Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

Московский метрополитен

Испанский турист категорически отказался от экскурсии по московскому метро. «У меня клаустрофобия, тесных и замкнутых помещений я не переношу, может начаться приступ». И все же гид его уговорил. Вначале сеньору было плоховато, но потом он вышел на станции «Комсомольская-кольцевая» и ахнул: «Это дворец! Подземный Эрмитаж! Какие просторы!» И вздохнул с облегчением. Не все знают, что московский метрополитен, конечно, не столь торжественный и великолепный, как сегодня, мог бы состояться еще в начале XX века, до революции, но проект инженера Балинского был отвергнут. Встала на дыбы церковь – «нельзя христианам спускаться под землю, это грех, там логово Сатаны». Приложили руку и владельцы трамвайного транспорта, такой конкурент им был не нужен. Первая линия московского метрополитена открылась лишь в 1935 году. Строили ударными темпами, так быстро, как не строят даже сейчас. Отсюда легенда. Тысячу раз опровергнутая, она все равно жива: сталинские инженеры нашли древние секретные туннели, по н
Фото: fantasyway.ru
Фото: fantasyway.ru

Испанский турист категорически отказался от экскурсии по московскому метро. «У меня клаустрофобия, тесных и замкнутых помещений я не переношу, может начаться приступ». И все же гид его уговорил. Вначале сеньору было плоховато, но потом он вышел на станции «Комсомольская-кольцевая» и ахнул: «Это дворец! Подземный Эрмитаж! Какие просторы!» И вздохнул с облегчением.

Не все знают, что московский метрополитен, конечно, не столь торжественный и великолепный, как сегодня, мог бы состояться еще в начале XX века, до революции, но проект инженера Балинского был отвергнут. Встала на дыбы церковь – «нельзя христианам спускаться под землю, это грех, там логово Сатаны». Приложили руку и владельцы трамвайного транспорта, такой конкурент им был не нужен. Первая линия московского метрополитена открылась лишь в 1935 году. Строили ударными темпами, так быстро, как не строят даже сейчас. Отсюда легенда. Тысячу раз опровергнутая, она все равно жива: сталинские инженеры нашли древние секретные туннели, по ним и прокладывали рельсы. А входы в эти тайные подземелья вели из церквей, поэтому на месте снесенных московских храмов и стоят вестибюли первых станций метро. Подземелье… Это слово всегда тревожило человеческое воображение, поэтому так много легенд рассказывают о московском метрополитене.

Столичное метро можно было строить по лондонскому образцу: низкие потолки, серые бетонные казематы, никакой эстетики, зато дешево и сердито. Такое предложение отвергли, на самом верху решили иначе: московский метрополитен станет символом светлого будущего. Советские труженики, спускаясь в подземку, будут испытывать прилив гордости за родную страну – кругом мрамор, лабрадор, яшма, оникс, позолоченная бронза, мозаичные панно, нержавеющая сталь, цветные витражи, статуи и барельефы вождей. Так появились станции-дворцы эпохи сталинского ампира. Им и сейчас нет равных. И если стены некоторых из них отделаны скромной, на сегодняшний взгляд, кафельной плиткой, знайте – в те годы это был редкий, модный и очень дорогой материал.

По московскому метро водят экскурсии. Каждая станция это зеркало своей эпохи. Совершим такую экскурсию и мы вместе со специалистом по истории метро Максимом Шуйским в программе «Архивные тайны», сегодня, в 14.00.