— Ну что я могу поделать? За вами бабушка смотрела, а я была молодая и неопытная, куда мне за детьми смотреть? Извини, но я не при делах, — с этими словами Надежда буквально сбежала из квартиры Лизы и Кирилла, едва увидев малышей - своих первых внуков.
Глава 1
Глава 4
Лиза не могла забыть взгляд того парня, который первым поспешил вмешаться в ситуацию. Она вспомнила, как у него играли желваки на скулах от гнева. Тоже, видимо, возмутился увиденному. Хорошо, что их было двое. Вдвоем быстро привели в чувство истеричных бабенок, которые и так испортили не самого воспитанного ребенка.
Когда смена закончилась, Лиза спустилась к выходу и увидела… того парня, который пришел ей на помощь первым.
— Как ваше душевное состояние после такого рабочего дня? — поинтересовался он, глядя с любопытством на Лизу. Девушка слабо улыбнулась:
— Бывало и лучше. Спасибо, что помогли. Я уже начала бояться, что вспылю и натворю чего похуже.
— Я уже слышал про эту особу. Обожает устраивать провокации в общественных местах. И пацан у нее, как на подбор. Сразу видно, что лепила по своему образу и подобию.
— Не хочу про них вспоминать, —поморщилась девушка. — Извините, а что вы здесь делаете? Вы же ушли почти четыре часа назад.
— За это время я успел сделать все, что запланировал. Оказался здесь потому, что мне администратор сообщила, когда у вас заканчивается смена. Кстати, меня зовут Кирилл. А вы, насколько я знаю, Лиза. Приятно познакомиться.
Лиза смутилась. И в то же время ей стало приятно, что он ждал ее.
— Лиза, как вы смотрите на то, чтобы выпить кофе в одном приятном месте? Там точно нет таких громких посетителей.
Неожиданно для себя, девушка согласилась. Пока они шли по улице, оживленно беседуя, она чувствовала, как в ней просыпается интерес к этому необычному парню. Мало кто стал бы заступаться за скромную уборщицу. Кирилл как будто почувствовал ее настроение.
— Мама меня всегда учила, что неважно, кем человек работает. Важно, какой он внутри, что ценит в жизни, к чему стремится.
Оказавшись возле неприметной деревянной двери с маленькой табличкой, Кирилл открыл дверь и вошел внутрь, приглашая Лизу следовать за ним.
— Мы в это место ходим с ребятами еще с первого курса. Здесь от силы помещается человек двадцать, очень тихо и уютно.
Обстановка Лизе понравилась. Неброско, мягко, по-домашнему, ничего кричащего. Сев за стол, молодые люди расслабились.
— Как завсегдатай этого заведения, могу помочь с выбором.
Лиза ответила, что полностью полагается на его вкус, и Кирилл подозвал официанта.
— Предлагаю перейти на «ты». У нас вроде как неофициальная встреча.
— Да, я точно без галстука, — улыбнулась Лиза, а Кирилл пристально посмотрел на нее.
— Расскажи о себе, Лиза. Мне очень хочется узнать побольше о тебе.
— Извини, но не хочется, — коротко ответила Лиза. — Давай в другой раз.
Она сказала эти слова, даже не подумав, что встреча может повториться…
***
Они начали встречаться и могли подолгу гулять по улицам. Через полгода знакомства Кирилл однажды рассказал о своей семье.
— Мой отец умер, когда я поступил на первый курс. Мама после этого стала настолько замкнутой, что к ней иногда невозможно подступиться. Но она снаружи этакая скала, а на самом деле – добрейший человек, который всегда придет на помощь.
Лиза в тот момент подумала, что про ее родную мать, Надежду, такого, пожалуй, не скажешь…
***
Шафером на свадьбе Кирилла и Лизы был Миша – тот самый решительный парень, который заявил, что никогда не пойдёт под венец. Жених позже объяснил, что его друг пережил серьезную личную драму и с тех пор не доверяет девушкам.
Перед свадьбой состоялось знакомство с будущей свекровью, от которого Лиза осталась в смешанных чувствах. Ирина Алексеевна показалась ей настоящей Снежной королевой: ни разу не улыбнулась, только кивала в знак согласия или покачивала головой, если сомневалась. Она была очень вежлива, но Лизе показалось, что будущая родственница с трудом скрывает свою неприязнь по отношению к избраннице своего сына. Оставшись наедине с Кириллом, девушка поделилась не самыми приятными впечатлениями. Мужчина вздохнул:
— Моя мама не умеет выражать словами свое отношение. Но ты поймешь, что она тебя приняла.
Лиза узнала, что у Ирины Алексеевны проблемы со здоровьем после смерти мужа. Кирилл предлагал матери переехать к нему, но женщина наотрез отказалась:
— Я могу о себе позаботиться. Да и не хочу путаться у вас под ногами. Куда это годится, когда две хозяйки на кухне друг с другом бодаются? Лучше я буду отдельно, так всем будет спокойнее.
Надежда не соизволила приехать на свадьбу дочери, ограничившись поздравлением по телефону. Бабушки Дуси на момент замужества Лизы уже не было в живых, а девушка, помня свое обещание позаботиться о младших братьях, сделала всё, чтобы они получили образование и смогли встать на ноги. К тому времени, когда супруги завели разговоры о детях, Витя уже заканчивал училище и активно подрабатывал электриком. Парень хотел открыть свое дело, когда Паша уже стал владельцем автомастерской и буквально жил там. Оба старались помочь сестре по мере возможности и нашли общий язык с зятем, который уважал обоих за самостоятельность и готовность помочь друг другу.
У Кирилла была своя трехкомнатная квартира, которую он почти выкупил. Лиза внесла недостающую часть, и супруги стали обладателями собственных квадратных метров. Девушка хотела, чтобы они с мужем пожили какое-то время для себя, повидали мир. Поэтому каждый год стабильно выезжали в отпуск, путешествуя как по России, так и за рубежом.
По возвращении из очередного отпуска Лиза почувствовала себя плохо. Не могла встать с постели, тело словно налилось свинцом, временами мутило. Кирилл переживал, что она могла отравиться чем-то, и вспоминал, что же они оба ели накануне.
— Ничего не понимаю… я ел то же самое, но чувствую себя, как огурчик. Давай отвезу тебя к врачу, сдашь анализы. Вдруг подлечиться надо. Может, даже отпуск продлить, если нужно.
Но после получения результатов мужчина галопом скакал по квартире:
— Лизок, у нас будет маленький!
Беременность давалась Лизе очень тяжело. Кирилл героически мирился с приступами тошноты, слезливостью и прочими прелестями интересного положения жены. Когда стало известно, что у них ожидается двойня, он себе места не находил от беспокойства. Боялся, что будет очень сложно управляться сразу с двумя.
Поводов для беспокойства стало еще больше, когда за пару месяцев до родов мужчину уволили. Лиза увидела мужа сидящим в кресле и смотрящим перед собой ничего не видящим взглядом.
— Роговцев заявил, чтобы я писал заявление по собственному желанию, — металлическим голосом сообщил Кирилл. — Так и не смог простить, что я раньше него закончил проект и заработал премию…
Лиза знала, что инициативный Кирилл не довольствовался отработанными приемами в своей работе и старался придумать что-то новое, оптимизировать. Такой подход ценило начальство, но не коллеги, которым не нравилось смотреть, как Кирилл успешно продвигается по карьерной лестнице. Благодаря своим качествам, он сумел добраться практически до вершины, но…
Сменился руководитель их отдела, который решил продвигать коллегу Кирилла, известного подхалима. В итоге тот занял должность, которую обещали Кириллу, и первым делом избавился от конкурента, подставив его с документацией.
— Кирюша, самое главное – у нас есть собственная крыша над головой. Мы живы-здоровы, все преодолеем. Ты не отчаивайся, мы вместе что-нибудь придумаем, — Лиза обняла мужа.
Вдруг зазвонил телефон. Это была Надежда, чему Лиза неподдельно удивилась.
— Дочь, я тебе обязательно помогу ухаживать за детками. Можешь на меня рассчитывать.
Лиза чуть не прослезилась, услышав от нее такие слова. Пусть мама не захотела впускать ее к себе, и все годы учебы пришлось провести в общежитии, пусть не пришла на свадьбу, но зато она предложила свою помощь сейчас, в самый ответственный момент. Потом позвонила свекровь. Она ничего не сказала, лишь поинтересовалась самочувствием Лизы и посоветовала беречь себя.
Лиза родила в положенный срок, и первой к ней заявилась мать.
— Ну что я могу поделать? За вами бабушка смотрела, а я была молодая и неопытная, куда мне за детьми смотреть? Извини, но я не при делах, — с этими словами Надежда буквально сбежала из квартиры Лизы и Кирилла, едва увидев малышей - своих первых внуков.
Свекровь приехала следом за ней, но поступила совершенно по-другому. Увидев, как посеревшая от усталости невестка еле отвечает на ее вопросы, предложила:
— Иди к себе, поспи. А я пока пригляжу за гавриками.
Полтора года, которые с ними прожила Ирина Алексеевна, заставили Лизу посмотреть на свекровь совершенно другими глазами. Женщина при первой же возможности старалась взять уход за детьми на себя, чтобы невестка, которая не спала толком ночами, могла хотя бы днем восстановить силы. Иногда она брала одного малыша, чтобы со вторым Лиза могла отдохнуть, уложив его рядом с собой под бочок. Могла отправить невестку на улицу погулять с детьми, а сама приводила квартиру в порядок, успевая постирать, приготовить обед, погладить чистое белье, сделать влажную уборку.
Ирина Алексеевна тоже уставала, но не подавала виду. Ей нравилось, как Лиза старается оберегать Кирилла от домашних хлопот, потому что муж работал везде, где только мог. Он боялся, что останется без денег и не сможет обеспечить семью всем необходимым, поэтому и работал на износ. Лиза за все время ни разу не слышала от супруга жалоб или недовольства, потому что все трое понимали – каждый делает свое дело.