— Это что сейчас было? – Негромко спросил Пашка, как только хозяин вышел из кабинета. – Ты так побледнел, что я на полном серьёзе испугался. Сердце прихватило? Таблетки хоть есть?
- Со мной такое в первый раз. – Шёпотом признался Демидов, с опаской оглядываясь на дверь. – С сердцем у меня полный порядок. Можно прямо сейчас в отряд космонавтов записываться.
- Тогда что? В голову ударило?
- Забей. Я просто испугался.
- Шутишь? – Недоверчиво хмыкнул Павел. – С чего, собственно? Или кого? Дай-ка я сам угадаю… неужели Млынника?
- Да ты…
Начал было Иван, но тут же умолк, заметив, как дёрнулась ручка входной двери.
- Прошу прощения, парни. – Мимоходом бросил командир отряда. - Готовы поучаствовать в настоящем деле? Если да, то где-то через час будем выдвигаться. Что за дело, пока не спрашивайте. Потом расскажу. Тут как бы два варианта вырисовываются, - продолжил Млынник, обращаясь почему-то к Пашке, а не к Демидову. – Или вы с нами едете, или ждёте нашего возвращения. Принуждать не собираюсь. Честно говоря, желания у меня примерно пятьдесят на пятьдесят. Особо не напрягайтесь, я подробно расскажу, как всё прошло. Повторюсь: нам в принципе нечего скрывать, потому что закон на нашей стороне. Вы только читателям не врите. Не кривись, Иван. Я не то что бы не доверяю, просто уже приходилось сталкиваться.
- Насчёт твоих пропорций я ничего не понял, - ревниво заметил Демидов, - но сразу предупреждаю: даже не мечтай. С вами едем. Не то что бы тебе не доверяем, просто хотим своими глазами увидеть. – Закончил он почти под копирку.
- Добре. – Кивнул командир, сделав вид, что не заметил подначки, и тут же деловито поинтересовался. – У вас есть чем фотографировать? Могу одолжить, но только с возвратом. Америкосы знакомые от щедрот своих подогнали. Настоящая «Минолта».
- С этим всё в порядке. – Ответил Коробов, встряхнув для наглядности дорожной сумкой. – Просто ещё не распаковывались …
- Чем сейчас займёмся? – Бесцеремонно перебил Иван. – Как-никак, целый час в запасе.
- И снова два варианта на выбор. Первый…
- Ну уж нет! – Картинно возмутился Демидов. – Хватит с меня… даже слушать не хочу. Ты остановился на Афгане. Предлагаю продолжить тему.
- Не получится, дружище. Афган - разговор отдельный и однозначно не на сухую.
- Ну, тогда сам решай.
- Сам, так сам. – Тут же согласился Млынник, демонстративно подмигнув Павлу.
«Зачем он дразнит Ивана? – Занервничал Коробов. – Характер такой или что-то почувствовал? Разве не видно, что мужик бесится? Видать, не так прост наш пшек советского разлива с княжескими корнями. Мне-то что делать? Разорваться? Нет уж. Пускай сами между собой разбираются».
- В органы я сразу после армии попал. – Как ни в чём не бывало, приступил к рассказу командир отряда. – По комсомольскому набору к Олимпийским играм. Поначалу простым водителем, потом, по окончании Рижской школы милиции, участковым инспектором в Бауском райотделе. Бауска - городок небольшой, населением чуть больше десяти тысяч. Всё друг друга знают. Тоска зелёная, если честно. Скучно мне стало. Всерьёз задумался об увольнении. Тут-то мне и предложили перейти в отряд особого назначения. Его как раз начали формировать. Сначала служил командиром оперативного взвода, а потом старшим инспектором боевой подготовки. Вот видишь, Павел? – С гордостью расправил плечи рассказчик. - Пригодился-таки Родине боевой опыт спецназовца!
Пашка понимающе улыбнулся и незаметно пнул по ноге Демидова. Дескать, чего молчишь, начальничек?
- И как? – Вскинул подбородок тот, исподтишка пригрозив напарнику кулаком. – Жить стало лучше, жить стало веселее?
- Насчёт «лучше» это вряд ли. – Усмехнулся в усы командир. – Хотя, по большому счёту, прибалтам грех на Советскую власть жаловаться. Я сейчас о всех трёх «братских» республиках говорю. Тот же Сталин, слова которого ты сейчас привёл, простил им массовую измену в войну. Знаешь, сколько латышей в вермахте служило? То-то и оно. Про эстонцев я вообще помалкиваю. И что? А ничего! Города, фабрики с заводами … всё им в первую очередь восстановили. Дескать, живите, дорогие братья, пользуйтесь. Снабжение, опять же. Разве сравнишь с каким-нибудь Брянском? У меня один армейский дружок из Брянска есть. В Афгане вместе служили. Так вот он рассказывал, что к ним в деревню электричество только в шестьдесят первом году провели. Представляешь? Гагарин в космос полетел, а в брянской деревне под названием Молчаново народ впервые условную лампочку Ильича увидел. А в то же время все рыбаки из колхоза Царникава, что в тридцати кэмэ от Риги, уже на собственных легковушках рассекали. Все! Ей-богу, не вру. Об этом в центральных газетах писали. Это как? Справедливо?
- Что-то нас не туда понесло. – Взглянув на часы, заметил Павел. – Тема, безусловно, важная, но не про сейчас.
- Что ты предлагаешь? – В один голос воскликнули старшие товарищи.
- Скорее перейти к разделу «веселее». От политики конечно не уйти, но надо как-то обе линии сочетать.
- Резонно. – С одобрением кивнул Млынник. – Правда, я не совсем догнал, но суть уловил. Короче, так, парни. Лично для меня жизнь реально стала веселее. Я сразу понял, что омон — это моё. Отрядом тогда командовал Эдгар Иванович Лымарь. Классный командир. Это он меня к себе позвал.
- Какая задача стояла перед отрядом на момент создания? – Спросил Демидов и тут же пояснил. – Не пустой вопрос. Даже сегодня не все граждане понимают, зачем надо было создавать подобную структуру.
- Задача всегда одна - защита конституционного строя страны плюс борьба с организованной преступностью. – Без запинки отрапортовал командир. – Эдгар мне как-то сказал, что руководство страны серьёзно опоздало с решением. И я с ним абсолютно солидарен. Не принято обсуждать начальство, но я глубоко убеждён, что в Москве сильно ошибаются, думая, что ситуация разрешится сама по себе. Хватит себя обманывать, уважаемые! Ситуация сама по себе не разрешится. Надо было ещё вчера твёрдо показать, кто в доме хозяин. Завтра уже будет поздно. Нерешительность верхов — вот что погубит Союз. Я вам ребята скажу откровенно: если мне из Москвы придёт соответствующий приказ, то через двое суток ни о каком двоевластии в республике речи не будет. Всех к ногтю прижмём. Отвечаю. Горбунов и его подельники понимают, что без поддержки силовиков их «независимость» чушь собачья и не более того. Поэтому быстренько назначали министром внутренних дел своего ставленника, бывшего обэхээсэсника Вазниса. Тот сразу захотел нас под себя подмять, да не вышло. Лымарь конкретно послал его куда подальше. Что б вы знали, в Верховном совете целая команда цэрэушников сидит. Они-то и подзуживают нациков на провокации. Выжить нас хотят.
- Например? – Успел ввернуть Демидов, воспользовавшись короткой заминкой.
- Тебе пример нужен? – Мгновенно напрягся Млынник. – Да примеров хоть пруд пруди! Как только в начале октября прошлого года приняли декларацию, нам сразу перестали платить зарплаты. Типа, не хотите подчиняться по-хорошему? Тогда сосите, ребята, лапу. Но мы деньги получили в обход министерства, через полевой банк военного округа. Командующий войсками генерал Кузьмин хоть и заявил, мол, армия в политику вмешиваться не будет, но помогать помогает. На свой страх и риск, между прочим. Затем нам отключили воду. Как в окружной гостинице. Якобы за долги. Я звоню премьеру Годманису. Так мол и так: если через час у нас на базе не будет воды, то мы всех на уши поставим. У нас ее станет достаточно, а вот вам реально не хватит. Из Даугавы вёдрами будете носить. Дядя подумал, что я шучу. Промычал что-то невнятное и трубку бросил. Ровно через час станция водоснабжения контролировалась омоном. Тогда они нам в отместку телефонную связь отключили. Звоню от вояк в Москву по закрытой связи. Там сразу тумблер дурака включили. Типа, надо разбираться, смотреть, новое, блин, мышление и прочая лабуда про перестройку. Плюнул я на это дело, и через час у телефонной станции наш пост стоял.
- Как-то мелко. – Неосмотрительно заметил Демидов.
- Мелко, говоришь? А то что этими «мелочами» они прикрывают реальную подготовку к вооруженному свержению законной власти тебе в голову не приходит? Сам посуди: в начале декабря народный фронт Латвии призывает граждан готовиться к часу икс и вступать в отряды добровольных стражей порядка особого назначения, чтобы дать отпор неким «имперским силам», а уже через неделю эти «стражи порядка» взрывают заряды у зданий цэка компартии, у дома политпросвещения и около офицерских общежитий. Думаешь, милиция как положено отреагировала? Нет, дорогой! Я со своими парнями разбирался. Но и это ещё не всё. Аккурат в новогоднюю ночь я получил информацию из надёжного источника, что в Доме печати организован склад оружия и боеприпасов. Я давай координатору названивать. Добился-таки разрешения на операцию. Одних только патронов сорок тысяч штук изъяли. Только «добро» загружать в машины начали, глядим к подъезду архаровцы вооружённые на рафиках подкатывают. Ну мы их по-быстрому мордами в асфальт, скрутили и в прокуратуру, так сказать, по описи передали.
- А ты в Москву докладывал? – Осторожно поинтересовался Коробов. – Судя по рассказу, вооружённое восстание реально готовится.
- А как же? – Удивлённо пожал плечами офицер. – Не лично, конечно, а через координатора, но при разговорах лично присутствовал. Вы извините, парни, но разглашать содержание переговоров я не имею права. И так много чего наговорил. Короче так, мужики. Сейчас вас дневальный в комнату отдыха проводит. Устраивайтесь, а минут через пятнадцать-двадцать во двор выходите.
- Куда поедем? - Как бы невзначай спросил Иван. – Домский собор под охрану брать?
- Нет. – Серьёзно ответил Млынник. – Отморозков поедем брать, которые жену нашего товарища изнасиловали. Парни доложили, что точный адрес вычислили …
Продолжение завтра.
Начало. https://dzen.ru/a/Z79gH1OkrU-ajz8M
Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа «Баловень» опубликованы на портале «Литрес.ру» https://www.litres.ru/