Найти в Дзене

Химеры и горгульи Нотр-Дам-де-Пари (Собора Парижской Богоматери).

В современности горгульи и химеры перепутались. Отчасти из-за того, что скульптурные горгульи химеричны и состоят из частей разных животных, отчасти этому способствовали статуи Собора Нотр-Дам-де-Пари. В современном языке слово «горгулья» часто означает фантастическое полу-антропоморфное (как правило, крылатое) демоническое существо или выступает обозначением физического уродства. *Французское слово «gargouille» состоит из: garg- родственному позднелатинскому глаголу «gargarizare», восходящему к др.греч., звукоподражательному, -γαργαρίζω – «полоскать» и вариацию слова gueule (ст.-фр. goule, от лат. gula) — «глотка». *Наиболее распространённая форма слова-"гаргулья" -имеет обширный спектр значений. Но для конкретики может разделяться на архитектурный термин «гаргуйль» и «горгулью» обозначающее мифическое существо. Встречаются разные варианты написания: гаргойль, гаргуль, гаргулия и т. п. Отличить горгулью от химеры очень просто, исходя из их утилитарности. Если скульптура установл

Химеры галереи Нотр-Дам-де-Пари.
Химеры галереи Нотр-Дам-де-Пари.

В современности горгульи и химеры перепутались. Отчасти из-за того, что скульптурные горгульи химеричны и состоят из частей разных животных, отчасти этому способствовали статуи Собора Нотр-Дам-де-Пари.

В современном языке слово «горгулья» часто означает фантастическое полу-антропоморфное (как правило, крылатое) демоническое существо или выступает обозначением физического уродства.

*Французское слово «gargouille» состоит из: garg- родственному позднелатинскому глаголу «gargarizare», восходящему к др.греч., звукоподражательному, -γαργαρίζω – «полоскать» и вариацию слова gueule (ст.-фр. goule, от лат. gula) — «глотка».

Гаргульи собора Нотр-Дам-де-Пари.
Гаргульи собора Нотр-Дам-де-Пари.

*Наиболее распространённая форма слова-"гаргулья" -имеет обширный спектр значений. Но для конкретики может разделяться на архитектурный термин «гаргуйль» и «горгулью» обозначающее мифическое существо. Встречаются разные варианты написания: гаргойль, гаргуль, гаргулия и т. п.

Отличить горгулью от химеры очень просто, исходя из их утилитарности. Если скульптура установлена в качестве украшения и не выполняет функции водостока, её правильнее называть «химера» или «гротеск». Есть также региональные вариации слова, например «панк».

Горгулья — это гротескно вырезанное лицо или фигура человека или животного, выступающая в качестве водосточного желоба здания для отвода дождевых вод, фактически лежачая скульптура. В наши дни их тоже используют в качестве украшения. По сути это — фальшивые горгульи. Кстати, горгульи часто используются для оформления фонтанов. Больше о горгульях вы можете прочесть в первой части, тут ⬇️

Химера Виверн на здании собора Нотр-Даме-де-Пари (Собора Парижской Богоматери). Фото Flickr.
Химера Виверн на здании собора Нотр-Даме-де-Пари (Собора Парижской Богоматери). Фото Flickr.

Особенно много горгулий «обитают» во Франции. Самым известным их жилищем считается Нотр-Даме-де-Пари. По мнению французского архитектора Эжена Эмманюэля Виолле-ле-Дюка, реставрировавшего и частично перестроившего собор Нотр-Дам-де-Пари в 1842-1864г, первые горгульи появились в 1200–1220 гг в Нотр-Дам-де-Лане.

Гаргулья в виде крылатого бегемота на храме Нотр-Дам города Лан во Франции.
Гаргулья в виде крылатого бегемота на храме Нотр-Дам города Лан во Франции.

Главное отличие готических соборов, к которым относится Нотр-Даме-де-Пари, отсутствие живописи, восполненное скульптурами, витражами и скульптурными рельефами. Особое торжественное настроение создают витражи на библейские темы и композиции из жизни святых. Сюжеты скульптурных композиций и витражей, позволяют донести в доступной форме главные постулаты христианской веры и направить прихожан на путь истинный.

"Розетка"- круглое витражное окно в соборах готического стиля.
"Розетка"- круглое витражное окно в соборах готического стиля.

Концепция собора как центрального общественного места- это своеобразная «энциклопедия в камне», где вселенские чудеса, mirabilia mundi, отражали безграничность творения. Долгое время собор для прихожан был «Библией для неграмотных», библиотекой всеобщих знаний. Именно здесь средневековый христианин мог наблюдать смешение бестиария, исторической хроники, евангельского рассказа и образов Апокалипсиса. Нравоучение органично соседствовало с развлечением.

Именно в период расцвета готики происходит триумфальное возвращение горгулий на фасады храмов. Они выполняли свою функцию-применялись в качестве водоотводов, но из-за низкого качества материалов из которых были сделаны, быстро приходили в негодность и подвергались замене. Возможно, именно это стало причиной появления самых разнообразных форм горгулий на одном здании.

Горгульи Ульмского собора в Германии.
Горгульи Ульмского собора в Германии.

Начавшись с маскаронов, горгульи увеличиваясь в длину до одного метра в поздних вариациях. К концу XIIIв фигуры усложнились. В XIVв увеличилась их детальная проработка. Тогда же появились карикатурные, забавные и менее устрашающие формы. Некоторые авторы очень образно сравнивают горгулий готики с маргиналиями на полях церковных манускриптов.

*Маргиналии (marginalis «находящийся на краю»; от лат.margo «край») — рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем, содержащие комментарии, толкования, мнения переписчиков относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими.

Маргиналии на полях средневекового манускрипта.
Маргиналии на полях средневекового манускрипта.

Существуют разные предположения о смысловой нагрузке горгулий. По одному из них, это- воплощенные образы прирученных мистических, «своих», демонов- охранников здания —адских тварей, препятствующих проникновению настоящих сил Тьмы. По-другому, это устрашающее своим видом воплощение в камне грехов и страстей, которые очищаются низвергающейся с небес водой.

Собор Нотр-Дам-де-Пари еще без башенки.
Собор Нотр-Дам-де-Пари еще без башенки.

Что касается Нотр-Даме-де-Пари, закладка первого камня собора состоялась в 1161г, при непосредственном участии парижского епископа Мориса де Сюлли, назначенного на эту должность королем ЛюдовикомVII, отложившим ради этого проекта начало Седьмого Крестового похода и пожертвовавшего некоторую сумму на работы по строительству собора.

Официально началом строительства принято считать 1163г, когда собор посетил Папа АлександрIII, приезжавший в Париж в период с 24 марта по 25 апреля 1163г.

По легенде, зафиксированной хронистом Жаном де Сен-Виктором в его "'Memoriale Historiarum", написанном в XIVв, папа Александр Ill лично участвовал в закладке первого камня собора Нотр-Дам-де-Пари в присутствии короля ЛюдовикаVll.

Для строительства собора выбрали священное место. В галльский период здесь располагалась священная роща друидов. Во время Римской империи на месте рощи воздвигли храм, посвященный Юпитеру. Фундамент которого, в свою очередь, в период распространения христианства, использовали для возведения базилики Св.Стефана.

Камни базилики пошли на строительство нового собора в честь Богоматери.

В общей сложности, строительство Нотр-Даме-де-Пари (собора Парижской Богоматери) продлилось почти 200 лет, завершившись только к 1345г.

Витражи в алтаре Собора Нотр-Дам-де- Пари.
Витражи в алтаре Собора Нотр-Дам-де- Пари.

В период завершения постройки, Нотр-Дам-де-Пари являл архитектурное совершенство, настоящее технологическое чудо. При возведении собора строители впервые в строительстве использовали скобы из металла, дававшие крепость конструкции. Собор высотой более тридцати метров, был самым большим зданием когда-либо построенным, на тот момент. Украшенный яркими витражами, с ажурной каменной резьбой, множеством скульптур, он являл образец архитектуры готики.

Витражное окно -"роза"-главное украшение южной части собора Нотр-Дам-де-Пари.
Витражное окно -"роза"-главное украшение южной части собора Нотр-Дам-де-Пари.

В строительстве Нотр-Дам-де- Пари участвовали множество мастеров и ремесленников, каждый из которых привнес уникальность архитектурным элементам собора.

Основная часть работ проводилась под руководством епископа Мориса де Сюлли (1160-1197) и сменившего eгo Одона де Сюлли (1197-1208). На алтарной преграде сохранились имена работавших над собором мастеров: Пьер де Шелль, Жан де Бутелье и Жан Рави.

B 1186г, после богослужения в соборе Патриарха Иерусалимского Ираклия, состоялось захоронение погибшего на рыцарском турнире в Париже герцога Бретани Жоффрея( Джеффри II Плантагенета), сына короля Англии Генриха II и Алиеноры Аквитанской. А в 1190г-королевы Изабеллы де Эно, матери короля Франции ЛюдовикаVIII Льва.

Нотр-Дам-де- Пари до реконструкции.
Нотр-Дам-де- Пари до реконструкции.

*По преданиям, в одном из алтарей собора поместили частицу мощей Святого Дионисия, первого епископа Парижа. Эта информация не подтверждена документально, но чрезвычайно популярна.

Интересна легенда Нотр-Дам-де-Пари о загадочном учёном-алхимике XXв Фулканелли, специализировавшимся на алхимических знаниях Средневековья. Он утверждал, что скульптуры и рельефы собора скрывают глубокие знания, доступные только посвящённым в оккультные науки и считал, что в архитектурных элементах зашифрован код и знания строителей, который возможно разгадать истинным алхимикам.

Орган собора Нотр-Дам-де-Пари.
Орган собора Нотр-Дам-де-Пари.

К 1245г были закончены башни Нотр-Дам-де-Пари, а в 1315г - внутренняя отделка, весь собор был готов к 1345г. В 1351г было закончено ограждение литургического хора, где заседали каноники. После всех значительных работ, не считая небольших модификаций, собор оставался нетронутым вплоть до XVIIIв.

Во время Великой французской революции 1789г Нотр-Дам-де-Пари, чуть было не разрушили, но собор взял под защиту сам Наполеон Бонапарт.

Жак-Луи Давид «Коронация Наполеона». Коронация была проведена в соборе Нотр-Дам-де-Пари 2 декабря 1804г.
Жак-Луи Давид «Коронация Наполеона». Коронация была проведена в соборе Нотр-Дам-де-Пари 2 декабря 1804г.

В 1842г было решено провести реставрацию собора под руководством идеолога неоготики XIXв, основоположника архитектурной реставрации, французского архитектора Эжена Эмманюэля Виолле-ле-Дюка, выигравшего тендер в 1844 году. Предыдущие реставрации этого известного парижского архитектора: Амьенский собор, реставрация готической церкви Сен-Шапель и крепости Каркассон на юге Франции.

Собор Нотр-Дам-де- Пари до реставрации,1840г. Еще без галереи химер.
Собор Нотр-Дам-де- Пари до реставрации,1840г. Еще без галереи химер.

23 года, до 1864г потребовалось на восстановительные работы собора Нотр-Дам-де-Пари: на реставрацию здания и скульптур, замену разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля. Когда реставрация была завершена, собор заново освятили.

Химеры. Галерея Нотр-Дам-де- Пари.
Химеры. Галерея Нотр-Дам-де- Пари.

Виолле-ле-Дюк, в процессе реставрации, привнёс кое-что от себя: именно он автор знаменитой галереи химер на фасаде собора. Их статуи установили на верхней площадке у подножия башни-шпиля, который тоже он спроектировал. А еще архитектор расчистил место вокруг собора, снеся постройки, примыкавшие к нему, в результате чего перед фасадом Нотр-Дам-де- Пари появилась современная площадь.

Химеры Виолле-ле-Дюка. Правая- "мыслитель" Стрикс.
Химеры Виолле-ле-Дюка. Правая- "мыслитель" Стрикс.

Химеры Виолле-ле-Дюка не имели ничего общего с мифическим существом описанным Гомером.

Его химеры изображают различных существ фантастических птиц, обезьян, козлов, даже фантастического слона.

Мифическая птица-химера.
Мифическая птица-химера.

Самая известная химера собора Парижской Богоматери это "мыслитель". Прозвище это чудище получило благодаря своей задумчивой позе, схожей с застывшей фигурой одноимённой скульптуры Родена. Почему-то некоторым она напоминает мифическую птицу Стрикс похищающую маленьких детей. Поэтому эту химеру ещё называют «Неясыть»(лат. Strix). Но больше скульптура похожа на предводителя летучих обезьян из сказки Волкова "Волшебник Изумрудного города", и мало напоминает сову.

Химера Стрикс на открытке ХХв.
Химера Стрикс на открытке ХХв.
Химера Стрикс взирает на Париж с высоты собора.
Химера Стрикс взирает на Париж с высоты собора.

Прихожанам объяснили, что химеры - это существа, иллюстрирующие пороки.

Химеры служили напоминанием о судьбах грешников, воплощая в себе собирательные образы заблудших душ, томящихся в Аду.

С горгульями дело обстояло иначе.

Балкон с химерами.
Балкон с химерами.

Они выполняли функции водостоков, их нелицеприятный облик оправдывался очистительной функцией. Пропуская небесную воду, горгульи "очищались от пороков и грехов" и отводили дождевые потоки от фундамента, защищая собор от подтопления.

Химеры Виолле-ле-Дюка, выполненные с большой фантазией и юмором, вызывают разные эмоции, но не трепет, скорее удивление и восхищение.

XXIв оказался губителен для старого собора. То, что не получилось у деятелей Французской Революции, попытался довершить пожар. Но в какой-то степени и тут собор оказался победителем.

● Своды потолка удержали сгоревшую кровлю, она не обрушилась внутрь, предохранив интерьер собора.

● Сохранились все(!)старинные витражи собора. При этом легкоплавкий свинцовый профиль ни на одном из окон не расплавился.

*Витражи- окна из цветного стекла, обрамленного свинцовыми перекрытиями (профилем). В соборах на витражах обычно изображены композиции на религиозные темы.

● Старинный оргАн XVlв, находящийся очень близко к пылающей крыше собора тоже уцелел. Ни одна свинцовая труба внутри музыкального инструмента не расплавилась (хотя орган и пострадал от воды, льющейся на него, в процессе тушения пожара. ).

●Уцелели все Христианские реликвии собора (Терновый венец и т.п.).

●Была спасена вся живопись и скульптура внутри собора (в том числе огромная алтарная композиция из белого мрамора работы знаменитых братьев-скульпторов ХVlв Кусту и Антуана Куазево).

●Как ни странно, статуи Виолле-ле-Дюка, находящиеся очень близко к источнику огня, пережили разрушение. Остались целыми наружные скульптуры собора и знаменитые горгульи на пылающей крыше, даже скульптуры апостолов со сгоревшего шпиля.

Тушение пожара 15 апреля 2019г.
Тушение пожара 15 апреля 2019г.

Алтарь Собора Нотр-Дам-де-Пари после пожара. Скульптуры уцелели, как и  витражи за алтарем.
Алтарь Собора Нотр-Дам-де-Пари после пожара. Скульптуры уцелели, как и витражи за алтарем.

*Гротески-химеры использовались в качестве украшения на зданиях XIX и начала XX века в Европе и Америке. Ими могут похвастаться Нью-Йорк (горгульи из нержавеющей стали Chrysler Building), Миннеаполис и Чикаго. Горгулий и химер можно увидеть на многих церквях и зданиях, построенных в стиле модерн(ар-деко) как элемент декора, украшения здания.

Декоративные гаргуйли из нержавеющей стали Chrysler Building(Крайслер-билдинг), Нью-Йорк.
Декоративные гаргуйли из нержавеющей стали Chrysler Building(Крайслер-билдинг), Нью-Йорк.
Поместье Билтмор, США.
Поместье Билтмор, США.

В Европе и России тоже можно встретить украшающие здания элементы и гротескные украшения, напоминающие химер и горгулий.

Гротеск в виде совы на доходном доме Бадаева в Санкт-Петербурге. Стиль модерн.
Гротеск в виде совы на доходном доме Бадаева в Санкт-Петербурге. Стиль модерн.
Дом с химерами в Киеве. Архитектор Городецкий.
Дом с химерами в Киеве. Архитектор Городецкий.

Сейчас их задача удивлять и восхищать, а не напоминать о смертных грехах. А еще химеры и горгульи частые герои в мультфильмах, компьютерных играх и фильмах ужасов.

Химера, Массандровский дворец. Верхняя Массандра.
Химера, Массандровский дворец. Верхняя Массандра.
Горгульи в архитектуре фонтанов.
Горгульи в архитектуре фонтанов.

Иллюстрации взяты из интернета.

Лайки приветствуются и очищают Карму.