Многие дети кажутся «слишком чувствительными» или, наоборот, «чересчур невосприимчивыми»: не переносят яркий свет, громкие звуки, яростно реагируют на прикосновения, не любят одежду с этикетками или вдруг обожают крутиться, прыгать, бегать — и никак не могут остановиться.
Это может быть не просто особенность характера, а нарушение сенсорной интеграции — процесса, с помощью которого мозг воспринимает, обрабатывает и «собирает» информацию от органов чувств.
Сенсорная интеграция — это основа нормального развития ребёнка: его речи, внимания, координации, поведения и обучения.
Что такое сенсорная интеграция?
Это способность мозга получать информацию от чувств (зрение, слух, осязание, равновесие, движение) и превращать её в понятное ощущение:
«Я стою», «Я бегу», «Мне холодно», «Мне больно», «Ко мне подошли», «Я слышу музыку» и т.д.
Когда сенсорная интеграция работает правильно, ребёнок:
- легко ориентируется в пространстве;
- знает, где его тело;
- контролирует движения;
- адекватно реагирует на раздражители;
- может сосредоточиться, спокойно сидеть, учиться и играть.
Когда она нарушена — возникает сенсорная дезинтеграция: ребёнок «теряется» в собственных ощущениях и не может на них адекватно реагировать.
Признаки сенсорной дезинтеграции
- не любит, когда его трогают, стрижка или чистка зубов — мучение;
- реагирует на обычные звуки, как на громкий взрыв;
- не чувствует боли или холода, не замечает грязные руки или лицо;
- не может спокойно сидеть, постоянно двигается, прыгает, вертится;
- боится качелей или, наоборот, не может слезть с них;
- спотыкается, неловко двигается, не может удержать равновесие;
- с трудом учится, не понимает инструкции, избегает игр с другими.
При каких диагнозах сенсорная интеграция особенно полезна
Сенсорная интеграция — это базовая система поддержки при многих состояниях:
✅ Аутизм (РАС)
Помогает снизить сенсорную перегрузку, улучшает восприятие прикосновений, звуков, телесного взаимодействия, облегчает адаптацию и взаимодействие с окружающим.
✅ СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
Развивает саморегуляцию, снижает уровень двигательной расторможенности, улучшает способность к концентрации.
✅ Задержка речевого и психоречевого развития (ЗРР, ЗПРР)
Через проработку телесных ощущений и движения стимулируются речевые и когнитивные зоны мозга.
✅ ДЦП (детский церебральный паралич)
Улучшает чувствительность, координацию, движение, помогает лучше осознавать собственное тело.
✅ Поведенческие и эмоциональные трудности
Снижается тревожность, уходят неконтролируемые вспышки, улучшается эмоциональный фон.
Как проходят занятия по сенсорной интеграции
Занятия проходят в специально оборудованной сенсорной комнате. Это не «уроки», а игра с целью настройки тела и мозга.
В работе используются:
- подвесные качели, тоннели, батуты, роллеры;
- мягкие модули, песок, вода, световые панели;
- различные по текстуре, форме и весу предметы.
Занятия проводит специально обученный специалист. Он наблюдает за реакциями ребёнка и подбирает нужную нагрузку, чтобы развивать мозг через телесные ощущения.
Как мы работаем с сенсорной интеграцией в «Реацентре СПб»
Мы используем сенсорную интеграцию как часть комплексной программы реабилитации, совместно с:
- логопедией,
- нейропсихологией,
- МТРТ (микротоковой рефлексотерапией),
- поведенческой и игровой терапией.
Наша цель — не просто «сделать упражнения», а настроить восприятие, чтобы ребёнку стало легче жить, учиться, общаться и чувствовать себя в своём теле.
Если ребёнок не может усидеть, не чувствует границ тела, боится прикосновений или, наоборот, постоянно ищет движения — ему нужна помощь, а не упрёки.
📞 Запишитесь на диагностику и занятия в «Реацентр СПб». Мы научим тело и мозг работать вместе — через игру, движение и доверие.