Сейчас аудиокниги лидируют среди цифровой книжной продукции – с таких данных началась дискуссия «Аудиокниги сегодня и завтра: как современные технологии меняют книжный рынок», которая проходила 5 июня 2025 года на фестивале «Красная площадь». Ведущая дискуссии, директор по контенту «Яндекс Книг» Юлия Мишкуц сообщила: «Только что вышел отчет по книжной индустрии от компании «J’son & partners», в котором говорится, что 80 процентов потребления в цифровом формате приходится именно на аудиокниги. Люди читают электронные тексты и бумажные книги, но при этом активно слушают аудиокниги, что очень удобно при современной динамичной жизни». Широкий доступ к аудиокнигам стал возможен, благодаря новым технологиям; участники дискуссии обсудили основные инновации, которые вывели аудиокниги на пик популярности.
Репортаж о дискуссии читайте в блоге «Книжный слушатель», который всегда собирает самую интересную и актуальную информацию об аудиокнигах.
От кассеты – к Интернету
Первые аудиокниги на компакт-кассетах появились на прилавках российских магазинов и киосков в середине 1990-х. В то время было создано аудиоиздательство «Вимбо», чуть позже – издательский дом «Союз», которые по сей день выпускают аудиокниги с качественным студийным звучанием.
«Аудиокассеты вмещали фонограмму максимум 120 минут и для того, чтобы записать туда объемный литературный текст, приходилось его сокращать. Если была возможность, мы консультировались с авторами текстов. Например, Борис Стругацкий с пониманием относился к тому, что его романы сокращались для аудиокассет, – рассказал Владимир Воробьев, президент издательского дома «Союз». – Лишь через несколько лет появился цифровой формат MP3 и мы смогли озвучивать тексты в полном объеме, сначала для компакт-дисков, а потом уже для цифровых платформ, –
Развитие Интернета стало еще одним импульсом для доступности аудиокниг. «Когда у людей появилась возможность получать файлы с аудиокнигами по Интернету, то поначалу скорость скачивания была низкой и неустойчивой. Но теперь совсем другое дело, наши аудиокниги легко скачивают и слушают по всей России и во многих других странах», – отметил Владимир Воробьев.
Вкалывают роботы, а не человек
Художественная литература, озвученная талантливыми актерами – это дорогое удовольствие, поэтому невозможно создать аудиоверсию для всех книг. Альтернативой становятся искусственные голоса, они все чаще используются для озвучания литературы нон-фикшн.
«В нашем издательстве выходила замечательная книга Сергея Белякова о Льве Гумилёве, но в ней 800 страниц, а это более 40 часов звучания. Тут аудиоверсию делать сложно и дорого, к тому же у нон-фикшн всегда меньше слушателей, чем у художественной литературы. Для этой книги мы предлагаем функцию «виртуальный рассказчик» в сервисе «Яндекс Книги», там искусственный голос читает текст, – рассказала Вероника Дмитриева, ведущий редактор «Редакции Елены Шубиной». – Кстати, «есть люди, которые не любят актерскую подачу текста, им-то виртуальный рассказчик как раз подходит».
По мнению генерального продюсера аудиоиздательства «Вимбо» Михаила Литвакова, искусственные голоса порой звучат лучше, чем чтецы-непрофессионалы: «Сейчас около 85 процентов аудиокниг выходят в исполнении чтецов-непрофессионалов, которые дискредитируют аудиокниги и огорчают слушателей. Роботы читают явно лучше. Очевидно, качество речи у авточтецов станет еще совершеннее в ближайшем будущем. И они будут использоваться чаще, поскольку это быстро и недорого. Но люди не перестанут любить хорошие аудиокниги в исполнении талантливых живых актеров».
«Было бы честнее, если бы цифровые сервисы продавали аудиокниги с искусственными голосами по меньшей цене, чем актерские аудиоверсии», – дополнил Владимир Воробьев.
«Алиса, включи…»
Включить аудиокнигу голосом, через умную колонку – еще одно удобное достижение. Лично я часто прошу свою домашнюю Алису включить ту или иную аудиокнигу, а потом продолжаю слушать ее в приложении «Яндекс Книги» в смартфоне.
«Мой опыт использования колонки с Алисой составляет около полугода, и я стала слушать аудиокниги гораздо чаще, – поделилась Вероника Дмитриева. – Интересно, что по нашей статистике, через колонку чаще всего слушают детские аудиокниги. Родители не тратят время на поиски звучащих сказок в смартфоне или на планшете, а включают их с помощью Алисы. Более того, маленькие дети, которые еще плохо читают, могут сами попросить Алису включить любимую книжку».
Другие публикации блога «Книжный слушатель» о новых технологиях для аудиокниг: