Все мы периодически бываем на различных выставках. Что только не выставляют: кошек, предметы старины, цветы, редкие монеты, картины и т.д. Однажды мне даже довелось побывать на выставке РЖД на нашем вокзале Волгоград-1, где выставляли различный подвижной состав. Тогда мне впервые в жизни довелось побывать в кабине тепловоза. Я писал об этом несколько лет назад. Та публикация, кстати, набрала наибольшее количество просмотров и дочитываний, которое не побито до сих пор.
А однажды мне довелось побывать в выставочном поезде. Было это давно, в июне 2015 года. Не помню уже по какому случаю, но приезжал к нам в Волгоград этот выставочный поезд. Стоял он у нас недолго да и приехал среди недели, но я тогда работал недалеко от центрального вокзала, поэтому после работы махнул на выставку. Забегая вперёд, сразу предупреждаю, что фотографий будет много.
Что такое выставочный поезд? С виду ничего особенного, обычные пассажирские вагоны, которые каждый из нас видел много-много раз.
По фото видно, что поезд как поезд, мимо пройдёшь и не обратишь внимание. Правда на некоторых вагонах есть надписи, которые на вагонах увидишь нечасто. Впрочем, когда поезд проносится мимо нас, много ли мы успеваем рассмотреть? Что там и где написано или нарисовано - разве это разглядишь в движении? А вот когда поезд стоит перед тобой, то всё видно гораздо лучше.
Но самое интересное у этого поезда внутри. Ведь что такое выставочный поезд? Официальное его название - передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО "РЖД": специальный состав, где пассажирские вагоны переоборудованы под экспозиционные залы. Проще говоря - выставочная галерея на колёсах, три первых вагона - для нужд персонала - остальные - выставочные залы. Возле каждого вагона была табличка, где написано, что находится в данном вагоне. По вагонам мы ходили в составе экскурсионной группы с экскурсоводом (причём в каждом вагоне был собственный экскурсовод). Группа была небольшая и это правильно, т.к. места внутри не так уж много, большому количеству людей было бы тесно.
Свой путь мы начали вот в этом вагоне.
Здесь собралась вся наша группа.
Затем пришёл экскурсовод и началась экскурсия.
Я так понимаю, что выставки в этом поезде могут быть разные. Наверняка тематика меняется год от года, но в Волгограде в 2015 году было вот так.
Ни один музей в России не может обойтись без экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне. Это понятно, иначе просто не может быть, такова наша история. Тем более, что в 2015 году отмечалось 70 лет Победы, а какой вклад внесли в Победу железнодорожники - это даже словами не описать. Мягко говоря, он огромен.
Первое, что мы видим в вагоне, посвящённом Великой Отечественной - это макет вагона-теплушки.
Затем подходим к диораме "Мосты через Неву на дороге Победы. 1943 год". Тут речь шла о железной дороге, проложенной прямо по льду реки во время блокады Ленинграда. Эта железная дорога была одной из артерий, по которым в блокадный город привозили продовольствие, медикаменты, боеприпасы, вывозили больных и раненых. Эта дорога работала не смотря ни на что - её бомбили, обстреливали, а поезда всё равно шли в Ленинград, делая всё, чтобы город жил и сражался.
Макет очень интересный и подробный. К тому же, поезда на нём не неподвижные. Они движутся по рельсам, слышны звуки мчащегося паровоза, вой вражеских самолётов и грохот взрывов.
Под потолком вагона находятся портреты железнодорожников, которые внесли немалый вклад в работу железной дороги во время Великой Отечественной.
Тут же, в этом же вагоне, находятся макеты различных паровозов и вагонов тех лет, а также железнодорожной артиллерийской установки.
ТМ-3-12 (от транспортер морской типа 3 калибра 12 дюймов), 305-мм железнодорожное артиллерийское орудие образца 1938 года — сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария». Были выпущены 3 экземпляра, объединённые в 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион. В составе дивизиона принимали участие в Советско-финской войне, после которой были перебазированы на военно-морскую базу Ханко. С началом Великой Отечественной войны участвовали в обороне базы, где перед эвакуацией базы были подорваны. Подорванные установки достались в качестве трофеев Финской армии, которая произвела их восстановление с использованием однотипных орудий от линкора «Император Александр III». После заключения перемирия с Финляндией были возвращены в Советский Союз, где из них сформировали отдельную железнодорожную батарею № 294, которая находилась на боевом дежурстве в Балтийске. Состояли на вооружении до 1961 года, после чего были законсервированы и находились на хранении в форте Красная Горка. До наших дней сохранились все три экземпляра артиллерийской установки ТМ-3-12: один находится в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, второй — в музее железных дорог России в Санкт-Петербурге, третья — в том же форте «Красная Горка» недалеко от Санкт-Петербурга.
Здесь приведена схема железных дорог в годы Великой Отечественной.
Затем мы подошли к следующему макету - "Строительство железнодорожной переправы под огнём, 1944 год". Это тоже очень качественно сделанный макет, у которого стоять можно долго и разглядывать детали. Увы, время экскурсии не позволяет постоять подольше, поэтому остаётся лишь разглядывать фотографии.
Помимо макетов в этом вагоне были и другие экспонаты.
Переходим в следующий вагон. Переходили мы, кстати, не выходя на улицу.
Первое, что увидели - это макет кабинета начальника ЖД-станции XIX - начала ХХ века.
Чуть поодаль находятся макеты паровозов, а также макеты скоростных поездов "Сапсан" и "Allegro".
Конечно, можно рассказать поподробнее о каждом экспонате вагона (там на самом деле много всего и далеко не всё у меня есть на фото), но во-первых, рассказ экскурсовода был куда информативнее моего, а во-вторых, чтобы подробно рассказать о каждом поезде, придётся писать отдельную статью.
А между тем мы перешли в следующий вагон, экспозиция которого рассказывала о подвижном составе РЖД.
Здесь было множество макетов вагонов, тепловозов, электровозов и прочего. Очень интересная экспозиция. Думаю, что те из читателей, которые имеют отношение к РЖД, многое из этого видели не на макетах, а вживую, а может даже и управляли всей этой техникой. Мне воочию из представленной техники доводилось видеть хорошо если четвёртую часть.
В следующем вагоне были представлен ряд макетов.
Макет станции метро.
Макет стартовой площадки на космодроме "Восточный".
Макет боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) "Молодец". Это было настоящее чудо советского ракетного оружия. Запихнуть баллистическую ракету в габариты ЖД-вагона, такое смогли только советские инженеры. Говорят, что в США на разработку системы отслеживания таких поездов было потрачено денег больше, чем СССР потратил на их разработку и эксплуатацию. И так ни один и не смогли отследить. А как их отследишь? Внешне это обычный грузовой состав, вот только некоторые из вагонов являются пусковыми установками. И поди найди такой состав на бескрайних просторах Союза, передвигались-то они по обычным железным дорогам среди обычных пассажирских и грузовых поездов.
Макет угольного терминала в Усть-Луге.
Макет типовой двухпутной станции.
Внезапно выяснилось, что у Дзена есть ограничение на количество изображений в статьях. Не знаю, может новшество какое ввели или так и было (хотя вряд ли. У меня в порядке вещей вставлять в статью множество фотографий), но факт есть факт. Так что продолжение следует...
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь