Да, вам не показалось, я пока решил пропустить рассказы "Последнее желание" и "Глас рассудка". Почему? Потому что они были написаны позже "Меча предназначения", второй книги в серии. А поскольку я разбираю эволюцию мира и персонажей в хронологическом порядке написания рассказов, а не книг, то прибережем последнее желание на потом и возьмемся за меч. Вторая книга - это тоже серия рассказов, однако связь между ними более тесная, нежели в "Последнем желании". И сейчас мы обсудим первые два рассказа.
Предыдущая часть - здесь.
"Предел возможного" (1991). После "Меньшего зла" это - второй из моих любимых рассказов. В нем обыгрывается характерный для многих культур мотив драконоборчества: все мы знаем истории, в которых герой побеждает причиняющего бедствия дракона и получает награду. Но тут все оказывается "немного" по другому. Начнем с того, что собравшийся на дракона поход под началом короля Недамира, в котором приняли участие Геральт и его знакомый бард Лютик, получился ну очень разношерстным. Тут даже затесалась команда местных дварфов - краснолюдов-рубайл во главе с Ярпеном Зигрином - этакий привет "Хоббиту". И каждый из участников преследовал свои интересы и активно цапался с другими. Король Недамир (точнее, стоящий за ним советник Гилленстерн) хочет бескровным образом получить трон соседнего государства, рыцарь Эйк из Денесле - сделать себе рекламу прославиться, краснолюды-рубайлы - просто нажиться, друг всего живого (даже слишком уж друг) чародей Доррегарай - не дать никому убить этого дракона. И в таком разношерстном коллективе хорошо видно, как грамотно пан Анджей (вместе с переводчиком Евгением Вайсбротом) передает особенности речи персонажей. Лихая, простая, хамоватая и нарочито малограмотная речь Ярпена и его рубайл. Сухая, но грамотная и конкретная речь Геральта. Литературная, разукрашенная шутками и немного витиеватая речь Лютика. "Официозная" и немного напыщенная речь канцлера Гилленстерна. И благодаря этому мы реально ощущаем эти образы, их характер.
В рассказе в первую очередь бросается в глаза серьезное изменение образа ведьмаков и их места в описанном мире. Теперь они представлены как мутанты, специально выведенные живые машины для уничтожения чудовищ, лишенные эмоций и чувств (кроме Геральта, с которым либо схалтурили, либо сознательно эмоции не убирали). Еще и бесплодные. И Геральт своей участью явно тяготится. Прибавим к этому еще один мотив, который ранее не встречался - ведьмаки оказываются в этом мире не очень нужным пережитком прошлого, испытывают острую конкуренцию и потихонечку вымирают. А я напомню, в самом первом рассказе "Ведьмак", говорилось, что профессия ведьмака относительно новая и она еще не насчитывала и двадцати лет. Такой вот не очень ловкий реткон получился. В общем, оказалось, что люди порой и сами легко могут убивать различных чудовищ, без всяких Испытаний Травами, мутаций и прочего. Это могут делать рыцари, это могут делать наемники. Часто куда более наглые и беспринципные, чем Геральт, старающийся в каком-либо деле сначала разобраться, прежде чем действовать, а также не трогающий безвредных и разумных существ, как в случае с Нивелленом, Йожом и Дуду. Но конкуренцию иногда испытывают и сами наемники и рыцари: с чудовищами иногда могут справиться и простые крестьяне. Как сапожник Козоед, который без лишних телодвижений просто траванул дракона, отчего у рубайл Ярпена "бомбит"
и они горят желанием этого Козоеда тихонько прирезать. Ведь если каждый догадается убивать монстров, заманивая их в ловушки, то все эти наемники и рыцари просто пойдут на паперть. Странно, правда, что крестьяне, как народ изобретательный, и сами не догадались справляться с чудовищами своими силами.
А вообще, "подвиг" Козоеда основан на легенде о кошмарившем окрестности будущего Кракова Вавельском драконе, которого победили похожим образом.
Еще здесь впервые появляется чародейка Йеннифэр - один из основных персонажей и любовный интерес Геральта. Но далеко не единственный: уже в "Крае света" Лютик красноречиво ухмыляется в ответ на фразу из книжки, что "ведьмаки охочи до девок сверх меры". Ага, стерильность нисколечки не мешает Геральту быть бабником. Йеннифэр представлена как вспыльчивая, властная, циничная, но умная и рассудительная женщина. А в поход за драконом она собралась, чтобы заработать денег на операцию по лечению бесплодия. Как потом выяснится, занятия магией в этом мире вредны для здоровья, особенно по части деторождения, и Йеннифэр этим тоже тяготится. Однако, когда к ней начинает ластиться маленький дракончик, она отказывается от своих планов и защищает его. Да, у того дракона (точнее, драконши), на которого шла охота, был детеныш. Так что Йеннифэр - еще и глубоко в душе любящая дама, а сцену с дракончиком можно считать как этакое предзнаменование ее сюжетной линии в последующих книгах, в которой она станет приемной матерью для Цири.
А охранял драконшу с детенышем легендарный золотой дракон Виллентретенмерт - один из самых ярких и любимых мной персонажей в книжной серии. Он очень интересуется жизнью людей, пока другие драконы людей ненавидят. И он даже предпочитает облик человека - рыцаря по имени Борх Три Галки, хоть его сверхъестественная по меркам этого мира природа позволяет ему оборачиваться кем угодно.
