Представьте: лето, курортный город, толпы отдыхающих... и одна из самых дерзких рок-групп мира на пике своей славы. Что могло пойти не так? Оказалось, всё! А детали этого безумия до сих пор всплывают в воспоминаниях очевидцев.
Жители английского Блэкпула с нетерпением ждут лета. Еще с XVIII века этот прибрежный городок манит людей своими широкими пляжами, а со временем превратился в одно из любимейших мест отдыха британцев – с аттракционами, ресторанами и всеми прелестями теплой погоды. (Кстати, Джон Леннон в детстве недолго жил именно здесь!)
И если пляжей и каруселей было мало, город частенько принимал у себя и музыкальные коллективы. Так, 24 июля 1964 года у The Rolling Stones был запланирован концерт в Empress Ballroom – шикарной площадке всего в паре кварталов от набережной. Это был уже не первый их визит. 17-летний тогда Сид Блум вспоминал о более раннем концерте: «Мы были уже достаточно взрослыми, чтобы ходить в бар, и я проводил время, разрывая пивные коврики, заставляя Кита Ричардса подписывать их и продавая девушкам на улице. Мика Джаггера нигде не было видно, но Чарли, Билл и Кит были очень дружелюбны».
Но именно второе появление "Роллингов" в Блэкпуле запомнилось по совершенно другим, скандальным причинам. Оказалось, что популярнее летнего Блэкпула мог быть только летний Блэкпул, принимающий у себя одну из самых ярких и уже тогда "проблемных" рок-н-ролльных групп Великобритании.
От концерта до настоящего бунта: "Мы хотим Стоунз!"
Незадолго до приезда в Блэкпул The Rolling Stones впервые в своей карьере возглавили британский хит-парад с песней "It's All Over Now". Ажиотаж был невероятный! Правда, репутация "плохих парней" уже шла впереди группы – всего за месяц до этого "Роллинги" впервые прокатились с туром по Америке и заслужили там скандальный заголовок: "Вы бы позволили своей дочери выйти замуж за Роллинг Стоуна?"
Как позже объясняли, концерт совпал с так называемой "Ярмаркой Глазго" – временем, когда рабочие с фабрик этого шотландского города и их семьи массово приезжали в Блэкпул на двухнедельные летние каникулы. А публика из Глазго, как известно, бывает весьма требовательной и несдержанной.
Несмотря ни на что, фанаты ломились в Empress Ballroom. Питер Филдинг, гитарист группы The Executives из Блэкпула, выступавшей тем вечером на разогреве, вспоминал: "Публика была настроена агрессивно с самого начала. Мы отыграли почти весь сет, но они начали скандировать 'Мы хотим Стоунз!' и швырять на сцену старые монеты, пока нам не пришлось прерваться".
Но когда на сцену вышли сами The Rolling Stones, ситуация не только не успокоилась, а накалилась до предела. «Они [публика] пробивались вперед, прямо к сцене, и начали плевать в нас», – вспоминал Кит Ричардс. По словам Питера Филдинга, «The Stones вышли на сцену и исполнили песню Бо Диддли «Mona», а затем начали другую песню. Кто-то из зрителей плюнул в Кита Ричардса, который попытался оттолкнуть его ногой со сцены».
Сид Блум дает еще более красочную картину начала побоища: «Двое или трое шотландцев пробрались вперёд, прямо к сцене, и один из них бросил вилку в гитариста «Стоунз» Кита Ричардса, который тут же подошёл к нему и выбил ему зубы своим кубинским каблуком, и с этого всё и началось!»
Началась настоящая драка, толпа взревела. В ход пошли бутылки, были разбиты люстры, вырваны с корнем кресла. «Толпа забралась на сцену, сломала все оборудование и разнесла его вдребезги. Группа бежала, спасая свои жизни», – рассказывал Филдинг. «The Stones бросились врассыпную. Чарли [Уоттс] швырял в них тарелки. Можете ли вы представить себе более смертоносное оружие, чем тарелка?» – добавлял Блум. Барабанную установку Чарли, по некоторым данным, пришлось буквально спасать со сцены, пока часть толпы крушила бальный зал.
Эйлин Корнс, бывшая на шоу, вспоминала: «На третьей четверти концерта в зале стало шумно. Наша подруга-шотландка посоветовала нам снять обувь и бежать в заднюю часть зала, так как она опасалась, что впереди нас ждут неприятности... Мы все вернулись в отель. На следующий день мы узнали, что пианино Stones было выброшено со сцены в толпу». Питер Филдинг подтверждал: «Рояль был сброшен со сцены на пол и разбит. Мы вернулись на следующий день. Повсюду валялись обломки. Они разнесли бальный зал в клочья».
Через 12 минут после начала сета "Роллингов" полиция наконец смогла остановить побоище. Все закончилось так же быстро и яростно, как и началось.
Последствия: Разбитый рояль и 44 года изгнания
Около 50 человек получили легкие травмы, двоих увезли в больницу. Ущерб интерьеру зала, включая тот самый рояль Steinway, исчислялся тысячами фунтов.
Но, безусловно, самым драматичным последствием инцидента стал 44-летний запрет для The Rolling Stones на выступления в Блэкпуле. Беспорядки стали главной новостью и, как говорят, спровоцировали подобные инциденты на концертах Stones в континентальной Европе, где полиции даже приходилось применять слезоточивый газ. Блэкпул окончательно укрепил репутацию Stones как "плохих парней" в мире поп-музыки, абсолютной противоположности The Beatles, которые "хорошо одевались и были из тех парней, которых девушка могла привести домой и познакомить с родителями". Даже Чарли Уоттс, по воспоминаниям, несмотря на свой обычно аккуратный вид, прочно закрепил за собой статус "неряшливого длинноволосого бездельника" в глазах публики после таких событий.
Снятие запрета
Городской совет Блэкпула сдержал слово: ровно через 44 года, в 2008-м, запрет с группы был снят.
"Если они простят нас, мы простим их," – заявил тогда агентству Reuters глава совета Питер Кэллоу. "Запрет официально снят, и я бы очень хотел снова увидеть их выступление в Блэкпуле. Ничто не доставило бы мне большего удовлетворения".
На данный момент The Rolling Stones так и не вернулись с концертом в Блэкпул.
Вот это история! А вы как думаете, стоило ли так сурово наказывать группу за поведение фанатов? Делитесь мнением в комментариях!