Режиссер Люк Бессон провел презентацию своей новой картины в жанре готической драмы под названием "Дракула: История любви".
Версия Люка вдохновлена не только старым романом Брэма Стокера под названием "Дракула" (1897), но и фильмом на эту тему от Фрэнсиса Форда Копполы, вышедшем в 1992-м году, который режиссер называет одним из любимых.
Проходит еще 30 лет, и вампиры снова оказываются в моде. Актер и продюсер Майкл Б. Джордан называет успехом запуск своей киносерии "Грешники", студия Universal озолотилась прошлой зимой на картине "Носферату" с Лили-Роуз Депп.
Неподалеку от грядущей премьеры свой амбициозный релиз в готическом стиле под названием "Франкенштейн" готовит и режиссер Гильермо дель Торо для Netflix, у которого, как и в новом "Дракуле", снялся Кристоф Вальц из киносерии "Джеймс Бонд".
В Европе кинематографисты тоже чувствуют возвращение старой моды, и долгие месяцы Люк еще задолго до премьеры "Носферату" провел в окрестностях Парижа и в провинциях Франции, снимая свою готическую сказку с приставкой "История любви", т.к. именно романтические мотивы из книги Брэма Стокера привлекли режиссера.
Выбрав летнюю дату премьеры, Люк Бессон надеется, что к тому времени публика уже насмотрится таких блокбастеров, как "Мир Юрского периода: Возрождение", "Супермен" DC и "Фантастическая четверка: Первые шаги" Marvel.
По сюжету, в XIV веке турецкая армия вторгается в Европу и быстро пробивается к Вене. Местные правители обращаются за помощью к принцу Валлахии, князю Владимиру, у которого есть свое войско, чтобы остановить нашествие. Ему предрекают благословение божественных сил за эту помощь, и Владимиру удается разбить интервентов.
Однако от стрелы турецкого лазутчика погибает его любимая жена - Элизабет, которая была для него всем миром. Разочаровавшись в жизни, он совершает в порыве гнева сразу несколько грехов, за что навлекает на себя проклятье, обращающее его практически в бессмертного вампира. Дракула ночует в деревянном ящике, а погибнуть может только от удара серебряным гвоздем в сердце при условии, что голова тут же расстанется с телом.
Так и живет несчастный вампир сквозь столетия, навещая XV-XVIII века, где Люк Бессон проявил свое мастерство работы с историческим контекстом. Постановщик "Леона" и "Пятого элемента" демонстрирует королевские балы и другие отличительные черты разных эпох в коротких флэшбеках, показывая своего главного актера - американского артиста и певца Калеба Лэндри Джонса в разных проявлениях.
С Калебом Бессон недавно работал на драме "Догмэн" и был полностью покорен его талантом. Режиссер отмечает:
"Он очень способный. В нашем фильме Калеб сыграл аж 21 Дракулу - настолько разные при том, что лицо актера не меняется.
Калеб варьировал голос, делая его более глубоким с каждым новым веком. Ему приходилось делать дыхательную гимнастику перед некоторыми дублями, чтобы отражать древний возраст Дракулы.
Мне было невероятно интересно снимать с ним масштабные боевые сцены во флэшбеке битвы армий Турции и Валлахии, где я вспомнил, как много лет назад делал "Историю Жанны Д'Арк" с Миллой Йовович в доспехах того же времени.
Опыт работы с батальными сценами мне очень пригодился".
Добравшись до XIX века, герой Дракулы попадает в викторианский Лондон, где встречает молодую красавицу Мину, как две капли воды похожую на его прежнюю супругу Элизабет, словно Мина - ее реинкарнация.
За Миной охотятся злодеи, но Дракула не может допустить снова потерять ту, в ком он узнал воплощение своей жены. Для вампира ситуацию осложняет наличие в Лондоне филиала древнего ордена охотников на вампиров. Его наиболее яркий представитель в том времени - человек по прозвищу Священник (Кристоф Вальц). При этом имени Ван Хельсинг сценарий старательно избегает.
Орден охотников каждый новый век ищет вампиров для уничтожения, но сам Священник еще никогда вампиров живьем не встречал, хотя теперь их встреча с Дракулой неотвратима. В персонаже Вальца сочетаются черты Шерлока Холмса, детектива, чиновника и католического монаха - таким его образ задумал Люк Бессон.
Задачей Священника становится уничтожение Дракулы, а тот стремится спасти Мину и убедить ее в том, что она - возрождение его супруги, и им надлежит быть вместе целую вечность.
Главные женские роли в фильме исполнили молодая актриса Зои Блю, сыгравшая экспрессивную Элизабет и тихую Мину в разных столетиях, а также Матильда де Анджелис, ставшая колоритной прислужницей Дракулы. Зои - американка, модель, стилист и актриса - новая муза Люка Бессона, а также дочь Розанны Аркетт, которая предпочла строить карьеру в кино без связи с фамилией известной матери.
