Найти в Дзене

Наши знаменитые земляки: Без страха и упрека

Юрий Соломин - советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, театральный педагог и государственный деятель. С 1988-го и до конца жизни (1924) - художественный руководитель Государственного академического Малого театра России. Министр культуры РСФСР (1990–1991). И наш знаменитый земляк, появившийся на свет в семье музыкантов в далеком 1935-м в городе Чите.

Кадр из фильма "Адъютант его превосходительства"
Кадр из фильма "Адъютант его превосходительства"

В кино Юрий Соломин дебютировал в 1959-м в фильме режиссёра Исидора Анненского «Бессонная ночь», где он сыграл главную роль. Но всенародную известность в 1969-м ему принесла роль Павла Кольцова в телевизионном фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства».

В качестве режиссёра Соломин снял телефильмы «Скандальное происшествие в Брикмилле» (1981), «Берег его жизни» (1985), «В начале было Слово» (1992) и фильм-спектакль «Таинственный ящик» по пьесе Петра Каратыгина.

Известно, что в честь нашего великого земляка - актера Юрия Соломина назван астероид №10054.

-2

В фильме «Адъютант его превосходительства» актер безупречно сыграл аристократичного офицера, а до этого в театре блистал в роли сапожника Пэпино в комедии Мдивани «Украли консула!». Он же был первым, кто сыграл в нашей стране последнего русского царя Николая II. Он же в стенах Малого театра принимал английскую королеву Елизавету II. И сумел ее удивить своим подарком. Это о его Хлестакове среди московских театралов ходили легенды. Именно после этой роли старожилы Малого приняли молодого артиста в свой круг. А он придумал, как играть Хлестакова, пока ехал в автобусе, зажатый толпой, с авоськой в руке. Добираться из театра до дома ему приходилось два с лишним часа.

Он не почивал на лаврах и после прославившего его «Адъютанта...». Никогда не отрывался от народа, от молодежи - преподавал в «Щепке», со временем возглавил любимый Малый театр на долгие 35 лет.

При колоссальных нагрузках его не раз выручали гены, дальневосточная закалка. О своей малой родине в Забайкальском крае Юрий Соломин вспоминал часто.

-3

Будущий народный артист СССР родился в Чите в 1935-м. Здесь у школьника Соломина возникло желание стать артистом. А его любимым театром, хоть он там еще ни разу и не был, как и в Москве, уже тогда стал Малый. И это благодаря увиденному в городском кинотеатре фильму «Малый театр и его мастера». В 1953-м юный Юрий отправился в Москву, чтобы поступить в Щепкинское училище. Никакое другое он не рассматривал, ведь уже тогда решил - хочет служить в Малом театре, рядом с теми артистами, которые потрясли его юношеское воображение.

Позже Юрий Мефодьевич вспоминал: «Поступать в Москву из родной Читы я поехал вместе с папой. Прошел два отборочных тура, готовился к третьему. Но случилась неприятность - у папы на вокзале украли деньги и документы. Жить в Москве было не на что. Нужно было уезжать домой. Папа предложил пойти прямо к художественному руководителю курса – Вере Пашенной. Я попал к ней на прием и объяснил, что либо она берет меня сейчас на курс без третьего тура, либо я уезжаю домой. Она улыбнулась и сказала: "Ну, оставайся!“».

Она и стала наставницей Соломина в Театральном училище им. Щепки. Легендарная Вера Пашенная, чье имя знала вся страна, знала по имени-отчеству всех 700 актеров и сотрудников Малого театра, в котором служила с 1907-го. Юрий Соломин, который был очевидцем феноменальной памяти Пашенной, вспоминал: «На вопрос, как ей это удается, отвечала: «Со мной каждый в театре при встрече здоровается. А я в ответ что, буду отвечать: „Здравствуй, душечка?“»

В 1957-м, прямо со студенческой скамьи, Юрия Соломина приняли в труппу Малого, которому он ни разу не изменил: прослужил здесь 66 лет, из которых 35 возглавлял старейший русский театр. Первой серьезной работой стала роль сапожника Пэпино в комедии Мдивани «Украли консула!». Потом был Хлестаков в гоголевском «Ревизоре». А вскоре актер перевоплотился в Кисельникова в «Пучине» Островского, где за один вечер проживал жизнь своего персонажа от юности - до старческого безумия. Особое место в творчестве артиста занимает роль царя Фёдора в знаменитом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» по трагедии Алексея Толстого. Первым исполнителем был Иннокентий Смоктуновский. На спектакль было невозможно достать билеты. Но вскоре Смоктуновский, не сказав ни слова, ушел во МХАТ к Олегу Ефремову, и его роль отдали Юрию Соломину. Актеру пришлось вживаться в сложнейшую роль за 10 дней и в обстановке, когда режиссер, ставивший этот спектакль для Смоктуновского, не хотел там видеть молодого Соломина.

В день спектакля в кассе толпились люди. Они не спрашивали билет - они пришли сдать дефицитные билеты, ведь уже было известно, что Смоктуновский из театра ушел. И лишь когда вышел администратор и объявил, что главную роль в спектакле исполнит «Адъютант его превосходительства», толпа схлынула. И ни один билет не был сдан.

