Найти в Дзене

Камень, ножницы, бумага: как выиграть

Оглавление

Эта игра зародилась в Китае ещё во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Потом она перекочевала в Японию, где была очень популярна, а затем интегрировалась в европейский мир, и сегодня это классический способ разрешения споров на любой детской площадке. Однако мы отнесёмся к этой игре с недетской серьёзностью. Ассистент Высшей школы проектной деятельности и инноваций в промышленности Политеха Петра Дарья Зубкова посмотрела на «Камень, ножницы, бумага» с точки зрения теории игр и разобралась, как одержать успех в этом поединке. Кстати, сегодня, 11 июня, Международный день игры.

В базовой версии игры есть три действия, однако можно расширять их число, но в плоскости нечётного количества. Есть вариации с 5, 7, 9, 11, 15, 25 и 101 числом шагов. Например, есть версия «Камень, бумага, ножницы, Спок и ящерица».
В базовой версии игры есть три действия, однако можно расширять их число, но в плоскости нечётного количества. Есть вариации с 5, 7, 9, 11, 15, 25 и 101 числом шагов. Например, есть версия «Камень, бумага, ножницы, Спок и ящерица».

Сначала немного теории. Теории игр

Теория игр — раздел математики, изучающий стратегическое взаимодействие между участниками процесса, где успех одного зависит от действий других игроков. Хотя её часто ассоциируют с экономикой, политикой или биологией, основы этой науки можно найти даже в простых детских играх, как «Камень, ножницы, бумага».

Чтобы понять статистическую и математическую суть этой забавы, перейдём на язык теории игр и разберём ключевые для нас термины.

Во-первых, держим в голове классификацию игр

Разновидности игр.
Разновидности игр.

Во-вторых, возьмём на заметку три важных понятия.

Равновесие Нэша — ситуация, где ни один игрок не может улучшить свой результат, поменяв текущую стратегию, если другие игроки свои стратегии не меняют.

Чистая стратегия — детерминированный план действий, при котором участник в каждой ситуации игры делает один конкретный выбор. Это «чистый» вариант без случайностей и вариаций.

Смешанная стратегия — вероятностное распределение между несколькими чистыми стратегиями. Игрок случайным образом совершает шаг, следуя заданным вероятностям. Это делает его поведение непредсказуемым.

«Камень, ножницы, бумага»: классика случайности

Напомним правила игры: камень побеждает ножницы, ножницы — бумагу, бумага — камень; ничья — при одинаковых ходах.

Итак, перекладываем разобранные понятия на реальную почву игры «Камень, ножницы, бумага»:

  • Это игра с нулевой суммой, когда нет возможности изменить ресурсы игры, то есть сумма выигрыша равна суммарному проигрышу.
  • Это игра с полной информацией: участники имеют все данные о возможных стратегиях оппонентов.
  • Это симметричная игра: у игроков есть одинаковый набор стратегий. Игра в целом имеет конечный набор стратегий.
  • Это одновременная игра, когда участники действуют моментально, не зная шагов противников.
  • Это некооперативная игра: игроки не могут объединиться в единую группу, поэтому каждый участник — отдельный агент.
Гейши играют в раннюю японскую версию игры «Камень, ножницы, бумага» или «сансукуми-кэн». Автор этой гравюры — Кикукава Эйдзан. Источник фото: https://clck.ru/3MXNBr.
Гейши играют в раннюю японскую версию игры «Камень, ножницы, бумага» или «сансукуми-кэн». Автор этой гравюры — Кикукава Эйдзан. Источник фото: https://clck.ru/3MXNBr.

В «Камень, ножницы, бумага» нельзя выбирать чистую стратегию (например, всегда только «камень»), поскольку это приведёт к тому, что оппонент всегда будет выбирать «бумагу», чтобы победить.

Здесь требуется использовать смешанную стратегию, а именно, когда оба игрока выбирают каждый вариант с равной вероятностью 1/3. В таком случае каждый участник в равной степени может победить.

Но можно ли как-то улучшить эту ситуацию? Давайте попробуем.

Если один игрок отклоняется от этого распределения, то происходит смещение в выигрыше. Например, если один игрок начинает чаще выбирать «камень» (вероятность К – 1/2, Н – 1/4, Б – 1/4), то в таком случае меняется вероятность победы, и противник может увеличить частоту выбора «бумаги» (вероятность К – 1/4, Н – 1/4, Б – 1/2). Это снова приведёт к ситуации, когда у второго игрока будет преимущество.

Выходит, отклоняться от смешанной стратегии (вероятность К – 1/3, Н – 1/3, Б – 1/3) невыгодно ни одному игроку. Это показывает, что равновесие Нэша достигается при равновероятностном выборе стратегии, равном 1/3 для каждого действия.

Малазийская версия игры: «птица, вода, камень», где птица — ножницы, вода — бумага, а камень — это камень. Источник фото: https://ru.freepik.com/.
Малазийская версия игры: «птица, вода, камень», где птица — ножницы, вода — бумага, а камень — это камень. Источник фото: https://ru.freepik.com/.

Из-за того, что вероятность выбора одинакова, то победителями становятся те, кто отслеживает микрореакции оппонентов и анализирует их предыдущие ходы, нарушая принцип случайности. То есть замечают отклонение в выборе стратегий и меняют своё «оружие», приводя себя к выигрышной позиции.

Детские игры — это не просто развлечение. Они отражают фундаментальные принципы стратегического мышления. А теория игр показывает, что даже в кажущемся хаосе случайных ходов прослеживается математическая логика. Для победы не всегда нужно искать сложные пути, иногда стоит следовать простым правилам, сочетающим в себе случайный выбор, анализ действий оппонента и поиск равновесия.

Есть вариация игры «медведь, охотник, ниндзя». В этой версии участники стоят спина к спине и насчет «три» (или «ро-шам-бо») поворачиваются лицом друг к другу, показывая руками один из знаков. Расклад сил: охотник стреляет в медведя; медведь съедает ниндзя; ниндзя убивает охотника. Источник видео: https://giphy.com/.
Есть вариация игры «медведь, охотник, ниндзя». В этой версии участники стоят спина к спине и насчет «три» (или «ро-шам-бо») поворачиваются лицом друг к другу, показывая руками один из знаков. Расклад сил: охотник стреляет в медведя; медведь съедает ниндзя; ниндзя убивает охотника. Источник видео: https://giphy.com/.
Подписывайтесь на канал «Теория большого Политеха», чтобы жить играючи!

Что ещё почитать?