Найти в Дзене

ВС встал на сторону гражданина, пытавшегося вернуть деньги за некачественный онлайн-курс

Он указал, что при рассмотрении такого спора суды должны тщательно изучать вопрос об объеме и качестве оказанных услуг, которыми покупатель остался недоволен.

В комментарии «АГ» представитель заявителя выразила надежду на то, что правоприменительная практика будет развиваться в сторону более точной и справедливой защиты интересов граждан, особенно в условиях роста сектора онлайн-услуг. Один из экспертов «АГ» отметил, что в определении затронуты несколько важных правовых вопросов: преюдициальность, применение Закона о защите прав потребителей, момент признания информационной услуги оказанной, отказ потребителя от части услуг и качество информационной услуги. Другая подчеркнула, что решение вопроса о том, было ли обучение проведено качественно, ВС оставляет на усмотрение судов нижестоящих инстанций. Третья полагает, что подход Суда открывает дорогу недобросовестным потребителям к бессрочному отказу от онлайн-курсов.

Верховный Суд опубликовал Определение по делу № 5-КГ25-18-К2, в котором разъяснил, какие обстоятельства должны исследовать суды при рассмотрении спора о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа за ненадлежаще оказанные образовательные услуги, предоставляемые онлайн.

<...>

Управляющий партнер юридической фирмы LEXING Андрей Тишковский отметил, что в определении ВС затронуты несколько важных правовых вопросов: преюдициальность, применение Закона о защите прав потребителя, момент признания информационной услуги оказанной, отказ потребителя от части услуг и качество информационной услуги. Последние четыре вопроса особенно важны при разрешении споров покупателей информационных курсов с инфобизнесменами, поскольку судебная практика не во всех случаях однородна и нередко случается, что суды в схожих ситуациях отказывают в исках к недобросовестным инфобизнесменам, подчеркнул эксперт.
Юрист Дарья Петрова обратила внимание, что ВС РФ в последние годы явно занимается формированием практики о некачественном оказании услуг. «Всегда считалось, что в услугах важен сам процесс оказания, а ее результат (а в какой-то мере и качество) не имеет значения. И сейчас практика ВС меняет этот подход. Это обусловлено тем, что сильно вырос рынок недобросовестных исполнителей и некачественных услуг», – пояснила эксперт.
Адвокат Ленинградской областной коллегии адвокатов, филиала «Нартекс» Анастасия Дуничева отметила, что вопрос, исследованный ВС, безусловно, актуален, так как сегмент онлайн-курсов постоянно растет. По ее мнению, Суд, отменяя судебные акты об отказе в удовлетворении требований потребителя, справедливо указал на необходимость исследования вопроса о качестве онлайн-курсов. «В то же время позиция ВС по вопросу о возможности отказа от онлайн-курсов, доступ к которым фактически был предоставлен, вызывает некоторые сомнения: по сути, Суд указал, что услуга по проведению онлайн-курсов не считается оказанной в полном объеме в момент предоставления доступа к ним. Однако в этом случае не совсем ясно, как определять (и доказывать) момент, когда услуга считается полностью доказанной. По сути, такой подход открывает дорогу недобросовестным потребителям к бессрочному отказу от онлайн-курсов», – полагает она.

Подробнее читайте на сайте «АГ».

Наш канал в «Telegram». Подпишись, чтобы быть в курсе!

Фотобанк Лори
Фотобанк Лори