История проектной самоходной артиллерийской установки 212 (212А) на базе шасси тяжелого танка КВ
Технический прогресс является постоянным спутником крупных военных конфликтах. В попытке истребить себе подобных человечество придумывает новые виды оружия и военной техники, которые потом часто тянут за собой и иную составляющую. Кроме того, во время боевых действий, особенно затяжных, появляются новые образцы вооружения, которые вряд ли бы создали, не имея военный опыт. В полной месте это касается и бронетанковой техники. Достаточно просто вспомнить, что танки - это результат обобщения боевого опыта начального этапа Первой мировой войны. Следующая большая война их "прокачала" больше, чем за 20 предшествовавших ей мирных лет.
Вступление Советского Союза во Вторую мировую войну случилось спустя более чем полтора года после ее начала. Что, естественно, помогло лучше подготовиться к войне. Впрочем, Красная Армия успела сходить в Освободительный поход, а еще была советско-финляндская война. Которая, в том числе, наглядно показала, что необходимо иметь специальную, самоходную артиллерию. Включая "Истребители ДОТ-ов". Таковым стал проект САУ "212" (также указывался как 212А), созданный во второй половине 1940 года. По ряду причин данную САУ так и не построили, но она стала первым (исключая КВ-2, который формально танк) самоходным орудием на базе тяжелого танка КВ. Запуск работ по ней состоялся 85 лет назад, в середине июня 1940 года.
Работы по новому классу боевых машин начался в январе 1940 года. Взять с ходу Линию Маннергейма не удалось, по этой причине началась подготовка к новому наступлению. 7 января 1940 года был сформирован Северо-Западный фронт под командованием командарма 1-го ранга С.К. Тимошенко. Военный совет фронта стал прорабатывать различные идеи, связанные со средствами, необходимыми для преодоления эшелонированной линии обороны. Главной опасностью считались ДОТ-ы, прозванные самими финнами как "миллионники". Прозвище это появилась в связи с их стоимостью, но вложения оправдались.
Концепция "Истребителя ДОТ-ов" сформировалась довольно быстро. Для поражения 2-метровых стен "Миллионника" оптимальным выбором являлась 152-мм пушка большой мощности БР-2. Поскольку орудие имело большую массу и габариты, требовалось крупное шасси. Предполагалось что огонь будет вестись прямой наводкой, поэтому требовалась противоснарядная броня. Так что "Истребитель ДОТ-ов" получался большой, хорошо защищенной и довольно тихоходной боевой машиной с внушительным орудием. Надо сказать, что СССР тут оказался не первопроходцем. В 1938-39 годах похожие боевые машины стали проектировать немцы. Правда, им для разработки таких САУ понадобилось пара лет, пока проектировали, линии обороны взяли без них (часть вообще без боя, Линию Бенеша, например).
В этом смысле советские инженеры оказались куда более оперативными. Правда, поставленная Военным советом Северо-Западного фронта задача оказалась крайне непростой. Единственным подходящим оказалось устаревшее шасси САУ СУ-14, работа по которой прекратилась за пару лет до того. В срочном порядке два шасси переделали в "Истребители ДОТ-ов", но на войну они не успели. Та же судьба ждала опытный образец Т-100Y, получивший вооружение в виде 130-мм орудия Б-13. Зато успели построить и применить 4 образца танка КВ с "большой башней". Они, правда, имели ограниченные возможности, зато первый из них оказался на фронте к 20-м числам февраля 1940 года, постепенно туда подтянулись и другие штурмовые танки.
В мае 1940 года КВ с "большой башней" было решено принять на вооружение, позже он получил обозначение КВ-2. Между тем, у него хватало недостатков. Характеристики борьбы с бетонными сооружениями у 152-мм гаубицы М-10 и так были не такими уж и выдающимися. Бронепробитие в 90 мм на дистанции в километр – это совсем не то, чем можно эффективно бороться с ДОТ-ами, имевшими стенки толщиной 2 метра. Таким образом, задание Военного совета Северо-Западного фронта оставалось актуальным. Что видно в предложениях по уточнению системы танкового вооружения, датированных июнем 1940 года. Третьим пунктом данных предложений шла "самоходная бронированная тяжелая артиллерия с задачей разрушения ДОТ-ов".
На тот момент базой для такой САУ предполагался тяжелый танк СМК-1, как имеющий подходящие габариты. Вооружение предполагалось в виде пушек калибра 122, 130, 152 и 180 мм, впрочем, как основная указывалась 152-мм пушка обр.1935 г, она же БР-2. Также предлагалось в качестве временной меры немедленно запустить в серию Т-100Y, проработав вопрос установки на туже базу 152-мм пушки БР-2. В реальности ни по СМК, ни по Т-100 уже никаких работ провести не успели – от этих машин отказались уже в июле 1940 года. Впрочем, свято место пусто не бывает. Уже вскоре появилось альтернативное решение проблемы.
17 июня 1940 года вышло постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) №1288-495сс, согласно которому Кировский завод к 1 декабря 1940 года изготовлял 4 образца модернизированных танков КВ. 2 машины оснащались броней толщиной 100 мм, два имели толщину брони 90 мм, также различалось вооружение. Пятой машиной выступал "опытный образец самоходной установки с вооружением 152 мм пушкой БР-2.". В качестве даты изготовления указывалось 1 декабря 1940 года. Таким образом, уже в середине июня 1940 года база СМК-1 уходила в небытие, а основой для "истребителя ДОТ-ов" становился КВ.
Шасси, впрочем, оказалось совсем не таким простым, как может показаться. В чисто виде ни КВ-1, ни даже Т-220, один из упомянутых опытных КВ, не годились. Логика подсказывала, что требуется компоновка по типу СУ-14-Бр-2, то есть боевое отделение в кормовой части. Так вот, похожее шасси у СКБ-2 Кировского Завода имелось. 29 мая 1940 года состоялся показ макетной комиссии тяжелого тягача "212", который также проходил как С.Т. (специальный тягач). К тому момент это была уже многоцелевая машина, которую макетная комиссия забраковала. Требовалось тягач переделать, причем так, что текущая его компоновка выкидывалась в корзину. Дело в том, что трансмиссия "212" размещалась справа от механика-водителя, а новое ТЗ требовало ставить впереди установку курсового пулемета. Но так получилось, что компоновочная схема тягача-неудачника отлично подходила для новой САУ.
Именно поэтому вскоре индекс "212" перекочевал на новый проект. Поначалу он даже проходил как "212А", но позже букву А убрали. Никого же не смущает, что индексы КВ-3 и КВ-4 носило по два разных проекта, имевших мало общего друг с другом? Вот и "212" - это две разные боевые машины с одним индексом и схожей компоновкой. Общее руководство по теме САУ "212" возглавил Ж.Я. Котин, в качестве старшего инженера машины выступал Ц.Н. Гольбурт, до того возглавлявший работы по тягачу с тем же обозначением. На работы по теме "212" выделялось 2 миллиона рублей. Согласно разработанному Кировским заводом бюджету, 100 тысяч шло на разработку технического проекта, 25 тысяч на изготовление макета, 300 тысяч на чертежи, 75 тысяч на доработку чертежей, 1 миллион 100 тысяч на изготовление опытного образца, 100 тысяч на испытания и 300 тысяч на ремонт. Кроме того, в эту сумму не включалась стоимость вооружения.
Помимо СКБ-2 Кировского завода, которое занималось шасси САУ, в ее разработке принимало участие СКБ-4, на которое приходились работы по артиллерийской части. Фактические работы по новой САУ начались в августе 1940 года, после получения тактико-технических требовани. Дело в том, что они шли в кильватере более важной задачи - создания тяжелых танков с более мощным вооружением и броней. Прежде всего это касалось Т-220, выступавшего базой для "212А". К октябрю 1940 года облик танка стал принимать окончательные очертания, тогда же СКБ-2 стало прорабатывать рабочие чертежи по САУ. По вполне понятным причинам "212А" напоминала СУ-14-Бр-2, но уже на удлиненном шасси с использованием агрегатов КВ.
Несмотря на то, что "212", исходя из технического задания, получалась довольно крупной, на фоне предшественников, особенно СУ-14-Бр-2, она выглядела заметно меньше. Ощущение громоздкости придавала большая рубка в кормовой части, хотя в реальности САУ была менее чем на полметра длиннее и чуть выше Т-220. При кормовом размещении боевого отделения и таком большом орудии, как БР-2, сделать рубку меньше коллективу СКБ-4 было невозможно. В качестве мотора предполагалось использовать тот же 850-сильный двигатель В-2СН, что и на Т-220. Представлял он собой мотор В-2 установкой механического нагнетателя от авиационного двигателя АМ-38.
Надо сказать, что по ходу разработки САУ стали возникать трения между СКБ-2 и ГАУ КА. 10 декабря 1940 года адрес Арткома ГАУ КА поступило письмо с Кировского Завода, подписанное начальником СКБ-2 Ж.Я. Котиным, начальником СКБ-4 П.Ф. Федоровым и старшим инженером машины Ц.Н. Гольбуртом. В письме указывался большой список замечаний по ТТТ, появившихся в ходе проектирования САУ. Дело в том, что при массе 55 тонн и бронировании лобовой части машины, составлявшем по требованиям 75 мм, вложиться в требования не получалось никак. Такие проблемы были не только с САУ: в случае с Т-220 боевая масса оптимистично указывалась заказчиком 56 тонн, но по итогам она достигла 62,7 тонны. А ведь "212" была больше. Простой подсчет показывал, что при массе 55 тонн масса корпуса самохода должна была составить 17,5 тонн, при этом схожий по размерам СМК при меньшей по толщине броне имел массу корпуса 31 тонну. Выходом из положения было снижение толщины брони до 60 мм и увеличение проектной массы до 65 тонн.
Попытка Арткома ГАУ КА доказать, что "всё нормально", не увенчалась успехом. По этой причине предложения СКБ-2 Кировского Завода утвердили. Согласно отчету ГАБТУ КА по опытным работам, к январю 1941 года Кировский завод изготовил ряд агрегатов для САУ "212". СКБ-2 завершила технический проект САУ, а чертежи передали на Ижорский завод для изготовления бронекорпуса. Всего к тому моменту на тему "212 (212А)" потратили 1,5 миллиона рублей. А дальше работы застопорились. Связано это оказалось с тем, что работы по новым танкам Кировского завода подверглись серьёзной корректировке. Вместо Т-220 началась работа по КВ-3 (Т-223), не говоря уже о КВ-4 и КВ-5. САУ, как менее приоритетная разработка, оказалась отодвинута на второй план.
Вместе с тем, торможение работ нисколько не означало, что от самохода отказались. Более того, в апреле 1941 года для "212" придумали новые цели – немецкие тяжелые танки, о которых докладывала советская разведка. В результате начались работы по еще одной САУ, которую прорабатывало СКБ-4 Ижорского завода. Причем это был даже не проект, а проекты. В первом случае речь шла о том, чтобы установить на шасси "212" новое орудие - 130-мм морскую пушку Б-13, ту самую, которая ставилась на Т-100Y. Она несколько раз проскакивала в переписке по ГАУ и ГАБТУ. Согласно требованиям, датированным 16 июня 1941 года, боевая масса машины должна была составить 55 тонн. В отличие от «212», СУ-Б-13 не являлась истребителем ДОТ-ов. Из требований явно вырисовывается тяжелый истребитель танков, который в спешке разрабатывался для борьбы с тяжелыми и сверхтяжелыми немецкими танками.
Вторая САУ, про которую начался разговор в апреле 1941 года, пока не найдена с точки зрения эскизного проекта. Впрочем, она не менее интересная, поскольку толщина брони составляла всего 30 мм. При этом пункт из требований "установка артсистемы производится без башни, на штатной тумбе и с обязательной защитой экипажа сверху от пикирующих самолетов". В качестве вооружения предполагалось использовать либо 107-мм противотанковую пушку ЗИС-24, либо М-75 аналогичного калибра. Грабинское орудие так и не вышло за стадию проектирования, а вот М-75 не только построили, но даже испытали.
Появление альтернативных САУ не означало сворачивание работ по теме "212". Дело в том, что 27 мая 1941 года появился проект постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) "О самоходной артиллерии". Пунктом 1 в постановлении указывался "Истребитель ДОТ-ов", с использованием базы КВ-3. По факту новый КВ-3 делался на базе Т-220, то есть по сути ничего не менялось. Сдача первой САУ, согласно постановлению, ожидалась в августе 1941 года. Исходный заказ составлял всего 12 машин, позже его скорректировали до 10 штук. И даже начало Великой Отечественной войны не похоронило "212" окончательно, хотя корпус САУ так и остался лежать на Ижорском заводе.