По характеру Борх рассудителен, насмешлив, общителен, любознателен и добродушен. Но горе тому, кто посмеет угрожать ему или оскорбить его честь! Тот глупец поплатится головой от двух телохранительниц-зерриканок и его девушек по совместительству. Можно сказать, что Борх и вправду рыцарь в романтическом смысле - что среди людей, что среди драконов. Но если ему придется выбирать между людьми и своими сородичами, он, разумеется, выберет своих. Что он и доказал, обрушив лавину на поход Недамира.
Все это, казалось бы, переворачивает мотив драконоборчества с ног на уши: сброд непонятных личностей собирается убивать больную даму с ребенком, а благородный рыцарь-симпатяга в золотом Борх их защищает. Но есть нюанс, над которым иронизировал сам пан Анджей. Драконы в этом мире - далеко не безобидные создания. Они как минимум таскают у людей скот - источник пропитания крестьян, а значит, драконы - сельскохозяйственные вредители, и потому желание близлежащей голопольской милиции (ополчения) отделаться от него вполне себе объяснимо. Так что Козоед, который и отравил драконшу, выглядит, по мне, скорее потешным, нежели омерзительным.
Вообще у меня появляется вопрос: если Борх, как дракон-рыцарь, защищает своих сородичей, то почему он не смог убедить ту драконшу не таскать скот у людей, не злить их и не привлекать к себе внимание? Она его не послушалась? А может быть, как шутили в интернетах, она была беременной и с токсикоза очень хотела кушать и решила наведаться к человекам, типа: "от пары овец мне ничего не будет"?
Но все же, рассказ "Предел Возможного" получился достаточно захватывающим и интересным.
"Осколок Льда" (1992). В этом рассказе любви Геральта и Йеннифэр уделили больше внимания, но вот засада: они были втянуты в любовный треугольник. Третьим углом оказался чародей Истредд - давний близкий знакомый Йеннифэр, с которым она, как оказалось, не прочь возобновить отношения. Геральт и Истредд, естественно, ее ревнуют, вызывают друг друга на дуэль, Геральт втихаря ноет и страдает... Ну, а потом Йеннифэр их обоих бросила, не желая, чтобы мужики друг друга поубивали. Вот и весь сюжет. Не очень захватывающе после "Предела возможного", да?
Здесь наблюдается параллель со "Снежной королевой" в виде эльфийской легенды про Королеву Зимы, которая разъезжает в санях и бросается осколками льда. Кому осколок попадет в глаз или в сердце, тот пропал: кроме этой Королевы, его в жизни уже интересовать ничего не будет, станет ее искать, да и помрет от тоски. Геральт, правда, утверждает, что это - обличенный в красивую обертку Дикий Гон, известный также как Дикая Охота. Да-да, та самая.
Вообще, считается, что Йеннифэр в этой истории олицетворяет собой ту самую Королеву Зимы - желанную и столь же холодную и недоступную, играющую с мужчинами как с игрушками. Но сам Геральт, как мы уже знаем, и сам редкостный бабник, и в финале того же "Предела возможного" была коротенькая, но забавная сценка ревности уже Йеннифэр к Геральту:
"– Геральт, Вэя говорит, что долго будет помнить бадью «Под Задумчивым Драконом». Она рассчитывает на то, что мы еще когда-нибудь встретимся.
– Что-что? – спросила Йеннифэр, прищурившись.
– Ничего, – быстро ответил ведьмак..."
Так что параллель со Снежной королевой здесь не выходит. А смысл фразы "Правда - это осколок льда" ну очень уж размыт и может означать почти все, что угодно. Вот не люблю я всякую заумь, вот не люблю!
А вообще, в "Осколке льда" отдельные сцены превосходят по интересности сам рассказ в целом. Именно оттуда, например, пошла та самая сцена про чучело единорога в третьем "Ведьмаке", на котором занимались любовью Геральт и Йеннифэр.
Еще здесь я впервые обратил внимание на анахроничность мира "Ведьмака". По описанию этот мир похож больше всего на излет Высокого Средневековья: огнестрельного оружия еще не изобрели, но алхимия весьма развита, а банки начинают становиться влиятельной силой. В то же время упоминаются такие явно более современные термины, как "соматическая клеточная память" (до изобретения микроскопа и появления клеточной теории, ага), эльфы говорят "человекообразное", а еще оказывается, есть резервации, которые впервые появились в XVIII веке и в которые, судя по надписи на стене, угрожают отправить эльфов.
А еще здесь снова всплывает тема конкуренции. Во время встречи с Истреддом Геральт спрашивает, почему колдун использует в своем ремесле всякую дорогостоящую и мерзкого вида гадость, на что тот отвечает, что простые и доступные ингредиенты вроде крови хряка на самом деле тоже годятся, но если это всплывет наружу, то любой "голодранец" сможет экспериментировать с магией. И продолжу уже от себя: в таком случае Истредд и его коллеги по "опасному бизнесу" просто разорятся и не смогут наслаждаться сытой жизнью.
Кроме того, Истредд вместе с Йеннифэр высказали интересную теорию, что человек, строя города и тем самым изменяя окружающую среду, уничтожает одних монстров, но взамен расцвет переживают другие монстры, приспособленные к жизни в городских экосистемах, таких как канализации и свалки. Точно так же, как и реальные крысы, голуби, чайки...
Но все же "Осколок Льда" сам по себе далеко не самый лучший из рассказов, а в следующий раз поговорим про еще два рассказа: "Вечный огонь" и "Немного жертвенности".