сказка, этот якобы детский жанр, обходит стороной тему нормальной семьи?
Разбираемся — и оказывается, всё не так просто.
Кто такие сказочные дед и баба?
Они не бабушка и дедушка в привычном смысле. Это символы, а не реальные родственники. В сказке дед с бабкой — это аллегория старости, бедности, одиночества. Они не воспитатели, а образы уходящей жизни, маркеры времени, когда нет уже ни детей, ни поддержки.
Живут бедно. Пекут колобка из последней муки, вытягивают репку втроем — до абсурда простыми, но сплоченными усилиями. Их мир — это быт, наполненный выживанием, а не заботой о детях. Ведь даже Колобок — это не внук, а хлебное дитя, ожившее от желания жить хоть как-то.
Почему в сказке нет папы и мамы?
На это есть несколько причин:
- Сюжеты строились вокруг конфликта. Присутствие доброй, заботливой мамы убивало бы драматургию. Ведь если есть мама — ребёнка не бросят в лес, не оставят в беде, не дадут в обиду. Поэтому чаще — мамы нет.
- Если мама есть — она мертва. В «Морозко», «Василисе Прекрасной», «Золушке» (в западной традиции) — мать умерла. А на её месте появляется мачеха, и вот тут начинается настоящее испытание. Девочку гонят, унижают, проверяют на прочность. Только пройдя этот путь, она обретает счастье.
- Отец — слабый и беспомощный. Он либо молчит, либо подчиняется мачехе. Таков образ: не защитник, а фигура безвластная, как правило, второстепенная.
Народные сказки — не про семью
Сказка в своем исконном виде — это не рассказ для детей, а код взрослого мира. Народное творчество не столько развлекало, сколько передавало мораль, предупреждало, объясняло устройство жизни. Это были истории выживания в мире, где детство длилось недолго, а старость начиналась в сорок лет.
Именно поэтому в сказках почти нет родителей. Потому что род — это не про уют, а про передачу испытаний: выстоишь — выживешь. Не выстоишь — не будет хэппи энда.
А где же всё-таки мама?
Ищите — и почти не найдете. Из русских сказок можно с натяжкой вспомнить «Кот, петух и лиса» — там есть кот, заботящийся о петушке, или «Гуси-лебеди» — мама с папой уходят по делам и просят девочку не отпускать братца... И тут же он исчезает.
А вот в западной традиции — мамы есть. В «Волке и семерых козлятах» — мать-коза мудра, заботлива, защищает. Но — это сказка братьев Гримм. У нас — всё иначе.
Что с этим делать сегодня?
Мы живем в другое время. Сейчас мама — это главный персонаж раннего детства, а папа — важная фигура, а не фон. Поэтому в современных сказках и книгах для детей есть вся семья. Именно в конце XX века, по мнению исследователей, образ бабушки и дедушки как воспитателей внуков стал появляться в детской литературе.
Сказка — зеркало эпохи. А наша эпоха всё чаще ищет в этом зеркале тепло, защиту, доброту и устойчивость.
А вы помните сказки, где мама и папа были вместе с ребёнком? Или, может, у вас есть любимая история, где бабушка и дедушка — не аллегория, а настоящие? Напишите в комментариях! Подписывайтесь на канал!
Буду рада, если почитаете другие мои статьи, они не менее интересные: