А Лютик-Одуванчик начал-то приятно радовать!
Итак, сегодня у нас очередные два рассказа из книги "Меч Предназначения" - "Вечный огонь" и "Немного жертвенности". Оба они достаточно интересные, но каждый по своему. Так давайте посмотрим, как именно.
Предыдущая часть - здесь.
"Вечный огонь" (1992). В этом рассказе Геральт и Лютик встречают странное существо, способное оборачиваться кем угодно - мимика по кличке Дуду, называемого также допплером. Ага, уже представили захватывающую охоту на коварного убийцу с обязательным поиском и вычислением самозванцев? Но нет: тамошние мимики совсем не такие. Эти существа - добродушные, робкие и не способны на насилие, и максимум, что они могут - запугать недруга, приняв облик повнушительнее. Некогда они населяли Новиград и его окрестности, в котором и происходит действие рассказа, но человеки, испугавшись их способностей к подражательству, большую часть мимиков перебили, а оставшиеся вынуждены были прятаться, даже прикидываясь животными.
Хоть и выглядят в своем истинном облике довольно... специфично. Я вообще заметил, что в "Ведьмаке" сквозит противопоставление "быдла", которое, встретив что-то непохожее на них и странное, хочет это убить, и ведьмака Геральта, который сначала старается во всем разобраться, прежде чем действовать. Но есть одна закавыка: Дуду, приняв облик купца Даинти Бибервельта, ударил его по голове, оглушил и оставил лежать в кустах. Этот момент как-то выбивается из образа безобидного существа. Да это же сам Даинти подсвечивает: "если бить по морде и обкрадывать – не нападение, то что же тогда считать нападением?".
Кстати, о самом Даинти. Он - первый появившийся в этом мире хоббит, точнее - полурослик, точнее - низушек. И его образ вполне себе толкиновско-типичный: низкий рост, волосатые ноги, прижимистость и хозяйственность.
В "Вечном огне" нам впервые показали город Новиград - крупнейший в этом мире город, и один из важнейших центров науки и искусства. Считается, что Новиград похож на средневековые Данциг и Новгород одновременно, но при первом прочтении он мне больше напомнил итальянские города-государства вроде Генуи, Флоренции и Венеции. На это указывают наличие в городе зарождающегося банкирского дела, обилие различных мануфактур, и существенное торговое влияние.
Еще в нем есть кое-что от Франции: местного наместника по делам безопасности и "серого кардинала" зовут Ляшарель - явная отсылочка к кардиналу Ришелье. Пущенная переводчиком Евгением Вайсбротом: в оригинале персонажа звали Шапель. Ну а чего: "французистое" имя, должность серого кардинала - а кто же еще это может быть? Ляшареля представляют как жесткого, беспринципного и фанатичного типа, устраняющего всех неугодных местному культу Вечного Огня людей. Но все в итоге кончилось хорошо: Дуду таки устроился в городе, примирился с Даинти, да и "Ляшарель" оказался не таким уж страшным. Пострадала только новенькая Геральтова куртка. Так что "Вечный огонь" - легкая и развлекательная история, не затрагивающая каких-либо по настоящему серьезных тем.
"Немного жертвенности" (1992). Сюжет этого рассказа отчасти обыгрывает "Русалочку", уже вторую сказку Андерсена в этом цикле. Жил как-то князь приморских земель, и захотел он в жены сирену. Но сирена ноги отращивать не очень-то хотела, и звала того князя обзавестись рыбьим хвостом, чего уже не хотел он. Ну а нашему ведьмаку во всем этом столь продуктивном диалоге пришлось поучаствовать. Забавно, что Геральту, основная работа которого - убиение монстров, на протяжении двух книг пробовал себя и в других ролях: рыцаря-инкогнито, укротителя тигров упыриц, воспитателя сильванов, няньки для принцессы, а теперь еще свахи и переводчика в одном флаконе.
А этот князь к тому же оказался жадным. Жемчуга ему стало не хватать, и он послал ловцов к утесам под названием Драконьи Клыки, а те не вернулись.
Расследование Геральта показало, что эти места уже заняты местными Глубоководными, которые очень не жалуют гостей. Самое разумное решение в этом случае - больше не ходить туда и не злить местных обитателей, потому что победить их невозможно. Их города находятся под водой, а человеки как-то не очень могут до них добраться. Разумеется, они рано или поздно найдут способ, но это случится не очень скоро. Жадный князь поначалу решил воевать с Глубоководными сейчас, но сирена таки созрела до того, чтобы стать человеком и... И автор, очевидно, подразумевал, что сирена таки уговорила князя отказаться штурмовать море. Но показать - не показал.
В этом рассказе другие сюжетные линии оказываются куда более интересными. Лютик-Одуванчик здесь впервые показал себя действительно с хорошей стороны. В прошлых рассказах он был этаким простым комичным персонажем, смысл которого был лишь в том, чтобы искать неприятности на свою голову, украшать своей болтовней повествование и разряжать шутками обстановку. В "Немного жертвенности" образ Лютика стал заметно глубже и мы его видим не только как ветренного барда и "вечного ребенка", но и как чуткого и на самом деле мудрого человека, хорошо разбирающегося в людях. "Тебе только кажется, будто знаешь. Не забывай – я натура сложная." Лютик прямо говорит ведьмаку: "Гера, кончай страдать всякой фигней по поводу своего "не такой как все". Ты - один из самых адекватных и здравомыслящих людей, которого я вообще знаю, а я знаю многих! Я вижу, ты влюблен в Эсси Давен, так пойди и заговори с ней как нормальный человек!".
Эта самая Эсси Давен, бардесса по прозвищу "Глазок" - самый интересный персонаж в этом рассказе. Для Лютика она была не просто другом, а кем-то вроде младшей сестры. Вообще она на Лютика по характеру похожа (хоть и более ответственная), в том числе и проницательностью. Например, она сразу поняла, что Геральт хоть и строит из себя холодного и бесчувственного профессионала, но на самом деле:
"Ты впечатлительный, чуткий, – сказала она тихо. – В глубине души ты полон тревоги. Меня не обманешь каменной физиономией и холодным голосом. Ты – впечатлительный, и именно впечатлительность заставляет тебя бояться, а вдруг да то, против чего ты собираешься выступить с мечом в руке, окажется правым, получит моральный перевес…"
И потому не стоит удивляться тому, что Лютик нашел в Эсси родственную душу. Эсси пытается расположить Геральта к себе, но тот не хочет забывать Йеннифэр, и потому дело не зашло дальше легкого романа. Но пан Анджей в послесловии добавляет слезогонки, рассказав, что четыре года спустя Глазок умерла от оспы, а Лютик, рискуя собой, похоронил ее с лютней и жемчужиной. И осознание того, что Лютик вскоре лишится близкого ему человека, а ведьмак и Эсси больше никогда не встретятся, хотя возможность построить отношения была - это один из самых грустных моментов во всей книжной серии.
А в следующий раз поговорим о двух последних рассказах "Меча предназначения", ставших прологом к истории Цири.