Найти в Дзене

Что такое сенсорная интеграция и при каких диагнозах она помогает

Оглавление

Многие дети кажутся «слишком чувствительными» или, наоборот, «чересчур невосприимчивыми»: не переносят яркий свет, громкие звуки, яростно реагируют на прикосновения, не любят одежду с этикетками или вдруг обожают крутиться, прыгать, бегать — и никак не могут остановиться.
Это может быть не просто особенность характера, а нарушение сенсорной интеграции — процесса, с помощью которого мозг воспринимает, обрабатывает и «собирает» информацию от органов чувств.

Сенсорная интеграция — это основа нормального развития ребёнка: его речи, внимания, координации, поведения и обучения.

Что такое сенсорная интеграция?

Это способность мозга получать информацию от чувств (зрение, слух, осязание, равновесие, движение) и превращать её в понятное ощущение:
«Я стою», «Я бегу», «Мне холодно», «Мне больно», «Ко мне подошли», «Я слышу музыку» и т.д.

Когда сенсорная интеграция работает правильно, ребёнок:

  • легко ориентируется в пространстве;
  • знает, где его тело;
  • контролирует движения;
  • адекватно реагирует на раздражители;
  • может сосредоточиться, спокойно сидеть, учиться и играть.

Когда она нарушена — возникает сенсорная дезинтеграция: ребёнок «теряется» в собственных ощущениях и не может на них адекватно реагировать.

Признаки сенсорной дезинтеграции

  • не любит, когда его трогают, стрижка или чистка зубов — мучение;
  • реагирует на обычные звуки, как на громкий взрыв;
  • не чувствует боли или холода, не замечает грязные руки или лицо;
  • не может спокойно сидеть, постоянно двигается, прыгает, вертится;
  • боится качелей или, наоборот, не может слезть с них;
  • спотыкается, неловко двигается, не может удержать равновесие;
  • с трудом учится, не понимает инструкции, избегает игр с другими.

При каких диагнозах сенсорная интеграция особенно полезна

Сенсорная интеграция — это базовая система поддержки при многих состояниях:

✅ Аутизм (РАС)

Помогает снизить сенсорную перегрузку, улучшает восприятие прикосновений, звуков, телесного взаимодействия, облегчает адаптацию и взаимодействие с окружающим.

✅ СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Развивает саморегуляцию, снижает уровень двигательной расторможенности, улучшает способность к концентрации.

✅ Задержка речевого и психоречевого развития (ЗРР, ЗПРР)

Через проработку телесных ощущений и движения стимулируются речевые и когнитивные зоны мозга.

✅ ДЦП (детский церебральный паралич)

Улучшает чувствительность, координацию, движение, помогает лучше осознавать собственное тело.

✅ Поведенческие и эмоциональные трудности

Снижается тревожность, уходят неконтролируемые вспышки, улучшается эмоциональный фон.

Как проходят занятия по сенсорной интеграции

Занятия проходят в специально оборудованной сенсорной комнате. Это не «уроки», а игра с целью настройки тела и мозга.
В работе используются:

  • подвесные качели, тоннели, батуты, роллеры;
  • мягкие модули, песок, вода, световые панели;
  • различные по текстуре, форме и весу предметы.

Занятия проводит специально обученный специалист. Он наблюдает за реакциями ребёнка и подбирает нужную нагрузку, чтобы развивать мозг через телесные ощущения.

Как мы работаем с сенсорной интеграцией в «Реацентре СПб»

Мы используем сенсорную интеграцию как часть комплексной программы реабилитации, совместно с:

  • логопедией,
  • нейропсихологией,
  • МТРТ (микротоковой рефлексотерапией),
  • поведенческой и игровой терапией.

Наша цель — не просто «сделать упражнения», а настроить восприятие, чтобы ребёнку стало легче жить, учиться, общаться и чувствовать себя в своём теле.

Если ребёнок не может усидеть, не чувствует границ тела, боится прикосновений или, наоборот, постоянно ищет движения — ему нужна помощь, а не упрёки.

Клиника для детей с неврологическими нарушениями Реацентр в Санкт-Петербурге

📞 Запишитесь на диагностику и занятия в «Реацентр СПб». Мы научим тело и мозг работать вместе — через игру, движение и доверие.