Найти в Дзене

Что такое ЗПРР — и можно ли догнать сверстников в развитии

Оглавление

Если ребёнок поздно начал говорить, с трудом воспринимает инструкции, быстро устаёт на занятиях, плохо запоминает и реагирует на речь — это может быть не просто индивидуальная особенность.
Такие признаки часто связаны с
задержкой психоречевого развития, или ЗПРР.

Но важно знать: с ЗПРР можно и нужно работать — и при правильном подходе дети догоняют сверстников и успешно развиваются дальше.

Что такое ЗПРР

Задержка психоречевого развития — это состояние, при котором у ребёнка наблюдается отставание в развитии речи, внимания, памяти, мышления и эмоций по сравнению с возрастной нормой.

Ребёнок с ЗПРР может:

  • говорить меньше сверстников или вовсе молчать;
  • плохо понимать обращённую речь;
  • не улавливать смысл простых инструкций;
  • избегать общения с детьми;
  • быстро уставать на занятиях, отвлекаться;
  • путать звуки, плохо формулировать свои мысли;
  • проявлять капризность, истерики, тревожность.

При этом интеллектуальный потенциал у таких детей сохранён — просто он пока не может реализоваться без поддержки.

Откуда берётся ЗПРР

Причины могут быть разными:

  • внутриутробная гипоксия, осложнения при родах, родовая травма;
  • перенесённые в раннем возрасте инфекции, травмы;
  • частые болезни, ослабленный организм;
  • дефицит живого общения в раннем возрасте;
  • незрелость отделов мозга, отвечающих за речь и мышление.

Иногда ЗПРР встречается изолированно, а иногда — как часть более широкого диагноза (например, СДВГ или аутизма). Поэтому важно провести грамотную диагностику, а не делать выводы на глаз.

Как понять, что у ребёнка может быть ЗПРР

Обратитесь к специалисту, если:

  • в 2–3 года ребёнок не говорит словами или говорит очень мало;
  • не может составить простую фразу в 3–4 года;
  • не понимает речь взрослых, не выполняет просьбы;
  • с трудом запоминает стихи, не играет в ролевые игры;
  • часто истерит, ведёт себя «как младше своего возраста»;
  • отстаёт по развитию от сверстников.

Что делать при ЗПРР

Главное — не ждать, что “перерастёт”. При ЗПРР нужна системная помощь:

1. Комплексная диагностика

В «Реацентре СПб» с ребёнком работают невролог, логопед, нейропсихолог и психолог. Это позволяет точно определить, что именно мешает развитию и какие направления стоит развивать.

2. Индивидуальная программа коррекции

В зависимости от особенностей ребёнка мы подбираем подходящие методы:

  • логопедические занятия — развитие речи, звукопроизношения, словарного запаса;
  • нейропсихологическая коррекция — работа с вниманием, памятью, мышлением;
  • микротоковая рефлексотерапия (МТРТ) — активизация работы речевых зон мозга;
  • сенсорные игры и телесные практики — помощь в восприятии и саморегуляции;
  • работа с родителями — обучение приёмам поддержки в домашних условиях.

Можно ли догнать сверстников

Да! При регулярной, целенаправленной работе большинство детей с ЗПРР:

  • начинают говорить и общаться;
  • легче воспринимают информацию;
  • учатся контролировать эмоции;
  • догоняют сверстников к школе — и успешно адаптируются.

Чем раньше начата помощь — тем быстрее и легче идёт прогресс. Даже если сейчас отставание кажется большим, оно не навсегда, если начать действовать.

ЗПРР — это не про «ленивого» или «трудного» ребёнка. Это про ребёнка, которому нужна помощь, чтобы раскрыть себя. И вы, как родитель, можете многое сделать.

📞 Запишитесь на диагностику в «Реацентре СПб» — и мы вместе составим путь, по которому ваш ребёнок будет развиваться с уверенностью, радостью и поддержкой.

Клиника для детей с неврологическими нарушениями Реацентр в Санкт-Петербурге

Говорить, понимать, учиться, играть — всё это возможно. И мы знаем, как к этому прийти