Ботаническая иллюстрация — такой жанр, когда научная точность на глазах зрителя перерастает в художественную образность, когда эта точность магнетизирует. До изобретения фотографии акварельные краски были одним из привычных инструментов ученых. Но и художники интересовались сложным устройством растений, одновременно анализируя и любуясь. Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер немало времени посвятили ботаническим зарисовкам, они стали для универсалов Ренессанса такой же лабораторией как зарисовки человеческого тела или животных. Здесь была важна не степень одушевленности объекта, а степень сложности его физического устройства. Следующее поколение ботанических иллюстраторов углубилось уже именно в эту специализацию. Пьер-Жозеф Редуте изучал растения в Королевских ботанических садах. Немало времени этой теме посвятил и Эрнст Геккель, который учился на врача, но серьезно раздумывал, не стать ли ему пейзажистом. Тем не менее, первыми серьезными работами в области ботанической иллюстрации мы обязаны Марии Сибилле Мериан. Вот о ней мы и поговорим подробнее.
Становление художницы и ученой
Мария Сибилла Мериан (1647 — 1717) — немецкая художница, живописец, гравер, энтомолог. Дочь швейцарского гравера М. Мериана Старшего, работавшего в Германии; фактически образованием и воспитанием Марии Сибиллы занимался второй муж её матери — голландский художник Марель, первым заметивший талант падчерицы. Мериан обучалась живописи у мастеров «цветочных» натюрмортов Я. Марелла и А. Миньона, еще в детстве освоила технику гравирования на меди. Ребенком она помогала матери, занимаясь вышивкой шелком на продажу. Эта шелковая нить собственного производства отчасти и определила ее будущие научные интересы: шелковичные деревья росли в саду, червей выращивали сами, что стало первым опытом наблюдения за насекомыми.
В 1674 году Мериан приступила к систематическому исследованию насекомых, стала готовить работу «Книга о гусеницах». В 1677 году в типографии отца она издала флорилегиум с собственными иллюстрациями: «Книга цветов» с раскрашенными ручным способом гравюрами стала пособием цветочных узоров. Для работы художница чаще всего использовала тонкий пергамент «неродившаяся кожа», грунтуя его белым цветом, а из красок — акварель и гуашь.
Экспедиция в Суринам
В 1699—1701 годах художница с одной из своих дочерей отправилась в Суринам. Условия жизни для европейца были там экстремальны. На момент путешествия ей было 52 года, она оставила мужа и стала успешным самостоятельным предпринимателем.
Мериан изучала суринамских насекомых, больше всего ее интересовали стадии их превращения из личинок в бабочек. Вот, что пишет она сама в своей книге «Метаморфозы суринамских насекомых» (Амстердам, 1705): «Ни происхождение их, ни развитие, то есть как гусеницы превращаются в косточки, ни прочие изменения не были известны. Именно это и побудило меня предпринять долгое путешествие по Суринаму в Америке, жаркому и влажному краю, откуда люди <...> получили наибольшую часть своих насекомых».
Вместо строгой схемы метаморфоз насекомых Мериан рисовала их в среде обитания, создавала поэтичные акварельные композиции. Результатом стали сотни эскизов, рисунков («...всё, что нашла и поймала...я точно переношу на пергамент...»2), записи с наблюдениями, а также многочисленные ящики с коллекциями: 20 коробок с бабочками, жуками, колибри, светлячками; «1 крокодил, 2 большие змеи и 19 маленьких, 11 игуан, 1 геккон, 1 маленькая черепаха». Коллекция, собранная за два года пребывания в Суринаме долгое время оставалась самым полным энтомологическим обозрением по Южной Америке. Вернуться в Амстердам Мериан заставила серьезная тропическая болезнь. По выздоровлении художница издала книгу. Изобретатель спиртового термометра, французский ученый Р. Реомюр, который помимо физики и математики также занимался энтомологией, отмечал: «Госпожу Мериан призвала в Суринам поистине героическая любовь к насекомым; это было целое событие — женщина пересекла моря, чтобы рисовать американских насекомых, после того, как она изобразила большое число европейских: вернулась она оттуда с таблицами, запечатлевшими внушительное количество великолепных видов бабочек и гусениц, которые были превосходно гравированы».
Петербургская коллекция
Петербургская коллекция акварелей Мериан считается одной из крупнейших в мире. В первую очередь это акварели, приобретенные Петром I и его лейб-медиком и хранителем коллекций Р.К.Арескиным.
О покупке акварелей историк Петра I И. И. Голиков писал так: «Тогда [в 1717 году] купил монарх за значительную сумму живописи славной Марианны, состоящей в двух толстых книгах в Александрийский лист на пергамене, числом более 200, на коих изображены с натуры неподражаемым искусством цветы, плоды, раковины, бабочки и другие насекомые, также и произведения суринамские. <...> Сии рисунки государь почитал высоко и всегда оные находились в его кабинете».
После смерти царя рисунки были переданы в Академию наук в составе его библиотеки.