Найти в Дзене
Get Productive

Претензии клиентов. Как анализировать и действовать

Претензии клиентов- часто тот процесс, который выстраивается из «жизненной необходимости» либо отсутствует совсем, если компания имеет небольшое количество претензий клиентов, в любом случае их удовлетворяет по «политическим» причинам.

Задачи, которые решает наша компания в проектах по уменьшению претензий, охватывают:

1. Создание регламента с правильным балансом решений для клиентов, где «политические» решения принимаются не по каждой претензии клиентов, где исключаются случаи потребительского экстремизма. Для решения этой задачи внедряются изменения в другие процессы, например, четкий опрос и регистрация требований клиента на этапе старта сотрудничества, документирование, анализ и регистрация всех изменений и согласований в ходе выполнения заказа ( не важно, поставки, производства, услуги), регистрация выполнения обязательств на каждом этапе, где выявлены риски оспаривания. Самые распространенные примеры из практики- дозировка алкогольных напитков через мерные емкости на глазах клиента, фотофиксация загрузки партии товара в машину. Аналогичные точки риски обрабатываются для каждого другого производства.

2. Внедрение детализированного и профессионального анализа причин претензий клиентов для неповторения их в будущем. Эта задача неизбежна связана с предыдущей, так как для того, чтобы найти риски, потенциальные аспекты, на что может пожаловаться клиент, необходимо иметь объективную статистику по происшедшим претензиям клиентов. И это не какая-то «модная практика», это обоснованная и подтвержденная годами практика, на которую, в том числе, ссылаются все стандарты на системы менеджмента качества.

Конечно, в области работы с причинами претензий также встречаются забавные ситуации, когда анализ вроде бы есть, но и его и нет. Например, случай 1.

Статистика по претензиям
Статистика по претензиям

Как думаете, зачем необходима «средняя температура по больнице», среднее количество рекламаций в месяц? На первый взгляд, хочется сказать, чтобы правильно рассчитать объем ресурсов, необходимых для обработки рекламаций по установленному регламенту (например, для определенных продуктов требуется обязательный выезд по рекламации на место). Однако, и в этом случае такая средняя цифра будет только отчасти полезной, в феврале может поступить 2 претензии клиентов, а марте 74, средняя цифра будет 38 претензий.

Или еще пример:

Количественный. анализ преттензий клиентов
Количественный. анализ преттензий клиентов

Часто такие таблицы ответственные за анализ претензий потребителей демонстрируют как положительный пример, что нет ухудшения в динамике. Демонстрируются одинаковые цифры принятых, отклоненных претензий за 2022 и 2023 год. Однако, по факту означает, что, возможно:

- не предприняты действия по анализу и устранению причин претензий клиентов, поэтому количество жалоб на том же уровне, а также

- не предприняты действия по анализу причин подачи необоснованных рекламаций. 36% отклоненных претензий клиентов означает , что 36% времени ответственные за анализ и обработку рекламаций тратят впустую. Всегда стоит рассматривать возможности лучшего описания продукта, размещения дополнительной информации для клиентов, обучения клиентов пользованию продуктом и пр. Эти мероприятия помогут снизить подачу необоснованных претензий.

- еще один момент- проведение анализа по производственным подразделениям, к деятельности которых отнесена претензия.

Претензии. по подразделениям
Претензии. по подразделениям

То, что подразделение 4 имеет меньше всего соотнесенных претензий, не говорит о том, что это супер-позитивный результат. Возможно, как раз в процессах данного подразделения меньше всего шансов ошибиться.

В качестве итогов рекомендуем следующий план проекта по улучшению работы с претензиями клиентами (аналогичный реализуем в наших проекта):

- сбор и детализированный анализ информации по претензиям клиентов;
- внесение изменений в процессы с целью сбора доказательной базы и исключения причин появления претензий;

- разработка/уточнение регламента по работе с претензиями.

ОРЕКС

Услуги для бизнеса

-