Ну что ж, пора и закругляться потихоньку - тем более что пресловутая "гевер-драй" уже была, остался Ak, который вовсе не АК.
К 1960-м конструкция, из форгримлеровской превратившаяся в форгримлеровско-хеклеровско-коховскую, была уже, в принципе, доведена до ума - даже в самой Испании, одолжив у немецких коллег их наработки, отказались от дурацкой, в общем-то, идеи выпускать специальный "автоматный" патрон 7,62х51 и приняли общий НАТОвский стандарт. Новая CETME Modelo С прилежно впитала немецкие доработки - от новой личинки затвора до деревянного цевья, а заодно еще и получила новый штык-нож М1964.
Остававшиеся на вооружении Modelo B было решено постепенно модернизировать - винтовки получали обозначение Mod. 58-64-C.
Но была в то время на карте одна страна, которая воевать упорно не хотела, да и не с чем ей по сути уже было: если на 1942 год, когда шведы приняли свою самозарядную винтовку Ag m/42, это было еще достаточно рациональным решением, то в начале 1960-х и автоматическое оружие-то уже явно стремилось к уменьшению мощности патрона, а самозарядное как массовое армейское устарело.
Если же к этому добавить время, которое шведы потратили на доводку своей конструкции, то новое оружие им было нужно уже не "вчера", как обычно, а "позавчера". Так, еще в конце 1950-х на испытания попал FM1957 Эрика Валлберга - все с тем же перекосом затвора от Ag m/42 и взводом при помощи подвижной крышки ствольной коробки. Даже направляющая для обойм и то осталась на месте.
В 1960 году под новые требования о переходе со шведского 6,5-мм патрона на НАТОвский 7,62 конструкция была переработана в FM1957-60 - по сути, просто с переделкой под другой патрон, сама механика принципиально не менялась.
Проект GRAM 63 - уже, что понятно, из 1963 года. Отрабатывался под 7,62х51 также на основе более старого 6,5-мм прототипа, конструктор - Нильс Лундин.
В итоге, когда был официально объявлен конкурс, из отечественных разработок шведские генералы допустили только GRAM 63 - конструкция Валлберга была сразу признана бесперспективной, к тому же делалась почти "на коленках" силами стокгольмского арсенала, Лундин же, работая на Carl Gustafs Stads Gevärsfaktori, имел за плечами полноценное оружейное производство. Остальные образцы пришлось закупать за границей. На конкурс приехали американская М14, ранний финский "Валмет" Rk.60...
...неизбежная FN FAL, немецкая G3 и швейцарский SIG 510. При этом в конкурсе явно пахло и политикой - "Валмет" сошел с дистанции не из-за плохих боевых качеств (напротив, советский патрон 7,62х39, использованный в нем, получил хорошую оценку, да и сам автомат был достаточно надежен и хорошо работал на холоде). Забраковали его именно из-за советского патрона, поскольку "сверху" спустили директиву принять на вооружение образец именно под НАТОвский, несмотря на принципиальный нейтралитет страны.
GRAM 63 с испытаний убрали быстро - не только из-за проблем с надежностью, но и из-за слишком высокой себестоимости. M14 признали не имеющей достаточного потенциала под будущие модернизации, SIG - опять-таки дорогим (при том, что затвор там был все равно форгримлеровский). До финала дошли только FAL и G3, а победили в итоге деньги: "гевер-драй" была самой дешевой в производстве и условиях лицензирования. Ну, и опустим уж долгую историю взаимных "вась-вась" шведов именно с немцами, а не бельгийцами. Ибо достаточно серьезные нарекания на более сложную сборку-разборку G3 были в итоге проигнорированы, хотя конкурсным фаворитом оставалась FAL.
Производство винтовки, переименованной в Швеции в Automatkarbin 4 (Ak 4), было решено развернуть сразу на двух заводах - Husqvarna Vapenfabrik и Carl Gustafs Stads Gevärsfaktori. Само оружие приняли еще в 1964-м, но первые партии до 1965 года, когда заработали новые линии заводов, поставлялись еще из Германии, уже в модификации А3.
Приклад G3А3 удлинили на 20 мм - шведы, очевидно, были погабаритнее немцев. Поворотный целик - тоже свой, с более высоким барабанчиком в расчете на использование в рукавицах, плюс на прикладе появилась "шпаргалка" с поправками на ветер - клеилась она, кстати, вверх ногами для того, чтобы солдат мог быстрее на нее посмотреть, просто вывернув приклад из положения вкладки.
На ствольной коробке закрепили отражатель гильз (он просто на ней защелкивался, без клепки или сварки), буфер отката затвора усилили. А еще упростили знаменитый армейский "сбор гильз после стрельб" (ох уж эта фраза, после которой глаз может начать дергаться) - для Ak 4 был разработан серийный гильзоуловитель, защелкивавшийся на ствольной коробке. Ранний образец, излишне металлоемкий, быстро заменили упрощенным - и с резиновым, а не матерчатым мешком.
Еще одна отличительная особенность Ak 4 - небольшой участок с насечкой на затворе для "малошумного закрытия" с придержанием большим пальцем.
Как и в Германии, была принята "снайперская" версия Ak 4OR (Optiskt Riktmedel), также использовался 4-кратный прицел Hensoldt.
Служат в Швеции Ak 4, кстати, до сих пор - после перехода на патрон 5,56 мм и принятия на вооружение армии Ak 5 (это уже - клон FN FNC) оружие в основном передали Национальной гвардии, в армии осталось только некоторое количество "снайперских". И старые винтовки (выпуск остановлен в середине 1980-х) еще и модернизировали - вариант Ak 4B, появившийся в начале 2000-х, лишился штатного целика, его срезали со ствольной коробки и наваривали планку под коллиматор.
В 2010-х году винтовки модернизировали до Ak 4C - здесь уже появился современный приклад, разработанный Spuhr i Dalby AB, в варианте модернизации 4D устанавливалось также цевье их производства, с креплениями M-LOK (в общей сложности переделано 10000 винтовок).
И, в общем-то, винтовки, самым молодым из которых сейчас 40 лет, остаются "в строю".