Тема «Истребителя ДОТ-ов» продолжала числиться за Кировским заводом вплоть до августа 1941 года. Только в конце августа 1941 года тема САУ “212” была передана на Уральский Завод Тяжелого Машиностроения (УЗТМ, г. Свердловск, ныне Екатеринбург). Опыта в разработке и изготовлении гусеничных боевых машин ни завод, ни его КБ не имели. Вместе с тем, сюда постепенно стали переезжать конструкторы-артиллеристы, включая и Л.И. Горлицкого, начальника СКБ-4. Да и заводское КБ УЗТМ, которое возглавлял Ф.Ф. Петров, к тому моменту имело богатый опыт разработки артиллерийских систем, в том числе и тяжелых.
В начале октября 1941 года в адрес ГАУ КА было отправлено письмо, автором которого был главный инженер УЗТМ А.С. Рыжков. В письме Рыжков запрашивал все имеющиеся материалы по КВ-3, а также вооружению, которое предполагалось устанавливать на самоход. На этом активность по теме «Истребителя ДОТ-ов» на некоторое время снова затихла. Прежде всего, для практических работ по машине отсутствовала база в виде КВ-3. ЧТЗ, на который возлагалось освоение производства этого танка, уже в августе 1941 года стало не до него. К слову, на УЗТМ проектировалась непосредственно установка, а производство САУ все равно предполагалось в Челябинске. К тому же, Артиллерийский комитет ГАУ КА отнюдь не проявлял никаких признаков спешки по вопросу "Истребителя ДОТ-ов". Все эти факторы и стали причиной затягивания работ.
Снова данную тему подняли конце ноября 1941 года. Причина оказалась прозаичной: в виду эвакуации заводов и снятия с ЧТЗ и СТЗ производства тракторов, выпуск артиллерийских тягачей прекратился. Возникла угроза, что в перспективе таскать артиллерию будет просто нечем. Для исправления ситуации было принято решение включить в план на 1942 год целое семейство самоходных установок. Первым номером в списке снова шел "Истребитель ДОТ-ов – 152 мм пушка БР-2 на шасси из агрегатов танка КВ". Окончательно же бывший "212" отменили только в апреле 1942 года, поскольку ни подходящего шасси, ни орудия (БР-2 выпускалась в штучных количествах) не имелось.
В заключение стоит отметить, что к весне 1942 года концепция САУ "212" однозначно устарела. Требовался уже не узкоспециализированный "Истребитель ДОТ-ов", а более универсальная штурмовая САУ. При этом она должна была по массе и агрегатам быть близка с серийному танку. Поэтому появление будущей СУ-152 стало к тому моменту безальтернативным. К этому же, кстати, в итоге пришли и немцы. Их Jagdtiger неслучайно был максимально унифицирован с базовым танком. Впрочем, немцы, как обычно, перегнули палку и сильно перегрузили свои танки. Да и тяжелые САУ у них получились скорее штучным товаром.
Автор выражает признательность Вадиму Антонову, Игорю Желтову и Алексею Макарову (г. Москва) за помощь в подготовке материала
Список источников:
РГВА
ЦГА СПб
ЦАМО РФ
РГАЭ
Архив автора
Другие материалы по советским тяжелым САУ на базе КВ:
К 85-летию принятия на вооружение Красной Армии тяжелого танка КВ-2
История проектной штурмовой САУ У-18, попытки "трудоустроить" корпуса штурмовых танков КВ-7
История тяжелой штурмовой САУ ЗИК-20, разработанной под руководством Ф.Ф. Петрова
История создания КВ-14 (СУ-14, она же СУ-152), первой советской серийной тяжелой САУ
Рассказ о тяжелой самоходной артиллерийской установке СУ-152 из коллекции парка "Патриот"
Проект установки 203-мм гаубицы У-3 на лафете МЛ-20 и САУ с той же системой
Проекты САУ большой мощности на шасси танка Т-34 и КВ-1, датированные 1942 годом