Новая картина Люка Бессона насыщена экшен-сценами. Если в XIV-XV веках имеются короткие, но масштабные батальные сцены в снегах одной из провинций настоящей Финляндии, а в последующих столетиях - танцы и балы, снятые во французской королевской резиденции Пале-Рояль, то в XIX веке у Бессона будут дуэли на саблях, шпионы, интриги и атмосфера из историй про Шерлока Холмса, но только с поправкой на вампиров и мистику.
У Дракулы также есть собственный замок. Хотя часть сцен снимали в Румынии и Чехии, все же основные локации Люк Бессон выстроил в окрестностях Парижа, включая румынский собор. Для его декоративной копии Люк попросил художников скопировать картины из оригинального здания в Румынии. В нем он снимать не мог, т.к., по сюжету, князь Владимир творит там неподобающие вещи от горечи потери возлбленной.
Другой причиной нежелания много снимать в Румынии стали гораздо более привлекательные субсидии за работу на родине от местного министерства культуры. Проект получился недешевым: льготы, гранты, спонсоры были необходимы продюсерам на любых условиях.
Оператор Колин Уондерсмэн и художник-постановщик картины получили задание от Люка пройтись по всем музеям Парижа. Они смотрели картины немецких и голландских живописцев прошлых веков для изучения работы со светом в ту эпоху. Освещение старинных сцен в фильме не то, чтобы копирует технику мастеров того времени, но явно ими вдохновлено.
Люк отмечает:
"Дракула" Брэма Стокера - величайшая история любви всех времен, поэтому наша картина так и называется - "Дракула: История любви". Этот древний вампир живет 400 лет в надежде вновь обрести любовь, он хранит верность своей жене Элизабет, ждет встречи с ней.
Я не снимал детский фильм или семейную сказку. У нас есть жестокие сцены, провокационные сцены, которые взрослые не захотели бы показывать детям, я не искал конкретного возрастного рейтинга для проката, а хотел отразить эту историю любви и верности друг другу двух героев сквозь столетия".
О персонаже Кристофа Вальца он рассказывает:
"Работать с Кристофом невероятно увлекательно. Одна из сильнейших сцен в картине - первая встреча Дракулы и Священника, где они просто говорят, общаются. Я редко вижу такую силу актерской энергетики, как у наших артистов случилась в этом эпизоде".
Выбор исполнителя роли Дракулы также был режиссеру очевиден:
"Когда я задумал "Дракулу" несколько лет назад, то я сразу позвонил Калебу. Я спросил его, не вышел ли он на актерскую пенсию, готов ли снова сниматься, и он ответил, что готов всегда, поэтому искать главного актера мне не пришлось".
Визуальный стиль картины Люк Бессон пояснил так:
"Нашей культурной "пищей" было искусство прошлых веков. Мы впитывали в себя картины, скульптуры старой Европы, для чего все вместе гуляли по парижским музеям.
Кажется, не осталось ни одного на эту тему, где мы бы ни побывали".
Для Люка Бессона картина "Дракула: История любви" оказалась весьма дорогим проектом. Десятки миллионов евро его студия, EuropaCorp, потратила на декорации, костюмы прошлых эпох, мечи и боевые доспехи, что не удалось найти в аренде в мастерских рекизита.
При этом режиссер не забыл, как уже однажды ввязывался в дорогую авантюру "Валериан и город тысячи планет", которая при огромном бюджете рекордсменом проката не стала. На нем режиссер потерял сотни миллионов долларов, хотя далеко не все они были личными средствами, а часть - грантами.
Авторам для реквизита понадобились не только латы рыцарей Восточной Европы XV века и кони, но и униформа турецких янычар, пехотинцев, кавалерии, а затем все это предстояло вывезти для съемок в Финляндию, т.к., по сюжету, битва развернулась зимой в бескрайних снегах Валлахии на фоне лесов.
Понятное дело, что такой вояж сократил масштаб сцены с тысяч до сотен солдат и потребовал подключить CG-графику, аналогичную той, что клонировала античные корабли в сцене штурма побережья греками в картине "Троя".
Вдохновение Люк получал необычных местах:
"В моем плейлисте есть много песен Билли Айлиш, особенно, ее последний альбом. Я их слушаю без остановки. Они прекрасные.
Хотя для этого фильма ее песни бы не подошли, да и я боялся сам ей позвонить, чтобы предложить что-то записать для картины как робкий фанат, но вот именно настроение, которое создает ее музыка, влияло на меня в творческом процессе".
Режиссер намеренно держался в стороне от обилия сказочных явлений. К примеру, в его картине никто не летает в плаще, как он сам шутит:
"Это - не совсем Фэнтези, но на грани Фэнтези и готической драмы. Дракула не заключает пакт с Дьяволом. Он отказывается от веры и в наказание получает проклятие бессмертия, когда вынужден страдать вечность.
400 лет спустя это уже становится настоящей карой. Он хочет уйти из этого мира, но, вдруг, встречает Мину, и его планы поменяются".
Не все моменты книги Люк Бессон решил отразить в своем новом фильме:
"В книге Дракула может ходить по стенам, превращаться в летучую мышь или зеленый туман. Мы этого не использовали. Уж слишком фантастично. В центре нашего внимания - его эмоции, его история любви".
Создание доспехов было отдельной задачей процесса:
"На "Истории Жанны Д'Арк" у нас работал кузнец. Он помогал выковать и подогнать 200 комплектов доспехов для всех наших актеров. Сам он - из Англии.
30 лет ему было тогда. Тогда он был совсем молодым, а теперь уже - умудренный годами ветеран. Сейчас ему 55, он поседел, но откликнулся на мое приглашение и делал доспехи для Влада и других актеров во флэшбеках в XIV-XV веках сюжета.
Он делает аутентичный доспех, но мы добавили какие-то сказочные элементы. К примеру, "Дракула" по-румынски означает "Дракон". Его шлем сделали в фильме в форме головы дракона. Тогда его прозвали "Драконом Карпатских гор", считая, что он может извергать пламя из шлема. И эти поверья мы использовали в дизайне костюмов".
Параллельно Калеб Лэндри Джонс тренировал свой голос и акцент. Люк поясняет:
"Мы наняли ему румынского лингвинста и тренера по актерскому мастерству. Задача была в том, чтобы голос одного человека в части сюжета в XIV и XIX веках сильно различались.
Добавляли акцента, глубины тембра. У древнего Дракулы голос очень низкий. 20 секунд ему нужно было на упражнения, прежде чем он начинал говорить.
К концу съемок Калеб полностью научился выдавать настоящий румынский акцент, хотя он - сам американец. Актер даже продолжал с ним говорить в обычной жизни, опасаясь потерять находку до того, как мы сделаем переозвучку в студии".
Подготовка к съемкам проходила на большом расстоянии от их места:
"Мы все выехали на базу отдыха. Я, Калеб и Зои Блю, игравшая принцессу. Там мы устраивали читки сценария, репетиции, придумывали новые идеи.
Я всегда открыт к актерским предложениям, их импровизации. Они активно дополняли своих героев новыми идеями, но мое правило - это нужно делать до начала съемок".
Образ Дракулы в высоком цилиндре, с длинными волосами чем-то напоминает "Графа Монте-Кристо", но только не из недавней экранизации, а из литературного первоисточника.
Люк Бессон задействовал сотни актеров массовки, и, пожалуй, самый интригующий сегмент его фильма - это именно путешествие Дракулы сквозь время, показывая, как он скучает по Элизабет и страдает от бессмертия в XV-XIX веках, прежде чем начинается развитие сюжета.
Основным вызовом для себя Люк Бессон считал балансировку техники съемок и желания рассказать зрителям красивую историю:
"Это всегда сложно. Часто забываешь о сюжете, увлекаясь техническими вопросами. Я приведу пример: однажды мы снимали сцену, как герой бежит и заходит в дом, но между этими моментами было 3 месяца перерыва.
Заходя в дом, бегущий должен тяжело дышать, потому что устал. Когда мы вернулись к съемкам, и он говорил: "Здравствуйте!", то делал это с обычным, не учащенным дыханием. Получился обидный киноляп. Все на площадке забыли, что до этого момента он только что в фильме бежал. Логика действий была нарушена, пришлось переснимать".
По словам Люка Бессона, в фильме есть 21 вариация Дракулы - одна основная и еще 20 версий в разных эпохах между XIV и XIX веками:
"Калеб у нас сыграл 20+1 персонажа на протяжении 400 лет. Это - та еще актерская задача. Он иногда и сам забывал, каким Дракулой надо быть, спрашивая у меня подсказок. Я ему, конечно, помогал, потому что ориентироваться в таком массиве перемещений во времени непросто.
Мой монтаж картины занял несколько месяцев, но я над ним работал, в основном, по выходным. Сюжет прыгает по времени, между веками довольно быстро. Нужно было обеспечить хороший свет, качество картинки, правильную прогрессию.
По ночам между выходными монтажеры присылали мне правки, мы вносили изменения. В конце концов, мы нашли пару сцен, сделанных неудовлетворительно, после чего собрали актеров и пересняли эти эпизоды заново. Это случилось ровно для двух важных сцен на данном проекте - не больше".
Большое внимание "История любви" уделяет гриму, т.к. без литров кинематографического "кетчупа" никак не получится сделать картину про вампиров.
Саундтрек картины записывал опытный американский композитор Дэнни Элфман, на счету которого музыка к сериям "Люди в черном", "50 оттенков серого", фильму "Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия" и даже к первой части цикла "Миссия невыполнима".
Премьера фильма "Дракула: История любви" состоится в кинотеатрах 30.07.2025.
Текст: GS News.
Наш канал в Telegram:
Если Вам понравился материал, поддержите нашу работу донатом:
Или переводом -
Карта ВТБ:
2200240251700544