Юрий Соломин играл царя Феодора Иоанновича почти 30 лет. А в 1990-м в Малом поставили пьесу С.Кузнецова «И аз воздам...», рассказывающую о последних днях жизни Николая II и его семьи. За эту тему, бывшую до того запретной, российский театр брался впервые - она открывала неизвестные для многих страницы истории. И первым, кто сыграл в нашей стране Николая II, был Юрий Соломин.

А спустя несколько лет, в 1994-м, Соломин, уже будучи руководителем Малого театра, с удивлением узнал, что английская королева Елизавета II, которую ждали с визитом в Россию, изъявила желание провести встречу с дипломатическим корпусом в стенах Малого театра. Позже Соломин вспоминал, как они всем коллективом ломали голову, что подарить монаршей особе?! В итоге решили преподнести ей палехскую шкатулку с изображением Малого театра. Соломин сам вручил подарок и отметил, что Елизавета II посмотрела на него с удивлением. Это его беспокоило, что же они не так сделали?! Все встало на свои места, когда один из сопровождающих королев, удивленно спросил: «Откуда вы знаете, что королева коллекционирует шкатулки?» А вскоре Соломину пришла посылка из Англии с фотографией Елизаветы в день коронации и ее личным автографом. Мэтр повесил ее в театре в кабинете... И продолжил удивлять зрителей.

Из всех театральных жанров у Соломина оставался не сыгранным лишь водевиль. И мэтр блестяще сыграл в нем в начале двухтысячных, исполнив роль смешного и трогательного актера-неудачника Сен-Феликса в водевиле «Таинственный ящик».

-4

Юрий Соломин всегда был предан театру, даже когда начались активные съемки в кино, не позволял театру уйти в его жизни на второй план. Колоссального напряжения сил требовало совмещение работы на съемочной площадке и игра в репертуарном театре. Соломин воспоминал, что за сутки на самолете мог побывать в трех городах, потому что ему предстояло "объять необъятное". Но однажды, идя в Ленинграде с киностудии на Московский вокзал, он с ужасом осознал, что не может вспомнить, куда же сейчас должен отправиться на поезде. Пришлось достать билет, чтобы освежить память. Тогда актер даже испугался, хотя оборотов не сбавил. Не случайно наряду с его многочисленными театральными работами в его творческой и актерской копилке более 60 ролей в кино.

Съемки в кино приходилось сочетать с плотным театральным графиком. И лишь для единственного фильма тогдашний режиссер Малого Театра Михаил Царев дал Соломину официальный отпуск почти на полгода. «Езжай, это же Куросава», - сказал он артисту, когда он узнал, что прославленный японский мастер из сотен актеров выбрал на главную роль Юрия Соломина.

Кадр из фильма "Дерсу Узала"
Кадр из фильма "Дерсу Узала"

Известно, что в итоге картина японского режиссера Акиры Куросавы «Дерсу Узала», главную роль в которой - путешественника Владимира Арсеньева – сыграл Юрий Соломин, в 1976-м получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». К слову, у самого Куросавы отношения с Голливудом были непростые: приглашенный работать туда, Куросава расторг контракт с продюсерами по идейным соображениям, заплатив огромную неустойку.

- Когда Акира Куросава приехал в СССР для съемок «Дер­су Узала», «Мосфильм» представил ему шесть популярных советских артистов для выбора на главную роль, - вспоминал Юрий Соломин. - Я был шестым в списке. Куросава попросил продемонстрировать лучшие киноработы кандидатов. Потом мне рассказали, что ему показали две серии «Адъютанта его превосходительства», после чего он решил посмотреть сериал целиком. И утвердил меня на роль без всяких худсоветов.

А вот артиста на роль охотника Дерсу Узала искали долго, пока на пробы не позвали актера Максима Мунзука из Тувы. Помню, как он впервые заглянул к нам со словами: «Здратути!» И мы все покатились от хохота. Потом мы с ним очень подружились.

Юрий Мефодьевич был человеком с активной гражданской позицией. Артисты Малого театра одними из первых отправились с гастролями в освобожденные в ходе СВО районы. Кроме того, театр стал участ­ником проекта «Открытый занавес», когда средства от продажи билетов на спектакли шли на помощь беженцам из ЛНР и ДНР.

У актера Юрия Мефодьевича Соломина был надежный тыл. С женой Ольгой они с любви и согласии прожили более 60-и лет.

-6

Актерской стезе посвятил свою жизнь младший брат - Виталий Соломин, о котором я совсем недавно рассказала подписчикам канала.

Юрий и Виталий Соломины
Юрий и Виталий Соломины
Народный артист СССР, художественный руководитель  академического Малого театра России
Народный артист СССР, художественный руководитель академического Малого театра России

Став артистом, наставником, организатором, Юрий Соломин многое успел, оставив в наследие немало выдающихся ролей, добрых дел и начинаний во славу русского театра и кино, которым он был бесконечно предан до последнего вздоха.

Спасибо, что дочитали!

Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, фото и факты найдены на просторах интернета

Прочитав статью, поставьте, пожалуйста, лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно! Просьба в комментариях соблюдать корректность к автору и по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают. Подписка на канал приветствуется. Спасибо!