Найти в Дзене
Культурные посиделки

Тайна трёх ликов: что не так с иконами, которые объявили еретическими

Оглавление

Иногда одна деталь способна перевернуть наше представление о привычных вещах. Вот, скажем, икона. У многих из нас в памяти она связана с чем-то торжественным, строгим, каноничным. Мы будто знаем заранее, чего ждать от образа: лики святых, благоговейная тишина, золотой фон. Но что если перед вами вдруг появляется изображение Троицы — с тремя ликами на одной голове, с тремя ртами и четырьмя глазами? Что это? Художественный грех или поиски новой формы сакрального языка?

Вы когда-нибудь слышали о необычных иконах? Тех, что были отвергнуты, забыты, спрятаны. Знали, сколько тайн хранит история христианского искусства? Сегодня расскажу вам о трехликих иконах, которые когда-то считались чуть ли не наивысшим выражением богословия, а потом вдруг были запрещены, объявлены еретическими и почти полностью уничтожены.

С чего всё началось

В христианской традиции Бог един, но представлен в трёх ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух. Эта идея — Троица — стала одним из самых глубоких и сложных символов веры. Как объяснить её людям, как передать её суть визуально? Средневековые иконописцы, особенно в Европе, долго искали ответ.

И сначала решили изобразить Троицу в виде трёх одинаковых фигур с ликом Христа. Иногда у этих фигур было даже общее тело. Но позже появился ещё более радикальный образ — смесоипостасная икона. Представьте себе лицо, у которого три лика, расположенных по кругу: центральный и два боковых. При этом два глаза в центре одновременно служат глазами и для боковых ликов. Один нос, два, три? Всё сразу.

Почему это казалось правильным

На первый взгляд — жутковато. Но у такой странной формы была цель: подчеркнуть, что Бог един, но троичен. Смесоипостасная Троица должна была выразить неделимость и одновременное присутствие трёх лиц. Это был визуальный парадокс, своего рода богословская головоломка, в которую художник вложил всю серьёзность своего понимания веры.

Некоторое время такие иконы даже считались самыми точными с богословской точки зрения. Их писали в Европе с XIII по XVI века, а затем эта традиция перекочевала в Россию. Один из ярких примеров — смесоипостасная икона Троицы, созданная в Тобольске в 1729 году. Она долгое время украшала Благовещенский собор в Тюмени.

Источник: Пикабу
Источник: Пикабу

Почему запретили

Проблема была в том, что прихожане — простые люди — не понимали таких икон. Их пугало трёхликое лицо, они не могли осмыслить идею через столь непривычный образ. Вера, построенная на страхе, — это не тот путь, по которому хотела идти церковь.

В XVI веке Тридентский собор в Европе признал такие изображения еретическими. Их уничтожали, сжигали, заменяли более привычными образами. В России запрет был введён только в 1764 году указом Священного синода. Там прямо говорилось: все "нелепые и странные непристойности" следует изъять и уничтожить.

-3

Часть нашей истории

Какая бы судьба ни постигла трехликие иконы, отмахнуться от них невозможно. Они — часть духовных поисков. Они говорят не столько о странностях иконописцев, сколько о стремлении постичь непостижимое. Понять, как визуально выразить то, что не укладывается в человеческое восприятие.

Сегодня такие иконы можно увидеть лишь в музеях: в Австрии, Румынии, кое-где в России. Они стоят за стеклом, под приглушённым светом, словно напоминание: даже в самой строгой традиции есть место для поиска, сомнения и эксперимента.

Мы привыкли думать о каноне как о чём-то вечном и нерушимом. Но ведь и канон когда-то был новшеством. И если трехликие иконы в своё время были отвергнуты — это не делает их менее важными.

А вы как думаете? Стоит ли вспоминать забытые образы, даже если они когда-то испугали или смутили? И что важнее — строгость формы или искренность поиска?

Спасибо, что дочитали, подписывайтесь на наш уютный культурный уголок!