Найти в Дзене
Книжный ум

Анализ героя. Дориан Грей

Ну вот скажите, часто ли вы встречали героя, который и восхищает, и пугает одновременно? Улыбается, как ангел, говорит красиво, выглядит — будто статуэтка из античного зала. А внутри — пропасть. Вот таким для меня стал Дориан Грей. Казалось бы, типичный красавчик с правильными чертами и прекрасными манерами. Но чем дальше читаешь «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, тем больше понимаешь: красота может быть не даром, а проклятием. Особенно если за этой красотой больше ничего нет. Именно об этом роман. И именно этим Дориан и цепляет — он не герой, он символ. Образ того, как человек может сломаться изнутри, не уронив ни капли с лица. Поэтому сегодня — не о книге в целом, а о нём. О Дориане. О его падении, метаниях, пустоте и той странной притягательности, которая в нём живёт, несмотря ни на что. Как всегда на обложке к статье - киношные воплощения героев. На мой взгляд Рив Карни и Берн Барнс чудо как хороши в этой роли. Красота снаружи, темнота и порок внутри. Когда мы впервые встречае
Оглавление

Ну вот скажите, часто ли вы встречали героя, который и восхищает, и пугает одновременно? Улыбается, как ангел, говорит красиво, выглядит — будто статуэтка из античного зала. А внутри — пропасть. Вот таким для меня стал Дориан Грей. Казалось бы, типичный красавчик с правильными чертами и прекрасными манерами. Но чем дальше читаешь «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, тем больше понимаешь: красота может быть не даром, а проклятием. Особенно если за этой красотой больше ничего нет.

Именно об этом роман. И именно этим Дориан и цепляет — он не герой, он символ. Образ того, как человек может сломаться изнутри, не уронив ни капли с лица. Поэтому сегодня — не о книге в целом, а о нём. О Дориане. О его падении, метаниях, пустоте и той странной притягательности, которая в нём живёт, несмотря ни на что.

Бен Барнс
Бен Барнс

Как всегда на обложке к статье - киношные воплощения героев. На мой взгляд Рив Карни и Берн Барнс чудо как хороши в этой роли. Красота снаружи, темнота и порок внутри.

Когда мы впервые встречаем Дориана, он ещё светлый, мягкий и почти наивный. Он вдохновляет художника Безила на портрет, он взволнован вниманием, он ещё не знает, что за его плечами уже стоит лорд Генри — с сигаретой и набором фраз, от которых у неподготовленного читателя хочется либо аплодировать, либо бить по столу. Именно Генри запускает тот внутренний механизм в Дориане, который со временем сотрёт всё человеческое.

«Молодость — единственное богатство, которое стоит беречь», — говорит Генри. И Дориан верит. А потом — загадывает желание, чтобы портрет старел вместо него. Желание исполняется, и с этого момента начинается его трансформация. Не внешняя. Внутренняя. И довольно пугающая.

С каждым годом портрет темнеет, грубеет, уродуется. А лицо Дориана всё так же свежо. Но при этом в его душе, кажется, всё тухнет. Он смотрит на себя с влюблённостью. Он смакует собственное обаяние, влияние, безнаказанность. Это уже не юный мечтатель. Это мужчина, который знает, как играть — и с собой, и с другими. Его не интересует кто ты, его интересует, что ты можешь ему дать. Впечатление. Восторг. Удовольствие.

Он словно соскальзывает со своей личности. В нём нет больше сомнений, искренности, поиска. Только маска, за которой он давно уже не человек, а образ. Красивый, холёный и абсолютно чужой. И вот это — настоящая трагедия. Потому что он вроде бы живёт в своё удовольствие, но внутри — тишина. Не покой, нет. Пустота.

Рив Карни воплотил образ в "Бульварных сказках"
Рив Карни воплотил образ в "Бульварных сказках"

Парадокс Дориана в том, что в нём всё равно остаётся часть, которая чувствует. Иногда он боится. Иногда пытается быть добрее. Пытается — и бросает. И снова уходит в ночь, в наркотики, в странные связи, в свою иллюзию вечной молодости. Ему кажется, что если никто не видит, как он меняется, то он и не меняется. Но портрет-то видит. А он — видит портрет.

В какой-то момент мне показалось, что он сам стал бояться себя. Бояться того, кем стал. Но пути назад у него нет. Потому что любой шаг к раскаянию — это признание. А он уже не умеет признавать. Только прятать. И глушить.

Что убивает душу?

Книга, конечно, о морали. О том, как человек может обмануть общество, но не обманет самого себя. А Дориан пробует. У него почти получается. Он очаровывает, убеждает, исчезает, появляется, сводит с ума — и снова улыбается в зеркало. И только его собственный образ, спрятанный под замком, напоминает: за всё придётся платить.

А как он проживает грехи? Без сожаления. Почти без боли. Лишь в редкие моменты — вспышки чего-то настоящего. Но это уже не Дориан, это отголосок прошлого.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Он герой или антагонист?

Вот в чём сложность. Дориан не просто антигерой. Он — зеркало. Он показывает нам, что бывает, если красота становится целью, а не средством. Если удовольствие — заменяет смысл. Если внешность важнее сути. Мы можем его осуждать, можем восхищаться его утончённостью, можем даже завидовать. Но не можем остаться равнодушными.

У Дориана, по сути, была вся жизнь впереди. Но он выбрал мгновение. Он выбрал вечно быть молодым, но забыл, что молодость — это не только лицо. Это ещё и вера, живость, доброта. А он отдал всё это за идею быть вечно прекрасным. И стал вечно пустым.

В этом и есть вся трагедия героя. Он хотел сохранить себя — и потерял полностью.

А вы как думаете: Дориан заслуживал шанса на искупление? Или в какой-то момент человек сам отрезает себе путь назад? Пишите в комментариях, мне правда интересно, как вы прочитали этого героя.

________________________________

Каждая книга — это целая вселенная, и я с радостью стану вашим проводником. Подписывайтесь, чтобы вместе открывать новые миры на страницах произведений!

____________________________

Что еще почитать на канале: