Найти в Дзене
Джедай из Шира

"Мгла": как создали идеальную экранизацию Кинга? 8 удивительных фактов

Оглавление

Благодаря его способности создавать захватывающие сюжеты со сложными и понятными персонажами, было снято множество фильмов по произведениям Стивена Кинга. Однако не все экранизации одинаковы.

Слишком часто режиссёры предпочитают сосредотачиваться на более приземлённых элементах его произведений, а не на глубокой проработке персонажей, построении мира и универсальных темах.

Как правило, эти неудачные попытки приводят к созданию посредственных фильмов категории «Б», которые не запоминаются. Но иногда появляются и другие адаптации, настолько точно передающие исходный материал, что они не просто воспроизводят текст, а даже улучшают его.

Фрэнк Дарабонт — один из режиссёров, которые успешно экранизируют произведения Кинга. Начиная с шедевра 1994 года «Побег из Шоушенка», Дарабонт снова и снова доказывал, что он понимает не только то, почему истории Стивена Кинга так захватывают, но и то, как правильно перенести их на экран.

После того как Дарабонт написал сценарий и срежиссировал два фильма по мотивам рассказов Кинга, действие которых происходит в тюрьмах, он обратился к жанру ужасов и снял «Мглу» в 2007 году.

Этот захватывающий фильм о существах, безжалостно показывающий, как общество распадается в ситуациях высокого напряжения, рассказывает о посетителях супермаркета в маленьком городке, которые пытаются выжить во время нашествия таинственных монстров, путешествующих в неестественном тумане.

Спустя все эти годы он остается одной из лучших и самых шокирующих работ в каноне фильмов ужасов Стивена Кинга. В этой статье мы вместе разберем несколько важных деталей о фильме, которые выводят его восприятие на новый уровень.

Мгла против Шоушенка

В начале своей карьеры Фрэнк Дарабонт был известен как сценарист. Он и его коллега Чак Рассел написали в соавторстве сценарии к фильмам «Кошмар на улице Вязов 3» и ремейку «Капли» 1988 года.

Он также написал «Муху II», несколько эпизодов «Баек из склепа» и «Хроник молодого Индианы Джонса», а также пересказ «Франкенштейна» Кеннета Браны под названием «Франкенштейн Мэри Шелли».

Во время работы над «Воинами мечты» он подумал, что было бы неплохо иметь проект, над которым он мог бы работать как режиссёр. В то время он разрывался между «Побег из Шоушенка» и «Мглой».

Позже Дарабонт так сказал о своём решении: «И в ту ночь я как бы принял решение: «Побег из Шоушенка». Я вынашивал этот проект около пяти лет, а потом, наконец, написал сценарий и снял фильм». Этот фильм изменил отношение Голливуда к нему. «Это позволило мне по-новому взглянуть на то, чем я занимаюсь».

С этого момента траектория его карьеры, безусловно, изменилась. Вскоре он снял «Зелёную милю» и «Маджестик». Поэтому зрителям, знакомым только с его гламурными, позитивными фильмами, могло показаться странным, что он снял «Мглу», пропитанный кровью и отчаянием.

У фильма задумывалось другое начало

-2

«Мгла» начинается тихо. Мы видим, как художник Дэвид Дрейтон (Томас Джейн) работает над проектом, который удивительно напоминает «Тёмную башню» Стивена Кинга, пока буря снаружи не привлекает внимание его семьи.

Затем в окно влетает дерево, разрушая плоды тяжёлой работы мужчины. На следующий день Дрейтоны замечают, что над водой поднимается туман, и отправляются в местный супермаркет за продуктами. И тут этот жуткий туман окутывает город и запирает всех в магазине.

Это постепенное нагнетание напряжения перед тем, как мы узнаём, что в тумане скрывается что-то ужасное, и это действительно держит в напряжении. Но фильм не всегда начинался именно так.

Позже Фрэнк Дарабонт объяснил, как изначально начинался фильм. Он сравнил его с тем, что вы могли видеть в сериале «За гранью возможного». В военной лаборатории происходит несчастный случай, и туман вырывается наружу. Он написал это, потому что решил, что будет неплохо объяснить зрителям, откуда берётся туман.

