Здравствуйте, дорогие друзья! Вы наверняка видели картину Василия Пукирева «Неравный брак» (1862). Грустное зрелище: юная невеста под венцом со стариком. Сюжет, вряд ли, кого-то оставит равнодушным.
Мы хотим показать вам две работы Фирса Журавлева, под названием «Перед венцом», за которые художник получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества поощрения художеств.
Одно из полотен находится в Третьяковской галерее и иллюстрирует момент перед венчанием.
Купеческая дочка, которую выдают замуж явно за нелюбимого человека, упала на пол и рыдает, закрыв лицо руками. Взгляните на ее отца: он не злится и не ругает ее. Он расстроен и не знает, что делать. В дверь заглядывает женщина, скорее всего, мама невесты. Ее лицо также выражает печаль. Родители смотрят на свою дочь с любовью и сочувствием, но поделать уже ничего не могут: свадьба состоится, и ничто не сможет этому помешать.
В России (и не только в России) неравные браки были делом обычным, причем вне зависимости от сословия. Но в XIX веке интеллигенция стала обсуждать так называемый «женский вопрос». В. Ф. Одоевский, Н. Г. Чернышевский, А. Герцен и другие писатели поднимали проблемы женского самоопределения. Из дискуссий о настоящем и будущем русской женщины возникли образы «тургеневских девушек», «новых людей» Чернышевского, а также героинь произведений Толстого и Достоевского. Художники не стояли в стороне. Вышеупомянутая картина Пукирева вызвала огромный резонанс в обществе: современники наконец-то посмотрели на неравные браки и на гендерное и социальное бесправие как на проблему.
Так и Ф. С. Журавлев, русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников, участник «бунта четырнадцати», решил поднять «женский вопрос» в двух своих произведениях.
Бунт четырнадцати — это отказ четырнадцати выдающихся студентов Императорской Академии художеств Российской империи участвовать в конкурсе, проведенном 9 ноября 1863 года в честь столетия Академии. Восстание, возглавляемое художником-реалистом Иваном Крамским, стало реакцией на отказ академии предоставить конкурсантам свободу выбора предмета искусства для конкурса.
В Русском музее хранится второй вариант полотна. Сюжет тот же, только в комнате собралась, видимо, вся семья. Отец держит икону, чтобы благословить дочь, а у матери в руках свадебные хлеб и соль. Момент молчания и полного отчаяния.
Помимо названия «Перед венцом», картина известна также как «Благословение невесты», «Перед свадьбой», «Невеста» и «Брак по приказу».
Работы Фирса Журавлева ярко иллюстрируют переживания женщин в обществе, где их судьбы нередко определялись родителями и социальными условиями. Через образы невест, застигнутых горем и отчаянием, художник поднял важные вопросы о свободе выбора и самоопределении.
Спасибо за внимание, дорогие читатели! Напоминаем, что вы можете подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи о культуре и искусстве. Всего вам доброго и до новых встреч!