Однако во время ужина с Андре Браугером (который играет скептически настроенного Брента Нортона) актёр сделал предложение, которого режиссёр не ожидал. Дарабонт говорит, что Браугер вдруг спросил его: «Как ты думаешь, нужна ли эта вступительная сцена в фильме?»

Дарабонт задумался и понял, что эту сцену, скорее всего, всё равно вырежут, так что нет смысла её снимать. Позже было предложено объяснение происхождения тумана, но оно так и не было показано или по-настоящему объяснено, что сохранило тайну.

Режиссеру пришлось изобрести для себя новый режиссерский стиль

-3

Если вы смотрели «Побег из Шоушенка», «Зелёную милю» и даже «Маджестик», то знаете, что у Фрэнка Дарабонта очень точный и кинематографичный стиль.

Каждое движение камеры кажется продуманным и мотивированным, каждый кадр что-то рассказывает нам о персонажах. С другой стороны, «Мгла» немного хаотична. Действие происходит вокруг нас, и камеры постоянно движутся, пытаясь его запечатлеть.

Это изменение было сделано намеренно. Отчасти это было связано с бюджетом и графиком съёмок фильма. Отчасти это было связано с тем, что Дарабонт намеренно пытался сделать что-то новое.

Обсуждая свой подход к съёмкам «Мглы», он рассказывает о том, почему ему было интересно подойти к повествованию с другой стороны. «Я думаю, что иногда здорово просто встряхнуться», — сказал Дарабонт. «Просто отбросьте всё, что вы знаете, и попробуйте совершенно другой способ что-то сделать — примерьте совершенно другой костюм».

Чтобы сделать это, ему нужно было стать менее (как он сам выразился) «помешанным на контроле». Ему нужно было расслабиться, ловить момент. В результате камеры перемещались по магазину, фокусировались на каком-то действии, а затем переключались на что-то другое.

Во время съёмок даже случались моменты, когда операторы разворачивались и начинали снимать друг друга. Всё это способствовало созданию реалистичности, которой раньше не было в его работах. Он сравнил этот стиль с документальным кино, и в какие-то моменты так и кажется.

Томас Джейн был первым выбором Дарабонта на главную роль

-4

Томас Джейн уже снимался в одной экранизации Стивена Кинга до «Мглы». В 2003 году он был частью впечатляющего актёрского состава в менее впечатляющей версии «Ловца снов».

Несмотря на то, что фильм не пришёлся ему по душе, Джейн любит читать рассказы Стивена Кинга и принял предложение Фрэнка Дарабонта сыграть главную роль в «Мгле», что стало радостью для режиссёра.

Дарабонт долгое время был поклонником его творчества и объясняет: "До этого я был немного знаком с ним в социальном плане". Тем не менее, они не работали вместе.

Когда Дарабонт закончил писать "Мглу", Джейн была первым актером, прочитавшим его. Дарабонт не только получил кастинг своей мечты, но и получил опыт, о котором мечтал. Он сказал: «Я был очень рад, что он захотел сняться. И опыт работы с ним был именно таким, как я и надеялся. Это было действительно здорово».

Местные актеры были не хуже звёзд

-5

В актёрский состав «Мглы» входят несколько крупных звёзд, узнаваемых актёров, известных своими великолепными ролями.

Но это не значит, что они затмили всех. Было несколько «местных» актёров (то есть актёров, живущих и работающих в том же географическом регионе, где проходили съёмки), которые действительно произвели фурор.

В частности, Мелисса МакБрайд (которая впоследствии сыграла Кэрол в «Ходячих мертвецах») поразила всех своей игрой в роли женщины, нуждающейся в помощи.

По словам Дарабонта в комментарии, когда она закончила сниматься, весь актёрский состав и съёмочная группа аплодировали — даже самые известные звёзды.

Классические методы съемок сработали лучше всего

-6

Если в «Мгле» и есть что-то, что не всегда работает, так это компьютерная графика. Особенно неудачна сцена на погрузочной площадке, когда они открывают дверь и случайно впускают щупальце.

Оно выглядит как мультяшное, а не как конечность живого существа, занимающего то же пространство, что и наши персонажи-люди. По крайней мере, до тех пор, пока они не расчленили его и компьютерная графика не стала реалистичной.

На самом деле это символично для всего фильма. Практичная «киношная магия» старой школы лежит в основе всего, в то время как более современные техники дают сбой. Например, магазин, который они нашли для съёмок экстерьера, был настолько идеальным, что они воссоздали интерьер на съёмочной площадке.

Фрэнк Дарабонт также упоминает в комментарии к фильму, что то, что мы видим за витриной магазина, на самом деле является огромной цифровой фотографией экстерьера настоящего магазина. В наши дни режиссёры, вероятно, попытались бы использовать что-то вроде цифрового фона, и это выглядело бы хуже.

Сцена с землетрясением также была снята практическими эффектами. Вместо того чтобы искусственно раскачивать изображение или поднимать всю съёмочную группу на карданном подвесе, съёмочная группа просто трясла полки, камеры и опускала свет.

Дарабонт также сказал, что были принесены колонки и воспроизведены звуки настоящего землетрясения. Тот факт, что он не предупредил актёров о звуках, означал, что их реакция была более естественной.

Конец был неизбежен

-7

Финал «Мглы» Фрэнка Дарабонта — это настоящий удар под дых. Оригинальная новелла не имела финала. Мы знаем только, что выжившие персонажи продолжат путешествие сквозь туман, пока не найдут что-то. Концовки в книге нет.

Фильм, с другой стороны, заканчивается тревожным и глубоко волнующим финалом, который понравится не всем зрителям: Дэвид Дрейтон из милосердия убивает своих друзей и сына, но через несколько секунд появляется помощь, и туман рассеивается.

Что вдохновило на создание этой жуткой концовки?

Разговаривая с коллегой сценаристом и режиссёром Миком Гаррисом о «Тумане», Дарабонт объяснил, что он больше не тот наивный оптимист, который снял «Побег из Шоушенка».

«События 21-го века мне не нравятся», — сказал Дарабонт, добавив: «Я вижу, как игру подтасовывают, перетасовывают и снова подтасовывают, и это заставляет меня задуматься: если мы будем продолжать совершать одни и те же глупые ошибки, то в чём, чёрт возьми, ценность нашего вида?»

Во время разговора со Стивеном Кингом Дарабонт упомянул, что концовка фильма кажется естественной, потому что Кинг написал историю о том, как люди ломаются и совершают ужасные поступки под давлением, просто чтобы выжить.

В том же разговоре он объяснил, что, прежде чем согласиться на съёмки фильма с Dimension Films, ему нужно было, чтобы исполнительный директор студии Боб Вайнштейн согласился на концовку, потому что он не был готов обсуждать ее изменение. К счастью, он смог снять именно тот фильм, который хотел.

Стивен Кинг любит "Мглу"

-8

По книгам Стивена Кинга было снято множество фильмов, и не все они хороши. Сам Кинг тоже не всегда одобряет фильмы, снятые по его произведениям. Сейчас это звучит банально, но он, как известно, ненавидит версию «Сияния» Стэнли Кубрика.

Однако есть несколько экранизаций, которые Кингу очень нравятся. Кинг очень положительно отзывается о «Мглу». По его словам, «видение ада Фрэнком Дарабонтом совершенно бескомпромиссно. Если вы хотите чего-то милого, голливуд с радостью обслужит вас в кинотеатре, поверьте мне, но если вы хотите чего-то настоящего, приходите сюда».

А какая ваша любимая экранизация Стивена Кинга? Делитесь в комментариях!

Если вам было интересно, подпишитесь, пожалуйста, на мой Telegram-канал. Там я рекомендую отличную фантастику: книги, сериалы и фильмы. Вам больше не придется искать самим, что почитать и посмотреть, я это делаю за вас :)